55K подписчиков

"Пионеры не боятся волков": пионерская романтика Сергея Прокофьева

320 прочитали

Когда Сергей Сергеевич Прокофьев начал писать своего "Петю и волка" (в апреле 1936 года), он имел о советских пионерах чисто теоретическое представление.

Советский пионер с французским уклоном

В это время он только-только окончательно перебрался в СССР из Франции после 18-летней эмиграции и, ожидая получения квартиры, жил в гостинице для иностранцев "Националь". Возможно, он мог наблюдать со стороны пионерские отряды на улицах Москвы, подобно этим интуристам на картине Ивана Владимирова.

Иван Владимиров. Иностранцы в Ленинграде. 1937 г.
Иван Владимиров. Иностранцы в Ленинграде. 1937 г.
Кстати, его собственные дети Святослав и Олег, родиной которых была Франция, а родным языком - французский, к тому времени хоть и достигли пионерского возраста, пионерами не были и вообще в СССР ещё не приехали.

Интересовался ли специально Прокофьев жизнью советских пионеров, чтобы достоверно изобразить Петю, читал ли он с этой целью рассказы Аркадия Гайдара или "Пионерскую правду", неизвестно. Скорее всего, нет.

Во всяком случае, вся мирная атмосфера "Пети и волка" с его дедушкой, кошкой и птичкой разительно отличается от духа "Пионерской правды" 1936 года, где чуть ли не в каждой заметке, судя по заголовкам, пионеры кого-нибудь разоблачают ("Мой брат - плохой комсомолец"), торжествуют над убитым врагом ("Меткая пуля уложила фашиста" - речь о войне в Испании) или докладывают о своих трудовых успехах Сталину и Ворошилову.

В тексте "Пети и волка", фактически, экспромтом написанным самим Прокофьевым, мы увидим, что он вообще не стремился к тому, чтобы его сюжет хоть как-то вписался в советские реалии (которых он, собственно, и не знал). Да и зачем? Ведь он писал сказку.

Поэтому нам не приходит в голову удивляться, почему это дом дедушки, стоящий рядом с лесом (дача? деревенский дом?), окружён не деревянным, а высоким каменным забором, как какой-нибудь замок. И что это за охотники, совсем не похожие на колхозников, бродят по лесу с ружьями?

Во всём этом есть какие-то французские перепевы, отдалённо напоминающее сказку о Красной Шапочке, в которой тоже есть и лес, и волк, и охотники, только вместо девочки мальчик, а вместо бабушки - дедушка.

Кстати, бабушка из этой сказки, живьём проглоченная волком, явный прототип утки из "Пети и волка", которую постигла та же судьба.

Всегда готов!

Но всё же Петя у Прокофьева - настоящий советский пионер-всем ребятам пример. Он самостоятельный, инициативный и смелый ("пионеры не боятся волков" - сообщает он дедушке), а также сообразительный и умелый: никакой французский Мальчик-с-пальчик не мог бы так ловко поймать волка петлёй за хвост.

Кроме того, он гораздо гуманнее персонажей французских сказок. Петя не даёт охотникам убить волка, а советует отвести его под конвоем в зоологический сад (так у Прокофьева).

Правда, остаётся неизвестной судьба проглоченной волком утки, которая голосом гобоя крякает в его животе. Вероятно, в зоологическом саду волку предстоит операция.

Главное тут, конечно, не столько сам сюжет, сколько музыка. Она освещает всю эту историю лучезарным сиянием счастливого пионерского детства, лучезарность которого, конечно, принадлежит к области советского мифа.

Пионеры 30-х годов. ММАМ/МДФ
Пионеры 30-х годов. ММАМ/МДФ

Но и любой, далёкий от темы пионерии человек узнает в этой музыке своё прекрасное детское далёко в до мажоре. Точнее, то самое хорошее в нём, что прошло через фильтры нашей памяти. Поэтому (точнее, и поэтому тоже) "Петю и волка" Прокофьева так любят во всём мире.

Об этом здесь 👇

Эту музыку (заключительный триумфальный марш всех участников, ведущих волка в зоосад), конечно, все знают если не с первого, то со второго класса. Но иногда так приятно вспомнить детство!

Пишут тройки и восьмерки наши острые коньки

Ещё один шедевр пионерской романтики Прокофьева - детская сюита "Зимний костёр". Это восемь музыкальных иллюстраций (семь оркестровых и одна хоровая) к одноимённому стихотворению Самуила Маршака (партия чтеца чередуется здесь с музыкой).

Пионерский отряд отправляется из Москвы на зимние каникулы в поход. Все дружно садятся в сияющей краской новенький вагон, и под весёлый стук колёс и пыхтенье паровоза катят в подмосковный колхоз. Там их ждёт вкусный ужин и раскладушки в только что отстроенной, ещё пахнущей сосной, школе. Дальше они знакомятся с колхозными ребятами, прокладывают лыжню в глухом зимнем лесу, катаются на коньках, топят дровами печку и жгут костёр. А потом уезжают обратно в Москву.
Когда Сергей Сергеевич Прокофьев начал писать своего "Петю и волка" (в апреле 1936 года), он имел о советских пионерах чисто теоретическое представление.-3

Эту сюиту Прокофьев писал в 1949 году в очень тяжёлых жизненных обстоятельствах. Годом раньше партия публично заклеймила его (а также других советских композиторов - Шостаковича, Мясковского, Хачатуряна) как антинародного формалиста. Большая часть его сочинений были запрещены к исполнению на год.

Почти сразу же после этого первую жену Прокофьева, мать его сыновей, Лину арестовали и отправили в ГУЛАГ. Далее последовал разгром его новой оперы "Повесть о настоящем человеке", а через некоторое время Прокофьева настиг очередной инсульт. Как на этом фоне можно было написать такую чистую, сияющую детской радостью и пионерским задором музыку - большая загадка.

Возможно, его вдохновили стихи Самуила Маршака. Они кого угодно зарядят энергией простого ритма и точно выраженным настроением.

Первую часть сюиты (она называется "Отъезд") предваряют вот такие слова:

Мы выходим на перрон,
На снежок хрустящий.
Мы находим свой вагон
Новенький, блестящий.

Хочет каждый из ребят
Сесть к окну поближе.
По углам торчком стоят
Смазанные лыжи.

Плавно тронул паровоз.
Город, до свиданья!
Проезжают без колес
За окошком зданья.

Вспомним эту детскую эйфорию свободы, дороги и предстоящих приключений.

Вообще из всех "советских" сочинений Прокофьева, которые он писал после приезда в СССР, стараясь следовать правилам новой игры под названием "соцреализм" - кантат к годовщинам Октябрьской революции, ко дню рождения Сталина, массовых песен о колхозниках, стахановцах, танкистах и Ворошилове, только пионерская - и шире - тема счастливого советского детства - удалась ему на сто процентов.

Причина этого в том, что детство - безусловная ценность, к тому же Прокофьев относился к тем редко встречающимся натурам, которые и во взрослом возрасте не забывают, как выглядит мир в глазах ребёнка. Поэтому почти всё, что он написал для детей и о детях - от маленьких фортепианных пьес до крупных сочинений - это первый уровень хорошей детской музыки.

Подборка статей о Сергее Прокофьева 👇

Моя книга о самых популярных сочинениях музыкальной классики:

👉50 музыкальных шедевров. Популярная история музыки.

Когда Сергей Сергеевич Прокофьев начал писать своего "Петю и волка" (в апреле 1936 года), он имел о советских пионерах чисто теоретическое представление.-4

Спасибо за лайки и комментарии! 🌸