Найти тему
Кнопка_enter

Реформы Александра II

Отмена крепостного права коренным образом изменила не только правовое положение крестьян, но и весь экономический строй России. Это вело к необходимости реформ и других сфер общественной жизни — центрального и местного управления, суда, армии, системы образования. Александр II и консервативная часть дворянства предпочли бы обойтись без них. Ещё в 1859 г. царь называл местное самоуправление, свободу печати и суд присяжных «западными чудачествами». Но в общественном мнении преобладали настроения в пользу демократизации государственного строя. Рост массовых протестных выступлений заставил власть задуматься над тем, что альтернативой реформам может стать революция. В 1862–1872 гг. «западные чудачества» были введены в России.

В дореформенный период местное управление было сословным и безвыборным. Городские и сельские органы местного самоуправления состояли только из представителей привилегированных сословий. Частновладельческие крестьяне находились под властью помещика, который в том числе имел право суда над ними. После отмены крепостного права такое управление становилось невозможным. Разрешить эту проблему, модернизировать систему местного управления была призвана земская реформа.

Её идейным вдохновителем стал товарищ (заместитель) министра внутренних дел Николай Алексеевич Милютин. По его мнению, реформа не должна была ограничиваться созданием органов местного самоуправления. В проекте реформы, который Милютин подготовил в 1857–1858 гг., содержалось также предложение о преобразовании Государственного совета в представительный орган.

Однако в апреле 1861 г. власти решили, что предложения Н. А. Милютина слишком либеральные, он был отстранён от разработки земской реформы. Его заменил новый министр внутренних дел Пётр Александрович Валуев (1814–1890).

Милютинский проект реформы был скорректирован в пользу дворян, которые должны были стать «передовой ратью земства». 1 января 1864 г. Александр II подписал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое содержало окончательный вариант земской реформы. Основными её принципами стали бессословность и выборность.

Распорядительными органами местного самоуправления были уездные и губернские земские собрания. Их депутатов называли гласными, то есть имеющими право решающего голоса при принятии решений. Гласные на уездные собрания избирались по куриям — группам избирателей, выделенным по сословным или имущественным признакам.

В первую курию — уездные землевладельцы — входили собственники не менее чем 200 десятин земли, или недвижимости на сумму более 15 тыс. рублей, или обладатели годового дохода свыше 6 тыс. рублей. Под эти критерии попадали, как правило, только крупные помещики. Мелкие землевладельцы — от 10 до 200 десятин земли — объединялись в группы, от каждой из которых выдвигался один избиратель для участия в выборах депутатов от первой курии.

Вторая курия — городские избиратели — включала в себя купцов всех трёх гильдий, владельцев городской недвижимости не менее чем на 2 тыс. рублей (в малых городах — не менее чем на 500 рублей) или собственников торгово-промышленных заведений с годовым оборотом более 6 тыс. рублей.

Третья курия — выборные от сельских обществ — представляла крестьян, но от неё могли выдвигаться также местные дворяне или священники.

Депутаты от первых двух курий избирались напрямую — на съездах выборщиков. Для третьей курии выборы были многоступенчатыми: сельский сход выбирал представителей на волостной сход, тот избирал выборщиков на уездный съезд, где избирались депутаты на уездное земское собрание. Целью этой системы было ограничение крестьянского представительства и отстранение неблагонадёжных кандидатов от участия в выборах. В результате в 1865–1867 гг. крестьяне составляли лишь 38% депутатов уездных земских собраний, а дворяне — 42%.

Уездные земские собрания выбирали депутатов на губернские собрания: один депутат от шести уездных гласных. В губернских земствах преобладание дворян было ещё больше: 74,2% против 10,6% крестьян. Председателями уездных и губернских земских собраний становились, соответственно, уездные и губернские предводители дворянства.

Гласные избирали исполнительные органы земств — земские управы. Их председатели утверждались властями: уездной управы — губернатором, губернской — министром внутренних дел.

Земские собрания и управы избирались на три года. Земская реформа не проводилась в тех районах, где было слабо представлено дворянское землевладение — Архангельской и Астраханской губернии, Сибири, Средней Азии, а также в национальных районах Российской империи, где среди помещиков было мало русских — в Польше, Литве, Белоруссии, Западной Украине, на Кавказе. К концу 1870-х гг. земства существовали лишь в 34 из 50 губерний европейской части России.

Земские учреждения не имели каких-либо политических полномочий, не могли контролировать работу полиции и других органов охраны порядка. Финансировались они за счёт местных налогов — земских сборов и повинностей. Земства занимались вопросами, связанными с хозяйственными нуждами уезда или губернии, благоустройством населённых пунктов и дорог, школами, больницами, страхованием. Но и эта деятельность была поставлена под контроль исполнительной власти. Любое решение земских собраний или управ могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел.

Роль земств часто оценивают как незначительную. Лидер большевиков В. И. Ленин назвал земства «пятым колесом в телеге русского государственного управления».

Но такие резкие оценки вряд ли можно считать объективными. Деятельность земств способствовала развитию местной промышленности и торговли, статистики и страхования. Земские управы устраивали сельскохозяйственные выставки, распространяли агрономические новшества. Особенно большой вклад они внесли в развитие образования и здравоохранения. Уже в 1880 г. земские школы составляли почти половину всех школ России. Земские больницы открывались в сёлах — там, где их никогда, за редким исключением, не было.

Подготовка городской реформы началась в 1862 г. и продолжалась восемь лет. Окончательный проект был утверждён «Городовым положением», которое царь подписал 16 июня 1870 г. Первоначально оно действовало только в коренных русских губерниях, но затем было распространено и на города национальных районов империи. Дореформенное городское устройство сохранилось лишь в Польше, Финляндии и Средней Азии.

Основным распорядительным органом городского самоуправления оставались городские думы, которые были введены ещё при Екатерине II, в 1785 г. Однако появились два важных отличия: во-первых, городские думы становились бессословными, во-вторых, они стали действующими (хоть и в очень ограниченных рамках), а не существовали лишь номинально.

Гласные городских дум избирались на основе имущественного ценза. В выборах могли принимать участие лишь те горожане, которые платили городские налоги, то есть владельцы недвижимости: домов, предприятий, торговых учреждений, банков. Рабочие, служащие, представители интеллигенции, которые не владели недвижимой собственностью — то есть большинство горожан, — не могли участвовать в выборах. Так, в Москве избирательные права получили 4,4% жителей, а в Петербурге — 3,4%.

Выделялись три курии избирателей, члены каждой из них в совокупности платили третью часть общей суммы городских налогов: крупные, средние и мелкие налогоплательщики. На куриальных собраниях избиралось одинаковое число гласных. Таким образом обеспечивалось преобладание в городских думах крупной и средней буржуазии. Например, в Москве в первые две курии входило всего 13% от общего числа избирателей, но гласные от них составляли две трети Московской городской думы. Срок полномочий городских дум составлял четыре года.

Голосовать могли только мужчины старше 25 лет, имевшие российское подданство. Женщины и лица в возрасте от 21 до 25 лет, которые относились к одной из курий, могли передать право голоса родственникам или другим избирателям. Лишались права голоса должники, банкроты, судимые и лица, лишённые должности или духовного сана.

Исполнительный орган городского самоуправления — городская управа — избиралась городской думой. Руководителем управы становился городской голова. Его кандидатура утверждалась министром внутренних дел или губернатором в зависимости от величины города. Функции городских дум, как и земств, тоже были чисто хозяйственными. Их деятельность находилась под строгим контролем: министр и губернатор могли отменить любое постановление городской думы. При губернаторах создавались даже специальные должности — губернские по городским делам присутствия. Кроме того, для выполнения решений городских дум необходимо было содействие градоначальников и губернаторов, так как реальных рычагов власти у органов городского самоуправления не было.

Судебная реформа Александра II по праву считается самой демократичной из всех реформ 1860–1870-х гг. Её проведение было вызвано крайне неудовлетворительным состоянием судебной системы.

Крупными недостатками дореформенной судебной процедуры были её многоступенчатость и продолжительность. Дела проходили через множество инстанций, при этом вышестоящий суд мог неограниченное число раз отменять решение нижестоящего и возвращать его на пересмотр. В итоге процессы затягивались на годы. Судебная процедура была крайне запутанной и отличалась для людей разных сословий. В большинстве случаев судьи вообще не видели подсудимых, рассматривая лишь подготовленные документы. Заработки судебных чиновников были небольшими, что вело к высокому уровню коррупции. Уголовное расследование проводилось преимущественно полицией, в судебном заседании предоставленные ею сведения не проверялись. У подсудимых практически не было возможности для защиты, адвокатура в России отсутствовала.

Подготовка судебной реформы началась осенью 1861 г. К работе по составлению проекта были привлечены относительно молодые, хорошо образованные люди. «Душой» комиссии стал Сергей Иванович Зарудный. Он знал четыре иностранных языка, был знатоком европейского законодательства того времени и, по мнению участников событий, внёс наибольший вклад в создание Судебных уставов.

20 ноября 1864 г. Александр II утвердил новые Судебные уставы. «Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуют желанию Нашему утвердить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние».

Вместо прежних сословных судов в России вводились всесословные судебные учреждения с одинаковым порядком судопроизводства. Основными принципами судебной системы стали:

  • независимость суда от администрации;
  • несменяемость судей;
  • гласность судебных заседаний, открытость для сторон и подсудимых всех доказательств, выдвигаемых против них;
  • устный и состязательный характер судопроизводства;
  • право сторон и подсудимых на защиту в суде, в том числе право на представление интересов в суде адвокатом;
  • введение суда присяжных для рассмотрения уголовных преступлений;
  • право сторон и осуждённых на подачу апелляционной и кассационной жалобы;
  • решение дела на основании внутреннего убеждения судей или присяжных, без принятия доказательств любого рода за заведомую истину;
  • специализация судов.

Значительно повысились требования к профессионализму судей. Стать судьёй мог только человек с юридическим образованием, судебным опытом и безупречной репутацией. В первые годы реформы отбор таких лиц был настолько строгим, что чиновники Министерства юстиции лично объезжали губернии и знакомились с кандидатами.

Количество судебных инстанций было сокращено. Создавалось три основных типа судов: мировой суд, окружной суд и судебная палата.

Мировые суды рассматривали гражданские иски на сумму не более 500 рублей, дела о личных обидах и оскорблениях и уголовные преступления, максимальное наказание за которые не превышало трёх месяцев ареста или одного года тюрьмы. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями или городскими думами на три года на основе имущественного ценза: они должны были владеть не менее 400 десятинами земли или другой недвижимостью на сумму от 15 тыс. рублей. Мировой судья рассматривал дела единолично в упрощённом порядке. Обжаловать его решение можно было на уездном съезде мировых судей.

Судьи окружного суда назначались императором. Гражданские и уголовные дела, срок заключения по которым составлял от одного года до 16 месяцев, рассматривала судейская коллегия, состоявшая не менее чем из трёх судей. Решение принималось большинством голосов. Решение окружного суда могло быть обжаловано в судебной палате.

Более тяжкие преступления рассматривал суд присяжных под председательством одного судьи. Коллегия присяжных состояла из 12 действующих и шести запасных заседателей. Они избирались из общего списка присяжных с помощью жребия. В список присяжных заседателей включались представители всех сословий на основе имущественного ценза. Присяжные решали, виновен ли подсудимый, а если виновен, то достоин ли снисхождения. На основании их вердикта судья либо освобождал подсудимого, либо назначал ему наказание. Решение суда присяжных считалось окончательным, обжаловать его можно было лишь при нарушении законности самой судебной процедуры.

Судебные палаты рассматривали дела о государственных преступлениях: против императора и императорского дома, бунт против власти, государственная измена. При судебной палате действовали прокуроры, старшие нотариусы, судебные приставы и корпорация присяжных поверенных.

Присяжные поверенные были частными адвокатами. Для принятия в корпорацию они должны были иметь высшее юридическое образование и пятилетний стаж работы в судебных учреждениях или помощником присяжного поверенного. Услуги адвокатов оплачивались по договору или по официально установленной таксе (тарифу). Для неплатёжеспособных подсудимых председатель судебной палаты назначал одного из присяжных поверенных своего округа, его работа оплачивалась из специального фонда, куда все адвокаты отчисляли процент от своих гонораров.

Высшей судебной инстанцией в Российской империи был Сенат. Сам он рассматривал только один род дел: по обвинению в должностных преступлениях чиновников в должностях от IV класса (действительный статский советник) и выше. Но мог отменить решение любого нижестоящего суда. Одним из департаментов Сената был Верховный уголовный суд. Он не действовал постоянно, а созывался в особых случаях. Таких случаев в XIX в. оказалось всего два: покушения на Александра II Дмитрия Каракозова в 1866 г. и Александра Соловьёва в 1879 г.

Ещё одним важным новшеством судебной реформы стала передача предварительного следствия по уголовным делам из рук полиции судебным следователям. Они были распределены по участкам судебного округа, чтобы в каждом городе был хотя бы один следователь. Он возбуждал следственное дело, руководил оперативной деятельностью полиции, опрашивал свидетелей и подозреваемых, собирал доказательства. Следователь не имел право закрыть начатое дело. Как только он решал, что для обвинения в суде или для прекращения дела имеются достаточные доказательства, передавал следственное дело прокурору. Судебные следователи так же, как и адвокаты, должны были иметь высшее юридическое образование.

Несмотря на свою демократичность и прогрессивность, судебная реформа не была до конца последовательной. Особые сословные суды сохранились для крестьян (волостной суд) и духовенства (консистория). Действовал и ведомственный суд для военных.

В 1871 г. дознания по политическим делам были переданы жандармерии, в 1878 г. дела о «сопротивлении властям» начали разбирать военные суды. Телесные наказания были запрещены, но могли применяться по отношению к крестьянам, ссыльным, каторжным и штрафным солдатам. Кроме того, реформа была ограничена территориально: новые судебные уставы были введены лишь в 44 губерниях из 82.

Поражение в Крымской войне 1853–1856 гг. показало необходимость структурной реорганизации российской армии. Проблемы были связаны прежде всего с её комплектованием, организацией снабжения и подготовкой офицеров и высшего командного состава. В мае 1862 г. военный министр России Дмитрий Алексеевич Милютин (1816–1912) представил Александру II проект военной реформы.

Первым шагом стало создание военных округов. Главной задачей командующего округом было обеспечить всем необходимым войска, которые находятся на его территории, и руководить боевой подготовкой частей. Центральным органом военного управления, наряду с военным министерством, стал Главный штаб.

Одновременно совершенствовалась система военно-учебных заведений. Существовавшие кадетские корпусы были преобразованы в военные гимназии, в них гораздо больше внимания стали уделять общеобразовательным предметам. Выпускники военных гимназий могли поступить в юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, которые начали создаваться с 1864 г. Приём в училища был открыт для всех сословий. Подготовку высших офицеров вели военные академии. Было также учреждено несколько специализированных военных журналов.

В 1860-е гг. шло перевооружение войск. Гладкоствольные винтовки заменялись нарезными, на вооружение принимались скорострельные пушки.

Военные уставы пересматривались в сторону упрощения и соответствия боевой обстановке. Изменилось отношение к солдатам: телесные наказания сохранялись лишь в дисциплинарных батальонах, солдат обучали грамоте.

Проведение реформы сталкивалось с препятствиями со стороны консервативной части военного руководства. Доступ к офицерским званиями лицам из неблагородных сословий расценивался как уменьшение значения дворянства. Финансирование армии было ограничено, поэтому постоянно ощущался недостаток средств. Ускорение военной реформы было связано с франко-прусской войной 1870–1871 гг., когда стали понятны все преимущества всеобщей воинской повинности — именно по этому принципу комплектовалась прусская армия, победившая в этой войне.

1 января 1874 г. всеобщая (всесословная) воинская повинность была введена в России, став основой и вершиной военной реформы. Все мужчины, достигшие 21-летнего возраста, должны были пройти службу в армии. От воинской повинности освобождались священнослужители, преподаватели государственных учебных заведений, единственные кормильцы в семье и единственные сыновья. Обязательному призыву не подлежали мусульмане (за некоторым исключением), буддисты, часть христиан-сектантов и представители народов, ведущих кочевой образ жизни.

Срок службы в армии составлял шесть лет в строю и ещё девять лет в запасе, во флоте — семь лет и три года соответственно. Отслужившие сроки действительной службы и в запасе зачислялись в ополчение, в котором пребывали до 40 лет. Они могли быть вновь призваны в армию в случае войны. Срок службы сокращался для лиц, получивших образование: до четырёх лет — для окончивших начальную школу, до трёх лет — городскую школу, до полутора лет — для получивших среднее образование и до шести месяцев — для выпускников университетов.

Введение всеобщей воинской повинности давало возможность в сжатые сроки более чем в два раза увеличить размер армии. Если во время Крымской войны Россия могла выставить 29 дивизий, то новая армия выставляла 48 дивизий и могла существенно увеличить их число. Меры, предпринятые по предложению Милютина, полностью оправдали себя во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Но эта война обнажила и недостатки русской армии: слабое тыловое обеспечение войск, некомпетентность части командования, в том числе и верховного, низкое качество вооружения.

Финансовые реформы в России начали проводить ешё во время подготовки отмены крепостного права. Они были вызваны двумя причинами. Во-первых, финансовая система страны после окончания Крымской войны находилась в плачевном состоянии. Во-вторых, планировавшиеся реформы требовали серьёзных денежных вложений. Проект преобразований был подготовлен статс-секретарём, экономистом по образованию Валерианом Алексеевичем Татариновым.

В 1860 г. Государственный коммерческий банк был преобразован в Государственный банк Российской империи. Он стал единым финансовым центром, который на льготных условиях кредитовал развитие промышленности и сельского хозяйства. Был создан также орган, который осуществлял все расчёты, связанные с проведением выкупных операций, — Главное выкупное учреждение при Министерстве финансов.

В 1862 г. Министерство финансов стало единственным органом, который отвечал за доходную и расходную части государственного бюджета. До этого министерства самостоятельно и почти безотчётно распоряжались денежными средствами, которые зачастую просто «терялись». Бюджет утверждался Государственным советом, для контроля деятельности Министерства финансов было создано Государственное контрольное управление. Министерство должно было ежегодно публиковать подробные отчёты о доходах и расходах бюджета. В 1864 г. в губерниях были созданы контрольные органы — счётные палаты. Они были независимы от местной администрации и следили за правильностью и эффективностью расходования денежных средств.

Важным направлением финансовых реформ была отмена системы откупов. До этого сбор косвенных налогов находился в руках частных лиц — откупщиков. Они выкупали у государства право сбора налогов, и в бюджет приходило значительно меньше средств, чем собиралось с населения. Так, в середине XIX в. в России 146 человек занимались винными откупами. Ежегодно они платили в казну около 100 млн рублей, но их личный доход был почти в пять раз выше.

Вместо откупов вводилась акцизная система. Теперь производители оплачивали патенты (разрешение) на право производства подакцизных товаров — преимущественно речь шла об алкогольных напитках — и акцизы (налоги) на их продажу. Это значительно увеличило доходы казны.

В 1862–1863 гг. по инициативе министра финансов Михаила Христофоровича Рейтерна была сделана попытка ввести золотое содержание рубля, что могло бы привести к его укреплению. В стране вводились в обращение золотые монеты, которые должны были свободно меняться на бумажные рубли и обратно. Но это решение оказалось провальным, так как золотого запаса государства не хватило для покрытия всей денежной массы. Эта идея была осуществлена только через 30 лет.

Реформы в сфере образования были вызваны несоответствием уровня образованности населения и растущими потребностями в квалифицированных кадрах в самых разных сферах. Студенчество и передовая часть университетских преподавателей проявляли недовольство жёсткими рамками развития высшей школы, установленными в правление Николая I. В России практически отсутствовала система государственного женского образования.

В июне 1863 г. был принят новый Университетский устав — самый либеральный из всех, которые принимались в дореволюционной России. Александр Васильевич Головнин, который был в то время министром народного просвещения, подошёл к его созданию очень основательно. Проект устава обсуждался в университетской среде, был переведён на европейские языки и отправлен на экспертизу видным учёным Великобритании, Бельгии, Германии, Франции. Для детального знакомства с университетскими порядками за границу была командирована специальная делегация во главе с профессором К. Д. Кавелиным.

В итоге российские университеты получили гораздо больше самостоятельности в управлении своими делами. Ректор, деканы факультетов и профессора избирались университетским советом или собранием факультета. Руководство университета принимало решения о приёме и увольнении преподавателей, утверждало программу обучения, учебные планы и решало все финансовые вопросы.

Поступать в университеты могли молодые люди старше 17 лет после окончания гимназии, другого среднего или высшего учебного заведения. Был предусмотрен ряд мер для стимулирования студентов, отличившихся усердием в учёбе или участвовавших в научной деятельности. Однако создавать студенческие организации в стенах университета было запрещено. В последние годы правления Александра II был введён полицейский контроль в вузах и ограничено принятие в них «лиц, материально не обеспеченных».

В ноябре 1864 г. был принят Устав гимназий и прогимназий. Он вводил принцип всесословности образования, при приёме в учебные заведения не должно было учитываться звание и вероисповедание учащихся. К обучению допускались дети не моложе 10 лет, умеющие писать и читать по-русски, знающие начала арифметики — сложение, вычитание, таблицу умножения, а также главные молитвы.

Мужские гимназии — основной тип государственных средних учебных заведений — делились на два типа: классические и реальные. По уставу 1864 г. срок обучения в них был одинаковым — семь лет, но программа обучения различалась.

В городах, где не были открыты гимназии, могли создаваться прогимназии. Они тоже разделялись на классические и реальные. Учащиеся прогимназий проходили программу четырёх младших классов гимназий.

В 1871 г. новый министр народного просвещения Д. А. Толстой разработал новый, гораздо более консервативный гимназический устав, одобренный Александром II.

По новому уставу гимназия стала единственным средним учебным заведением, выпускники которого, успешно сдав экзамены на аттестат зрелости, допускались к поступлению в университет. Основными предметами в учебном курсе гимназий теперь были древние языки и математика. Срок обучения увеличивался до девяти лет. Новый устав практически уничтожал и так ограниченную свободу преподавания: учителя должны были строго придерживаться учебных программ, которые были дополнены указаниями, в каком духе нужно объяснять каждую тему. Для надзора за воспитанием гимназистов вводились должности инспекторов и классных наставников. Они следили за поведением учащихся не только во время занятий, но и вне стен учебного заведения.

Реальные гимназии превращались в реальные училища, которые, по мнению Д. А. Толстого, должны были готовить учащихся «к поступлению прямо на практическое поприще». Срок обучения в них сокращался до шести лет. Пятые и шестые классы должны были иметь отделения, соответствующие специализации местного хозяйства: технические с преобладанием механики, технические с преобладанием химии, горнозаводские, сельскохозяйственные, коммерческие или агрономические. То есть реальные училища превращались из средних общеобразовательных учреждений в специализированные профессиональные школы. Их выпускники могли продолжить образование в технических, медицинских или сельскохозяйственных институтах.

В июле 1864 г. было принято Положение о народном училище. Оно становилось главным типом государственного начального образования. К ним относились также земские ведомственные и частные, а также церковно-приходские и воскресные школы. Максимальный срок обучения в народных училищах составлял три года. В учебную программу входили: «а) Закон Божий (краткий катехизис) и священная история; б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно».

До середины XIX в. система женского образования была представлена государственными и частными пансионами для девушек, большей частью из дворянских семей. Основное внимание в них уделялось не столько изучению наук, сколько нравственному воспитанию и подготовке к семейной жизни. В начальные школы принимались дети обоего пола, но обучение девочек в «публичных» школах считалось не совсем приличным.

С 1856 г. по указанию Александра II начал разрабатываться проект создания женских государственных школ, учебные программы которых были бы приближены к гимназическому курсу. Через два года начали появляться шестиклассные и трёхклассные женские училища. В 1870 г. было утверждено Положение о женских гимназиях и прогимназиях. Продолжительность обучения в них увеличилась до семи лет. Разрешалось также создавать восьмой, педагогический, класс, после окончания которого девушки получали право работать домашними наставницами и учительницами в народных училищах и женских прогимназиях.

В гимназии принимались девочки от 9 до 12 лет по результатам вступительного экзамена. Обязательными предметами были Закон Божий, русский язык (грамматика вместе с важнейшими произведениями словесности), арифметика, основания геометрии, география, история, главнейшие понятия из естественной истории и физики, домашнее хозяйство и гигиена, чистописание, рукоделие. К необязательным относились французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. За обучение необязательным предметам родители вносили дополнительную плату. За дисциплиной в гимназии и за её пределами следили классные дамы. Ученицам, например, запрещалось посещать кинематограф, театры и другие развлекательные мероприятия.

Выпускницы восьмого, педагогического, класса могли поступать на высшие женские курсы.

Университетский устав 1863 г. закрыл женщинам доступ в университеты, в том числе в качестве вольнослушательниц. Чтобы получить высшее образование, им приходилось выезжать за границу. Но в 1869 г. в Санкт-Петербурге были открыты первые публичные курсы для женщин, на которых читались лекции, выходящие за пределы учебной программы гимназий. В 1878 г. они были преобразованы в Бестужевские курсы — одно из первых высших учебных заведений для женщин в России. «Бестужевскими» их назвали по имени первого директора, профессора Константина Николаевича Бестужева-Рюмина. Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое.

Высшие женские курсы были открыты также в Москве, Казани, Киеве, Томске. Первым не только в России, но и в мире вузом, готовившим женщин-медиков, стали Санкт-Петербургские высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии.

Образовательные реформы 1860–1870-х гг. ставили целью сделать его общедоступным. Отчасти это удалось: образование стало всесословным, появились возможности для открытия негосударственных учебных заведений. Количество школ разных видов выросло за десятилетие почти до 20 тысяч, число студентов увеличилось в полтора раза, была создана система женского образования. Однако всеобщность образования затронула только начальные школы. Среднее и высшее образование было малодоступно для многих молодых людей из-за достаточно высокой платы, к которой необходимо было добавить стоимость учебников, формы и съёмного жилья для приезжих.

В 1863 г. надзор за печатью был передан из министерства народного просвещения в министерство внутренних дел. В нём было создано специальное отделение — главное управление по делам печати.

В апреле 1865 г. были приняты «Временные правила о цензуре и печати». Они отменяли предварительную цензуру для произведений объёмом не менее 10 печатных листов, для переводной литературы объёмом не менее 20 печатных листов, изданий на латинском и древнегреческом языках, изданий университетов, академий и научных обществ. Для них вводилась «карательная» цензура: если авторы нарушали цензурные нормы, то несли ответственность в судебном порядке, вплоть до уголовной. Освобождение прессы от предварительной цензуры происходило при внесении залога от 2,5 до 5 тыс. рублей.

Общественно-политические издания, не «дотягивавшие» до нужного объёма, и литература для массового читателя под новые правила не попадала, то есть по-прежнему подлежала предварительной цензуре. Тем не менее реформа расширяла возможности свободной печати и передовая общественность оценила её как прогрессивную. Но с конца 1860-х гг. правительство начало издавать указы, которые во многом сводили её на нет.