4,6K подписчиков

1972 год: Худсовет по фарфору

558 прочитали
Друзья, майский номер журнала «Декоративное искусство СССР» за 1972 год опубликовал обзор новой продукции фарфоровых заводов СССР, представленной на художественно-технический совет Всесоюзный институт

Друзья, майский номер журнала «Декоративное искусство СССР» за 1972 год опубликовал обзор новой продукции фарфоровых заводов СССР, представленной на художественно-технический совет Всесоюзный институт ассортимента изделий лёгкой промышленности. Названо много, представлено в виде фотографий крайне мало. Вновь попробую проиллюстрировать текст.

Селезнёва Р. Совет по фарфору // Декоративное искусство СССР, 1972. – № 5 (174). – С. 48–49.

Прошёл большой художественно-технический совет ВИАлегпрома. Участники совета заслушали сообщения о перспективах развития фарфоро-фаянсовой промышленности на 1971–1975 годы, о развитии чайно-кофейного ассортимента на 1972–7173 годы, об опыте применения растровой печати в декалькомании и других художественно-технических вопросах.

На совете было просмотрено более 500 сервизов и других изделий из фарфора, фаянса и майолики и рекомендовано к внедрению в производство свыше 400 образцов. Предприятия пяти союзных республик продемонстрировали большое разнообразие художественных решений в зависимости от назначения изделий: массовую посуду в многочисленных разделках, яркие восточные чайные наборы, строгие белые сервизы для общественного питания.

Техника нанесения декора на изделия тоже применялась разнообразная: наряду с ручной росписью и декалькоманией были показаны первые пробы офсетной печати и подглазурного карандаша.

Н. Назаренко и В. Костенко. Чайный набор. Барановский фарфоровый завод
Н. Назаренко и В. Костенко. Чайный набор. Барановский фарфоровый завод

Следует отметить успехи художников Украины: так, чайный набор Н. Назаренко и В. Костенко (Барановский фарфоровый завод), состоящий из двух чайников и набора чашек, своей округлостью и чистотой цвета создаёт какое-то радостное ощущение и чувство уюта.

Разносторонним мастером, успешно работающим над формой и росписью, показал себя художник В. Спица; его яркий сервиз «Вишенка» и белоснежный, изящной формы, тактично тронутый золотом сервиз «Алёна» получили отличную оценку. |

Удачно выступил Бориславский фарфоровый завод – здесь выделялся новый кофейный сервиз «Лебедь», предложенный в нескольких вариантах росписи художником Петром Щербоносом.

И. Вицко. Чайный сервиз «Рельефный». Полтавский фарфоровый завод
И. Вицко. Чайный сервиз «Рельефный». Полтавский фарфоровый завод

Большое одобрение участников совета получили работы художника И. Вицко: чайные сервизы «Весна» и «Рельефный» – набор посуды с подглазурной росписью, предназначенный для национальных блюд.

Среди заводов Российской Федерации следует отметить «Пролетарий», показавший интересные деколи для посуды массового выпуска – рисунки А. Гориной и З. Алексеевой.

Художник Южноуральского завода В. Орлов удачно выступил как автор формы и разделок, в частности, хорош его сервиз «Клюковка», удобный для повседневного использования в домашнем быту.

В. и А. Ермоленко. Кофейный сервиз «Лужок». Краснодарский фарфорофаянсовый завод
В. и А. Ермоленко. Кофейный сервиз «Лужок». Краснодарский фарфорофаянсовый завод

Художники Краснодарского завода с увлечением работают над новым для них материалом – фаянсом. Интересны сервизы «Кавказский заповедник», «Лужок», «Голубые горохи»› и др. – В. Мельника, В. и А. Ермоленко и В. Михеева.

Сильнее, чем в прошлые годы, выступил фаянсовый завод им. Калинина; были показаны новые отличные кофейные сервизы и подарочные комплекты Н. Литвиненко и В. Шинкаренко.

В. Сергеев. Кофейный сервиз. Фаянсовый завод им. Калинина
В. Сергеев. Кофейный сервиз. Фаянсовый завод им. Калинина

Скульптор В. Сергеев, работающий в основном в малой пластике, сделал сервиз для кофе, декорированный лепными украшениями.

Ведущие заводы страны, Дулёвский и Дмитровский, показали ряд новых разнообразных сервизов художников А. Строчилина, А. Гузанова, А. Рыжкова, А. Коновалова, В. Лосева, Р. Виноградовой, а также интересный декоративный набор «Иван да Марья», форма которого решена скульптором Ю. Ганрио, а рисунок А. Харитоновым.

Живой интерес вызвал просмотр работ ленинградцев. Фарфоровый завод им. Ломоносова вновь продемонстрировал высокую школу мастерства, показав изделия выдающихся художественных достоинств.

Лариса Григорьева (роспись). Эдуард Криммер (форма). Чашка с блюдцем из сервиза «Апрель». 1970. ЛФЗ. Высота 5,5 см. Диаметр 13 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-7241. Госкаталог: 7331017.
Лариса Григорьева (роспись). Эдуард Криммер (форма). Чашка с блюдцем из сервиза «Апрель». 1970. ЛФЗ. Высота 5,5 см. Диаметр 13 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-7241. Госкаталог: 7331017.

Особенно хочется отметить произведения художников Т. Безпаловой и Н. Славиной. Тонкие графические рисунки Безпаловой, исполненные акварельной лёгкости и необычайной чистоты цвета, прекрасно сочетаются с отточенными формами А. Лепорской и С. Яковлевой.

Большую и очень эффективную творческую работу провела Н. Славина, разработав разнообразные рисунки подглазурной кобальтовой деколи. Этот метод декорирования делает реальным массовый выпуск фарфоровой посуды, оформленной высокохудожественными рисунками. Он точно передает авторский почерк художника. Славина поделилась опытом работы с художниками других предприятий.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив