Художница Дина Хайченко создает впечатляющие скульптуры и игрушки из хлопка и ваты. Легкие и запоминающиеся работы высоко оценили не только жители Санкт-Петербурга, но и известные музеи. Мы встретились с Диной и обсудили маленькие открытия, большие мечты и то, как семейные традиции и петербургская архитектура влияют на творчество.
— Вы уже достаточно долго работаете в авторской технике папье-маше. В чем ее особенность?
— Я запатентовала технологию изготовления папье-маше из ваты. И работаю только с натуральными компонентами: ватой, водой, мукой. От материала — его свойств и качества — зависит конечный результат. Поэтому каждый день работы становится похож на творческий эксперимент — столько открытий сделано, что хватит на увесистый труд, но пока все держу в голове. Одно из наблюдений касается муки для клейстера. Здесь важны не столько производитель продукта и сорт, сколько время сбора урожая и переработки зерна, равно как и место его произрастания, условия выращивания и множество других нюансов. Хотя кто бы мог подумать? Другое наблюдение: поверхность из такого папье-маше обладает антистатическим свойством, пыль не собирается на поверхности, что позволяет сохранять первозданный вид изделия долгое время.
Об основном сырье — хлопке — могу рассказывать бесконечно. Была и до сих пор остается идея наладить доставку хлопка-сырца в коробочках — и работать уже с чистым материалом, без фабричной обработки. Хочется рассказывать о свойствах этого компонента. Его очень недооценивают в художественных кругах. У меня была идея открыть музей ваты по образцу музея кружева, музея варежки или шоколада. Я даже написала проект о создании такого центра на территории ремесленного кластера, но это осталось на уровне проектной документации. Надеюсь, что ненадолго.
— Такое ремесло и искусство могли бы вылиться в отдельное самобытное направление. У вас есть последователи, ученики?
— У меня нет учеников, помощники тоже как-то не прижились. Работа — процесс творческий, в котором немало сомнений и поисков, а ученики или помощники требуют много внимания, это отвлекает. Я раньше проводила мастер-классы, но и этот способ совсем не годится для освоения специфической техники папье-маше. Я обратила внимание, что многие, приходя на ремесленный мастер-класс, ждут быстрого результата. Взял краски впервые — и уже создал шедевр. В моей технике молниеносный успех не предусмотрен, это кропотливая работа и требует усидчивости, внимательности, терпения на всех этапах — от ученичества до высшего мастерства. Одним занятием не обойтись, нужен серьезный курс. Здесь необходим многоступенчатый, даже цеховой подход в обучении мастеров.
— Кто-нибудь в вашей семье готовится поддержать традицию изготовления пластической миниатюры из папье-маше?
— В моей семье есть очень важный человек, история которого и объясняет наличие у нас, скажем так, гена мастерства. Моя бабушка — народный художник России Лидия Васильевна Грумкова. Она занималась вышивкой и кружевом. Ее работы сейчас находятся в Русском музее, Рязанском областном музее искусств. Бабушка была одной из первых выпускниц Рязанской инструкторской школы кружевниц — так стала называться Мариинская школа кружевниц, переехавшая в 1917 году из Петрограда. Она владела всеми тонкостями изготовления коклюшечного кружева, достигла высочайшего мастерства. В руках у бабушки мелькало не менее 200 коклюшек, она делала очень сложные по графическим и колористическим решениям изделия.
В 2023 году в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике открылась выставка к 140-летию Мариинской школы кружевниц, основанной в 1883 году. Это было первое учебное заведение, заложившее основы подготовки квалифицированных мастеров для женских кустарных промыслов. В буклете выставки на развороте поместили фото выпускниц 1926 года, на нем есть и моя бабушка. В Рязани даже была установлена мемориальная доска на доме, где она жила. Наверное, ее трудолюбие, любовь к ручному творчеству, скрупулезное внимание к мельчайшим деталям, художественная интуиция, постоянный поиск и совершенствование мастерства в какой-то мере передалось и мне.
— Ваши произведения — это не только предметы интерьера — светильники, абажуры, игрушки, рамы, но и музейные экспонаты, воспроизводящие архитектуру. Где можно увидеть ваши работы, кроме частных коллекций?
— Мои работы попали в Русский музей с «Бумажной выставкой», в Музей городской скульптуры — с выставкой «Бумократия», в галерею «Роза Азора» — с выставками «Маленькое белое платье», «И день и ночь», а также в Московский Манеж, Центральный дом художника, Музей им. А. С. Пушкина. Интересно было работать над проектом для Музея политической истории. Для одного из залов, который очень трудно было оборудовать для демонстрации экспонатов, я придумала большие, высотой в полтора метра рамы, обрамлявшие плоскости органического стекла, между которыми помещались исторические документы. Подсвеченные изнутри объекты подвешивались к потолку в центре зала, свободно вращались, не закрывая собой друг друга.
Самым любимым для меня творением остается все-таки проект «Образы» для ЦВЗ «Манеж». Задача грандиозная: повторить в ватной миниатюре Исаакиевскую площадь со всей окружающей застройкой. И это не только собор, а все дома и памятники, примыкающие к площади и образующие то самое «знаковое» место. Это была такая живая иллюстрация частички города, с поясняющими материалами, фотодокументами. Работа была закончена почти за месяц благодаря команде, которую удалось собрать из знакомых и друзей разных профессий, но объединенных одной идеей. Вот это хотелось бы повторить, войти в эту реку снова.
— Почему в основе ваших работы архитектура XVIII–XX веков? Что хотелось бы воспроизвести из современных ансамблей? Какие здания выделяются уникальной художественной ценностью для вас?
— Здесь многое зависит от заказчика, который выбирает форму и прототип будущего предмета. Среди моих работ есть и образцы советской архитектуры — светильники в форме знаменитых московских высотных зданий, а также ничем, казалось бы, не примечательных сооружений, например Дом творчества. Последний состоит из двух зданий — нового и старого. Объединенную архитектурную композицию я дополнила миниатюрными скульптурами детей-пионеров на крыше и таким образом решила проблему раскрытия основной идеи преемственности старого и нового в одном объекте.
Мне часто приходится работать по фото, которые предоставляет заказчик. Это сложно, потому что не ощущаешь масштаба объекта, но спасает художественное чутье и воображение. К таким работам относятся упомянутый Дом творчества, церковь Св. Варфоломея на острове Майорка. Сейчас я работаю над светильником в форме Соловецкого монастыря по изображению из книжной миниатюры.
Конечно, меня интересует и современная архитектура. Есть очень интересные ансамбли, единичные сооружения, та же башня «Лахта Центра». Мне хотелось бы включить в современные комплексы из бетона, металла, стекла — твердых, монолитных материалов — хрупкие миниатюры из ватного папье-маше, чтобы показать контрастность и совместимость двух противоположностей в одном пространстве.
Текст: Севда Алиева
Фото: Дина Хайченко
#чистопитерскийхарактер