Найти тему
Sputnik Латвия

В Латвии магазины заподозрили в непатриотизме

Торговые сети отнекиваются - ничего такого, только бизнес

Латвийские продукты на полках местных магазинов - на положении бедных сирот / © Sputnik
Латвийские продукты на полках местных магазинов - на положении бедных сирот / © Sputnik

Латвийский совет по конкуренции выяснил, что на некоторые продукты питания местного производства розничные магазины устанавливают наценку выше, чем на привезенные из-за границы.

Антимонопольный орган провел исследование рынка яиц, рыбных, молочных, мясных, зерновых продуктов и хлеба. Оказалось, что, к примеру, наценка на докторскую колбасу латвийского производства в среднем на 16% больше, чем на импортную, а на курицу - больше в 2,9 раза. Разница в наценке на яйца не столь велика, но тоже присутствует.

Латвийское антимонопольное ведомство призвало розничных торговцев не злоупотреблять своими правами и не нарушать нормы закона о запрете недобросовестной торговой практики.

На выводы совета обратило внимание Министерство земледелия Латвии.

"Это недопустимо как с национальной точки зрения - нужно поддерживать латвийских производителей, так и со стороны европейской политики, например, в части изменения климата. Продукты, которые перевозятся на меньшие расстояния, с меньшим количеством выбросов, стоят дороже, чем продукты, которые везут через тысячи километров", - возмутился глава ведомства Армандс Краузе.

Министр сообщил, что пригласил к себе на переговоры представителей сети супермаркетов Maxima и будет убеждать их снизить цены на продукты местного производства.

Министру Краузе не нравится, когда обижают латвийские продукты / © CC BY-SA 2.0, Saeima , Reinis Inkēns
Министру Краузе не нравится, когда обижают латвийские продукты / © CC BY-SA 2.0, Saeima , Reinis Inkēns

Между тем продуктовая розница отреагировала весьма недвусмысленно - торговцы отвергли подозрения в непатриотизме.

В Maxima заявили, что при формировании цены учитывается не только страна происхождения продукции.

В Maxima во главе угла - бизнес-процессы, заверил менеджмент / © maxima.lv
В Maxima во главе угла - бизнес-процессы, заверил менеджмент / © maxima.lv

"(Цена - ред.) очень зависит от категории, какая это товарная группа. И есть еще периоды акций - сначала на один продукт, потом - на другой. Но политика наценок на продукты не связана с их страной-производителем. Она связана со спецификой продукта: сколько у него есть альтернатив, насколько быстро он портится и так далее", - пояснил представитель Maxima Latvija Янис Бесерис.

В Rimi Latvija указали, что выводы Совета по конкуренции к магазинам сети не относятся.

"В целом на розничном рынке Латвии больше всего местных производителей представлено именно в Rimi", - подчеркнул председатель правления Rimi Latvija Валдис Турлайс.

По его словам, компания ежедневно поддерживает латвийских производителей – так, среди свежих продуктов питания местная продукция составляет около 70% ассортимента.

"Выводы исследования совета в отношении яиц, рыбы и мясных продуктов не могут быть применены, так как не соответствуют ни ценовой политике, ни стратегии Rimi", - уверяет Турлайс.

Магазины Rimi очень любят местных производителей, утверждает руководство © CC BY-SA 3.0, Titāns
Магазины Rimi очень любят местных производителей, утверждает руководство © CC BY-SA 3.0, Titāns

В свою очередь, представитель Института сельскохозяйственных ресурсов и экономики Ингуна Гулбе обратила внимание, что на рынке Латвии у продавца продуктов больше значимости, чем у производителя.

"Поставщиков много, и если торговцу кто-то не нравится, то он не берет товар или диктует свои условия. А торговцев не так много, и в Латвии эта ситуация пока более выражена, чем в других странах: у нас практически только две очень серьезные сети", - сказала Гулбе.

Ингуна Гулбе в споре с торговцами на стороне производителей / © Sputnik
Ингуна Гулбе в споре с торговцами на стороне производителей / © Sputnik

По ее словам, государство должно поддерживать как торговцев - чтобы в стране стало больше разных розничных магазинов, так и крестьян - чтобы они могли конкурировать с производителями из зарубежных стран.