Во всех войнах и во все исторические эпохи русские солдаты заметно отличались на войне от их противников. Некоторые их военные приёмы появились, конечно, не просто так, и «не от хорошей жизни». Но о морально-волевых качествах наших воинов они говорят весьма красноречиво.
№5 Воевали с презрением к смерти
Гитлеровский генерал фон Меллентин особо указывал на то, что русские всегда отличались презрением к смерти, а коммунистический режим - ещё больше развил в них это чувство.
Они будут атаковать снова и снова, невзирая на потери, пока не достигнут нужного результата. Каждый будет осознавать, что, с высокой степенью вероятности, он погибнет или получит тяжёлое ранение в данных атаках. Но это его не остановит!
В поисках объяснения этого странного для западных европейцев презрения к смерти, они объясняли его свойственным русским людям фатализмом – покорностью своей судьбе. От которой, как говорят в русском народе, не уйдёшь.
А ещё – странной надеждой на пресловутый «русский авось», способностью поиграть в смертельную «русскую рулетку». Наивной верой в то, что «все вокруг погибнут, а мне повезёт, и я выживу».
И только после этих измышлений об особенностях национальной психологии, бывшие гитлеровские военачальники всё-таки отдавали должное мужеству и воле русских солдат.
№4 Не сдавались в плен
Тесно связано с презрением к смерти и странное нежелание многих русских солдат не сдаваться в плен, упорно сопротивляясь даже в самой безнадёжной ситуации.
Самоубийство при неотвратимой угрозе взятия в плен – это редкость у западных европейцев. Вспомним, как «пачками» в плен гитлеровцам сдавались французы, бельгийцы, датчане и прочие солдаты завоёванных вермахтом стран Европы.
Суицид как альтернативу плену не смог выбрать даже фельдмаршал Фридрих Паулюс. Хотя все, начиная с фюрера, настойчиво намекали полководцу на это, и подталкивали его к такому шагу.
А в Советской Армии - не только военачальники, но и многие простые бойцы не сдавались живыми в плен, стараясь подорвать себя гранатой, чтобы был шанс прихватить с собой на тот свет ещё и кого-нибудь из врагов.
№3 Исключительная неприхотливость
Русский солдат не только храбрый и упорный – он ещё и очень непритязательный, живучий, маловосприимчивый к жизненным неудобствам и невзгодам.
Многие поколения наших противников всегда отмечали особую неприхотливость русских бойцов. По словам уже упомянутого фон Меллентина, для солдата любой нации полевая кухня - это святыня, а для русского всего лишь - приятная неожиданность. Потому что русские способны очень долго обходиться очень скудными припасами, а то и вовсе «на подножном корму».
№2 Не уклонялись от штыковых и рукопашных схваток
«Пуля – дура, штык – молодец», – сказал Александр Суворов. Конечно, слова эти актуально звучали только в его восемнадцатом веке. Тем не менее, и через сто, и через двести лет после Суворова, когда технологии огнестрельного оружия выросли просто несоизмеримо, русские солдаты и тогда всё равно не имели привычки уклоняться от рукопашных и штыковых схваток (в отличие от их западноевропейских противников).
В Великую Отечественную абсолютное большинство штыковых атак и рукопашных схваток были инициированы советскими бойцами. Немцы и их союзники такого приёма ведения боевых действий всегда избегали. Сама тактика пехотных подразделений вермахта и союзников настраивала их на это.
Недаром штыковой бой с русскими ветераны и бывшие солдаты вермахта вспоминали как самое страшное и неприятное, что им довелось пережить на Восточном фронте.
№1 Ходили в рейды за «языками»
Практика захват «языка» – когда командование ставило разведчикам задачу: выкрасть из расположения врага солдата (а лучше )офицера, чтобы узнать от него оперативную информацию – широко использовалась только в Советской армии.
Немцы и их союзники использовали такой метод добывания информации крайне редко. Они считали его сомнительным: что ценного может сообщить вражеский солдат или младший офицер? Его дело маленькое, он ничего не знает и о силах, ни о планах командования… Зачем же тогда рисковать жизнями разведчиков (ценных, квалифицированных кадров)?
Потому что захват «языка» - это действительно очень рискованная операция, а вовсе не такая бравая увеселительная прогулка, какой её изображают в кино. Люди погибали за это. А ещё обиднее было, когда при отходе погибал или убегал «язык». Столько сил было затрачено, и надо по новой идти. А куда идти-то? Там уже всё растревожено у противника.
Русские сражаются отчаянно, и классическим военным путём Россию не победить. Это наши геополитические противники хорошо уяснили в ХХ веке. Россию можно победить только изнутри. В этом направлении они и стали работать. К сожалению, весьма эффективно.
А как Вы считаете, какое качество ещё можно добавить в этот список?