Кинокартина по роману Александра Дюма-отца «Три мушкетера» вышла на экраны в 1979, но история проекта началась в 1974 году с постановки мюзикла в театре. Постановщиками были Марк Розовский и Юрий Ряшенцев. Спектакль играли на сцене ТЮЗа несколько сезонов, но затем сняли с показа. Один из сотрудников театра в 1978 гору загорелся идеей экранизировать произведение. Но он не хотел повторять историю двусмысленного спектакля, а, наоборот, планировал создать легкий и непринужденный мюзикл. За работу взялась Одесская киностудия, а роли трех неразлучных мушкетеров исполнили Вениамин Смехов, Игорь Старыгин и Валентин Смирнитский. «Новичка» д'Артаньяна сыграл Михаил Боярский. Но история фильма «Три мушкетера» на этом не заканчивается – за сценой осталось немало скандалов и интриг.
Плохие условия проживания – скандал в гостинице
Первое, с чем столкнулись актеры – скандал в апреле 1978 года. Директор съемки Михаил Бялый планировал сэкономить и поселил артистов в гостинице «Колхозная». Условия проживания в ней были, мягко говоря, не лучшими. Прожив в гостинице несколько дней, актеры решили: так не пойдет. В знак протеста они отправились ночевать в люкс-номер соседней гостиницы, где поселился режиссер Юнгвальд-Хилькевич.
Георгий, вернувшись домой после съемки, открыв дверь, увидел всех артистов в своем жилище. Он сразу же набрал телефон Бялого и пригласил его, чтобы разобраться в ситуации. В номере произошел скандал, после которого директор съемки расселил актеров в лучшие номера.
Пьянство во время съемок
Режиссер картины рассказывал, что съемочная группа и актеры, в том числе Боярский и Алферова, любили выпить и вели себя непристойно. При этом сценарист Марк Розовский придерживается другого мнения. Он, наоборот, рассказывал, что на съемках царила приятная и дружелюбная атмосфера. Да, имели место посиделки с алкогольными напитками – но в пределах разумного. В то же время на студии другая команда работала над картиной «Место встречи изменить нельзя». После трудового дня участники съемок любили отдохнуть вместе.
Неприязнь режиссера к Ирине Алфёровой
Современный зритель запомнил только Ирину Алферову в образе Констанции Бонасье. Эта роль стала одной из ключевых в карьере актрисы. Изначально руководство настаивало на Светлане Пенкиной и Ирине Алферовой, которые на тот момент были на волне популярности.
Режиссер не был согласен с их кандидатурами. Ходят слухи, что на роль Констанции пробовали Наталью Воробей. Другой вариант – Евгения Симонова, которую режиссер считал лучшим вариантом. В ней он видел «французскую непринужденность», которой не было у Алферовой со «славянским» типом лица.
Но руководящие лица были непреклонны и роль осталась за Алферовой. Между режиссером и актрисой на съемочной площадке были плохие отношения. Со временем развилась открытая неприязнь, которая была заметна с обеих сторон и прослеживалась в интервью.
Проблемы с КГБ
Новость о съемках фильма вызвала невиданный ранее ажиотаж. За артистами следовали полные автобусы с поклонниками. Сами актеры не упускали шанса покутить, часто ставя съемки сцен под угрозу срыва. В один момент все это развилось в небольшой политический скандал.
После истории с гостиницей «Колхозная» команду пересилили в гостиницу областного комитета. По вечерам актеры развлекались, пародируя лидеров партии и громко смеялись. Но гостиница была необычная – в номерах стояли прослушки. Режиссер лично убедился в пародийных талантах актеров, когда его пригласили в кабинет КГБ и включили запись на магнитофоне. Юнгвальд-Хилькевич долго извинялся и обещал, что не допустит подобного и поговорит с артистами. Сотрудники простили первую оплошность команды.
Режиссеру удалось убедить чекистов, что артистам необходимо кривляться и подражать. Он рассказал, что они постоянно пародируют и его самого. Несмотря на их речи, все артисты – патриоты Родины. Ему удалось уверить сотрудников, что больше такого никогда не повторится – и был прав. Когда режиссер рассказал о визите в КГБ актерам, те испугались и перестали рассказывать политические анекдоты и кривляться. Но это не касалось пьянок и гуляний – о них артисты не забывали до конца съемок.
Суды после окончания съемок
Съемку сцен и финальное производство фильма закончили в срок, несмотря на все скандалы и проблемы. Картина была представлена 25 декабря 1978 года. Но и тут не обошлось без разбирательств. На режиссера подали в суд постановщики театральной картины – с ними Юнгвальд-Хилькевич и так конфликтовал, критически высказываясь о текстах песен в фильме.
Скандал был связан с изменениями в сценарии и частичном присвоении гонорара. Разбирательства длились год. В итоге режиссеру в суде удалось доказать, что он получил награду только за режиссерскую работу – об этом свидетельствуют и титры.
Фильм вышел на экраны вовремя и с этого момента полюбился советским, а затем российским зрителям.
А что вы думаете о кандидатуре Евгении Симоновой на роль Констанции? Может, режиссер был прав и она была бы более убедительной в этой роли?