Предки великого композитора прошли через Нарымскую ссылку, а его потомки руководили знаменитыми оркестрами
Отец композитора Дмитрия Шостаковича, тоже Дмитрий, родился в 1875 в Нарыме Томской губернии, куда сослали дедушку великого русского композитора, Болеслава Шостаковича за сочувствие польским революционерам.
Мама будущего композитора, Софья Кокоулина, тоже была сибирячкой. Ее отец, Василий Кокоулин, руководил в Бодайбо знаменитыми Ленскими золотыми приисками. В доме директора приисков, где было шестеро детей, вечерами всегда звучала музыка. Когда семья переехала в Иркутск, Софья Васильевна училась в местном институте благородных девиц как раз в 1891-ом году, когда славный сибирский город посетил цесаревич, будущий последний российский император Николай-II. Софья Васильевна даже танцевала с ним мазурку из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя», о чем, конечно, ее сын, прославленный и опальный советский композитор предпочитал не распространяться.
Софья Васильевна очень хорошо играла на фортепиано и поэтому, когда семья переехала в столицу, смогла поступить в Петербургскую консерваторию. Познакомились родители будущего композитора на музыкальном вечере, где невысокий (165 см) светловолосый шатен Дмитрий Шостакович неплохо пел арии из опер Чайковского и романсы, а Софья – ему аккомпанировала. Шостакович-отец, кстати, в музыке был любителем, он изучал биологию и химию, и работал потом со знаменитым Менделеевым.
Свадьбу сыграли в последний день января 1903-го года и ровно через 9 месяцев появилась первая дочь Маруся, а спустя три года и сам будущий композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Естественно, в доме всегда звучала музыка. Слушая отцовское пение, Дмитрий познакомился не только с классикой, «Евгением Онегиным», но и с попсой того времени: цыганскими романсами.
В соседней квартире, в доме на улице Подольской в Санкт-Петербурге, где жил отличный виолончелист, часто организовывали вечера камерной музыки: звучали квартеты и трио. Но настоящим потрясением для маленького Дмитрия стало посещение оперы, где музыку играл оркестр:
- Новый мир открылся передо мной! – вспоминал позже композитор.
В 8 лет, довольно поздно по нынешним меркам, мама усадила Дмитрия за фортепиано. И она сразу стал импровизировать, разыгрывая маленькие музыкальные сценки. В 9 лет мальчик уже попытался написать первую оперу по мотивам «Цыган» Пушкина. Первая симфония была написана в 20 лет, в 1926-ом году. Его ждали милости и немилости власти. Триумфальный успех Седьмой симфонии, написанной в блокадном Ленинграде, сменился на недоумение перед трагичными послевоенными симфониями. «Сумбур вместо музыки», «формалист» - эти обвинения в то время могли стоить не только карьеры.
Еще при жизни Сталина Шостакович снова был обласкан и даже стал председателем Союза композиторов, но музыкальная карьера была прервана в 1962-ом году, когда у композитора диагностировали амиотрофический склероз, который вызвал паралич конечностей – для пианиста и композитора это была трагедия.
Младший сын Шостаковича Максим вращался в кругу «золотой» московской молодежи: музыканты, художники, артисты. Гениальный поэт Геннадий Шпаликов, талантливый художник Лев Збарский, актеры и актрисы Людмила Максакова, сестры Вертинские, Андрей Миронов, поэтесса Белла Ахмадулина, режиссер Андрей Тарковский...
Но музыка не дала пойти по скользкому пути мальчика-мажора. Максим Шостакович в довольно молодом возрасте становится главным дирижером оркестра Всесоюзного радио и телевидения. От первого брака у него есть сын, названный в честь деда – Дмитрием. В 1981-ом году Максим вместе с сыном и оркестром едут на гастроли в Германию и неожиданно для многих принимают решение остаться там.
Было ощущение, что застой продлится вечно. Мне не хотелось, чтобы мой сын и внуки прожили здесь всю жизнь..