ИД «Аргументы и факты», ряд некоммерческих организаций и профильный координационный совет Общественной палаты России планируют запустить в июне текущего года интернет-портал «Национальный индекс гостеприимства».
Целью создания данного проекта выступает повышение уровня безопасности и качества туризма, создание условий, направленных на улучшение «туристической» репутации субъектов и муниципалитетов страны для российских путешественников. Приоритетное направление для всех организаторов Индекса – защита прав туристов.
Планируется, что индексироваться будут и средства размещения, среди которых кемпинги, отели, хостелы и другие объекты размещения, а также российские регионы, где они находятся.
Уровень гостеприимства
Реализация проекта пройдет в несколько этапов по двум ключевым направлениям. Для объектов размещения будет подготовлен специальный портал, где отели, гостиницы, кемпинги и хостелы смогут выложить анкету с информацией о себе, которая в том числе будет подтверждать наличие важных элементов гостиничного сервиса – доступность для маломобильных групп населения, соотношение цена/качество, экологичность, качество услуг, заявленных при продаже, безопасность. Оценка субъектов России будет вестись по участию регионов в программах организации отдыха участников СВО и их семей. Еще одно направление проекта – оценка работы отелей страны самими туристами. Для этого будет реализовываться система «тайный гость». Первыми такими гостями отелей в разных российских регионах станут читатели и журналисты «АиФ».
Благодаря участию в проекте «Национальный индекс гостеприимства» путешественники смогут лично повлиять на улучшение сервиса, предоставляемого в отелях и других объектах размещения. Для этого туристам потребуется заполнить специальную электронную анкету по каждой гостинице, в которых он когда-либо проживал: во время отдыха или, например, деловой поездки. Информация о местах размещения на интернет-портале Индекса и отзывы читателей «Аргументов и фактов» в дальнейшем помогут туристам принять решение, стоит ли ехать в тот или иной регион страны или нет.
Для отелей и иных объектов размещения участие в проекте – возможность получить конкурентное преимущество и дополнительное продвижение в информационных кампаниях. Естественно, при достижении высоких позиций в Индексе. Кроме того, регистрация объектов размещения на портале и загрузка необходимых документов и подтверждений, высокие оценки туриста – это повышение рейтинга и региону в целом.
Администрации субъектов и муниципалитетов России за счет высоких позиций в Национальном индексе гостеприимства смогут привлечь дополнительный турпоток, обеспечивающий развитие объектов малого и среднего бизнеса, которые работают как в сфере туризма, так и в смежных отраслях – общепита, культуры, торговли и так далее.
В настоящее время в России нет никакого интернет-сервиса, который бы давал комплексно решить все перечисленные выше задачи. Многие системы бронирования и отзывов по объектам размещения и достопримечательностям находятся за границей, в связи с чем ряду россиян они просто недоступны. Помимо этого, отзывы чаще всего оставляются анонимно, а пишут их обычно совершенно случайные люди. Национальный индекс гостеприимства поможет исправить эту ситуацию. Запустить проект планируется уже в начале июня этого года. На данный момент сервис дорабатывается. Создаются инструкции и положения к нему.
Говорят эксперты
По словам генерального директора АО «АиФ» Руслана Новикова, сфере туризма в «Аргументах и фактах» уделяется много внимания. В частности, на данный момент редакцией газеты реализуется два интересных и больших информационных проекта: «Отдыхаем здесь» и «Пора ехать!». Первый из них представляет собой витрину лонгридов о разных субъектах РФ с инфографиками, видеоматериалами, фотографиями исторических и природных памятников, интересными рассказами о туристских объектах.
Второй проект, как уточнил Руслан Новиков, является картой России с краткой справкой по каждому региону: его гастрономические особенности, туристические достопримечательности, а также интересные и необычные локации.
Также на сайте «АиФ» присутствует постоянная рубрика «Туризм». Помимо этого, газета третий год реализует с Всероссийским обществом охраны природы проект «Уникальные водоемы России», имеющий непосредственное отношение к туризму.
«Нам близка эта тема. У нас самая обширная редакционная сеть в стране. Более 40 млн человек читают наш сайт, и более 22 млн человек читают газету. Поэтому мы с радостью поддержали инициативу Всероссийского объединения туристов по созданию Индекса гостеприимства. С нашей точки зрения – это очень важный интерактивный проект для развития туризма в нашей стране», – заключил гендиректор АО «АиФ».
По мнению председателя Всероссийского объединения туристов Дмитрия Давыденко, и президент Владимир Путин, и федеральное Правительство вкладывают значительные усилия в развитие внутреннего туризма в России. Так, совсем недавно глава государства провел совещание по масштабному проекту «Пять морей и озеро Байкал». По итогам встречи было принято решение о создании больших туристических кластеров, что благоприятно скажется на развитии непосредственно семейного туризма.
Руководитель рабочей группы по защите прав туристов Общественного совета Роспотребнадзора добавил, что по итогам прошлого года туристический поток в России составил 78 млн человек. К 2030 году же планируется увеличить его до 140 млн туристов.
«Это значит, что и сама туристская инфраструктура должна не только вырасти, но и обеспечить для путешественников и отдыхающих комфортный уровень сервиса и максимальную безопасность», – подчеркнул Дмитрий Давыденко.
Спикер также обратил внимание на то, что именно для этого и необходим Индекс гостеприимства. С одной стороны, отели сами будут заявлять и подтверждать качество своих услуг, с другой – сами туристы смогут оценивать данные услуги. Все это позволит создать Индекс как отелей в частности, так и регионов РФ в целом. Турист же, в свою очередь, с помощью данного портала сможет выбрать то, что ему больше подходит.
По словам председателя Координационного совета по развитию индустрии гостеприимства и отдыха Андрея Максимова, последние годы российские туристы активно путешествуют по регионам страны, что позволяет индустрии гостеприимства постоянно расти и развиваться. В связи с этим внимание все чаще приковывается и к туристическим «магнатам» различных территорий, и к качеству сервиса, который предоставляется как в ресторанах и гостиницах, так и на других объектах посещения.
«Запускаемый национальный индекс призван помочь потребителям оценить качество туристических сервисов и инфраструктуры каждого региона и муниципалитета России», – прокомментировал член Общественной палаты России.
Как отметил президент Фонда «Лидер» Дмитрий Петров, активное вовлечение всех заинтересованных участников в успешную реализацию проекта Индекса позволит определить необходимые условия для формирования культуры туризма в России. На повышении качества услуг в туриндустрии, безусловно, скажется и осведомленность, и информированность туриста. При этом Национальный индекс гостеприимства, в свою очередь, позволит повысить привлекательность непосредственного внутреннего туризма.