21 марта 2014 года — примечательный день для российской банковской системы, да и для всех нас тоже. В этот день американские системы платежных карт Visa и MasterCard безо всякого уведомления заблокировали операции по картам банка "Россия" и некоторых других банков. Стало ясно, что американцы способны «выключить рубильник», лишив нас возможности пользоваться ставшими уже столь привычными платёжными сервисами.
Действительно, трудно представить нашу повседневную жизнь без возможности расплатиться по карте в магазине, снять деньги в банкомате или осуществить покупку в интернете. Стало очевидно, что мириться со столь высокой зависимостью от недружественной нам страны совершенно недопустимо. При этом не все знают, какая грандиозная работа была проделана в последующие полтора года, по итогу которых была запущена национальная система платежных карт «Мир», и о той ключевой роли, которую в этом сыграла отечественная микроэлектроника.
Всё началось с подписания Президентом РФ 5 мая 2014 года Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно закона создавалась новая национальная платежная карта, а все платёжные системы, включая Visa и MasterCard, должны были перейти на процессинг Национальной системы платежных карт (НСПК).
В середине 2015 года было утверждено название платёжной карты «Мир», а также содан её логотип. 15 декабря 2015 года Банк России и АО НСПК объявили о начале эмиссии карт платежной системы «Мир». Среди первых банков, выпустивших карты «Мир», были Газпромбанк, Банк "Россия" и РНКБ Банк. Начиная со второго полугодия 2016 года выпуск карт новой платёжной системы приобрёл массовый характер.
За этим достижением стоял ударный труд российских айтишников и микроэлектронщиков. Национальная платёжная платформа была создана российской компанией «Опенвэй решения», причём все коды, лицензии иинтеллектуальнаясобственность были переданыв НСПК, принадлежащую ЦБ России. Чипы для банковских карт были разработаны зеленоградским НИИ Молекулярной электроники (НИИМЭ), и выпускаются также в подмосковном Зеленограде, на предприятиях «Микрон» и «Ангстрем». Разумеется, было обеспечено необходимое государственное финансирование всего проекта.
В первых банковских картах «Мир» использовался микроконтроллер для банковских приложений MIK51SC72D, ну а с 2019 года в платёжных картах «Мир» начал использоваться дуальный чип MIK51BC16D. Этот чип обеспечивает возможность работы карт как контактным, так и бесконтактным способом. Вообще говоря, это серьёзное достижение нашей микроэлектроники: подобные чипы в мире производит не так много компаний, среди которых выделяется французская Thales.
Этим микросхемам присвоен статус микроэлектронной продукции первого уровня. Это означает, что их разработка, изготовление и сборка осуществляются на территории России, причём без использования готовых технических схем иностранного производства. Данные чипы производятся по зрелой технологии 180 нм. И работают они также на отечественной операционной системе, созданной специалистами ГК «Микрон».
Почему так важно использовать в банковских картах именно отечественные микросхемы? Дело в том, что иностранные производители вполне могут встроить в свои чипы скрытые элементы и «качать» данные о платежах за границу. Не говоря уже о том, что они в любой момент могут ввести какие-нибудь санкции. Так что финансовая система страны обязательно должна функционировать на отечественном программном обеспечении и оборудовании.
Сфера использования зеленоградских микросхем не ограничивается одними банковскими картами: транспортные карты, SIM-карты для мобильных телефонов, RFID-метки для радиочастотной идентификации (маркировки) товаров. Но, конечно, обеспечение нормальной работы отчественной финансовой системы — главное достижение зеленоградских инженеров и программистов.
В прошлом месяце заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак сообщил, что мощности по выпуску чип-модулей для банковских карт «Мир» увеличены в два раза: с 28 млн до 56 млн штук в год. Так что без банковских карт мы не останемся.