Найти в Дзене
VK Гид

Что все будут читать в 2024 году?

Оглавление
© Пресс-служба non/fictioN
© Пресс-служба non/fictioN

4 апреля в Гостином дворе открылась Международная ярмарка интеллектуальной литературы «non/fictioN весна». Книжный обозреватель Максим Мамлыга изучил новинки издательств и обнаружил стойкий интерес к мифологии и фольклору. Что читать по теме, если тебе не чужд этот тренд, — в колонке для VK Гида.

С чего всё началось

Не секрет, что в сложные времена людям перестаёт хватать рациональных, научных объяснений того, что происходит вокруг, и они начинают обращаться к магам, гадалкам, экстрасенсам, астрологам. Об этих механизмах психики пишут, например, Моника Блэк в книге «Земля, одержимая демонами: ведьмы, целители и призраки прошлого в послевоенной Германии» и Алексей Конаков в книге «Убывающий мир: история “невероятного” в позднем СССР». Возможно, поэтому в отечественном книгоиздании усиливается тренд на обращение к мифам, фольклору, сказке, архетипам — то есть к опыту поколений, выраженному в символах, метафорах, аллегориях и воплощённому в странных сюжетах и волшебных существах.

Если говорить начистоту, то такие книги никогда не пропадали из нашего обихода. За последние годы, например, вышли прекрасные романы Алексея Сальникова («Петровы в гриппе и вокруг него», «Оккульттрегер»), Евгении Некрасовой («Калечина-Малечина», «Кожа»), Дмитрия Захарова («Комитет охраны мостов»), Ольги Птицевой («Сёстры озёрных вод», «Там, где цветёт полынь») и многие другие, где подобные элементы играют ключевую роль. Однако в последнее время их стало ощутимо больше.

Тут наверняка сыграли роль пандемия коронавируса и политический кризис, накрывший весь мир. Многих последние события заставили переосмыслить то, как устроена наша жизнь, почувствовать хрупкость человеческой цивилизации. Так, острая необходимость в науке, без которой, например, было бы невозможно изобрести вакцину, ещё совсем недавно сочеталась с разгулом откровенно антинаучных дискуссий. Проблема противостояния научного знания и суеверия частично уходит корнями в предмет исследования медиевистов. Недаром несколько лет назад произошёл бум издания литературы на тему Средневековья, не утихающий до сих пор. А началось всё с команды «Страдающего Средневековья», которая издала одноимённый нон-фикшен.

Интерес к мифологии подогревали переиздания теоретических книг, дающих необходимую оптику. Самое громкое из них — это триумфальное возвращение на полки книжных магазинов «Морфологии волшебной сказки» Владимира Проппа и других его трудов (о популярности Кэмпбелла и его «Тысячеликого героя», а также «Тысячеликой героини» Марии Татар, переизданиях Юнга и юнгианцев даже говорить не приходится).

Одним из первых волну поймало издательство «МИФ», которое пару лет назад запустило целую серию, посвящённую мифологии разных народов, — от довольно традиционных изданий вроде «Греческие и римские мифы: от Трои и Гомера до Пандоры и Аватара» до уникальных, таких как «Страшный, таинственный, разный Новый год. От Чукотки до Карелии: старинные легенды, магические обряды, праздничные обычаи народов России» Натальи Петровой и Надежды Рычковой или «Карело-финские мифы: от “Калевалы” и птицы-демиурга до чуди и саамов» Владимира Петрухина.

Следом похожую серию сделало издательство «Бомбора», а «Лимбус-пресс» начало издавать пересказы эпосов в прозе («Слово о полку Игореве» в переложении Евгения Лукина и «Старшая Эдда» в переложении Ильи Бояшова). Издательство Livebook сделало небольшую, но очень хорошую серию «Мифы», в которую вошли сюжеты известных писателей, вдохновлённые древностью: «Рагнарёк» Антонии Байетт, «Пенелопиада» Маргарет Этвуд и «Девушка встречает парня» Али Смит.

Что читать прямо сейчас

На открывшейся ярмарке non/fictioN можно увидеть, что мода на мифологию и древний эпос находится в расцвете. Причём как в фикшене, так и в нон-фикшене.

© Альпина. Проза /  Inspiria / Полынь / АСТ
© Альпина. Проза / Inspiria / Полынь / АСТ

В современной русскоязычной прозе можно обратить внимание как на переиздания хорошо знакомых книг, вроде «Калечины-Малечины» Евгении Некрасовой (где одна из двух главных героинь — кикимора), так и на целый ворох новинок.

Например, в романе Аси Демишкевич «Раз мальчишка, два мальчишка» фольклор и сказка помогают рассказать современную и страшную историю. А в «Кадаврах» Алексея Поляринова автор, основываясь на инструментах традиционного фольклора, выдумает свой собственный псевдофольклор в рамках фантастического сюжета.

Юлия Шляпникова в янг-эдалте «Наличники» использует элементы татарского фольклора. К слову, интерес к локальному фольклору тоже не новый: в прошлом году была выпущена замечательная книга Асии Арслановой «Аул», а если говорить о внеэтническом разрезе, то можно вспомнить книги Александры Степановой, Ольги Птицевой, Саши Карина и других.

Денис Лукьянов пошёл ещё дальше — обратился к наследию Древнего Египта. В его романе «Век серебра и стали» египетские боги вернулись в мир в XIX веке и изменили его.

© Ad Marginem Press / ИД «Городец» / Inspiria
© Ad Marginem Press / ИД «Городец» / Inspiria

Есть и несколько зарубежных новинок, которые не стоит пропускать. Во-первых, это модернистский роман Мариу ди Андради «Макунаима, герой, у которого нет характера» — настоящий коктейль из мифологии и фольклора Бразилии.

Во-вторых, современный поэтичный роман исландского писателя Сьона «В холодной росе первоцвет», где снова большую роль играет местная мифология.

Наконец, в книге Чикодили Эмилумаду «Озомена» девушка едет в Африку и видит, как мифы оживают прямо у неё на глазах.

© Издательство «МИФ» / Аст / Лёд
© Издательство «МИФ» / Аст / Лёд

Из интересного нон-фикшена можно выделить «Возвращение героя. Архетипические сюжеты, древние ритуалы и новые символы в популярной культуре» Юлии Милович-Шералиевой (книга, объясняющая, почему популярная культура обращается к архетипам и учит распознавать их).

«Горько-сладкий эрос» Энн Карсон — это научно-популярный труд, рассказывающий о любви в Древней Греции, в том числе с опорой на мифологию. «Случайные боги. О людях, невольно ставших божествами» Анны Деллы Субин прекрасно раскрывают механизмы возникновения религий, основываясь на материалах не очень далёкого прошлого. А книга Ника Грума «Толкин и его легендариум. Создание языков, мифический эпос, бесконечное Средиземье и Кольцо Всевластья» рассказывает о работе человека, который с научной скрупулёзностью создал удивительный мир, основываясь на исследованиях эпоса, сказки и фольклора.

Это ни в коем случае не исчерпывающий список. Прогуливаясь по ярмарочным стендам, посещая мероприятия, разговаривая с продавцами и издателями, ты сможешь открыть для себя куда больше книг, укладывающихся в тренд. Кто знает, быть может, одна из них поможет именно тебе понять мир вокруг.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.