За 2 недели наша редакция посетила 4 тематических мероприятия: 2 выставки туризма - Интурмаркет и MITT в Москве, форум производителей автодомов в Коломне и выставку «Путешествуй и точка» в Санкт-Петербурге. Мы активно общались с нашими производителями, изучали ситуацию на рынке, получали обратную связь от наших читателей. В итоге, наметились позитивные тенденции развития производства автодомов в России, давайте поговорим о них.
Локализация производства
Благодаря сотрудничеству с другими специалистами, завод АвтокемперПром запустил собственное производство комплектующих для автодомов: окна, затемняющие шторы и антимоскитные сетки, двери, люки. В разработке российский тормоз наката для прицепов, появилось жидкостное отопление для автодомов российского производства, появились новые производители накрышных палаток для автомобилей, душевых палаток и маркиз для автодомов.
Производство для бизнеса
Арендные парки размещают заказы на прицепы для проката. Планируется каршеринг автомобилей с прицепом-каплей прямиком из аэропорта.
Например, из любой точки страны можно прилететь в Санкт-Петербург, прямо в аэропорту взять автомобиль с фаркопом и прицеп-каплю с необходимым набором опций: отоплением, холодильником, постельным бельем, посудой. Это сделает путешествия с прицепом более доступными для населения.
Новые приложения для путешественников
К уже существующему российскому приложению GoVanlife, присоединяется приложение «Дом.Кругом». В приложениях можно найти не только кемпинг и парковку, но и источники воды, готовые маршруты. В будущем в приложениях появится возможность публиковать статьи и делиться своими маршрутами.
Создание отечественного автодома
С закрытием границ появилась необходимость в создании автодома на отечественном шасси. В России уже существуют автодома на базе Нивы, Лады Гранты, Газели.
Заводу «АвтокемперПром» удалось построить альковный панельный автодом на УАЗ Патриот с интересными решениями для российских реалий. Готовый образец можно увидеть на выставке «Караванекс» в Коломне 24-26 мая.
Рост производства
Некоторые производители отмечают рост заказов, очереди тянутся до осени. Несколько производителей расширили площади, наняли новых специалистов.
Больше фестивалей и выставок
Мы заметили, что автодома потихоньку проникают на выставки по теме туризма, где большое количество людей может познакомиться с новым способом путешествий.
Появилась новая выставка по теме автодомов «Путешествуй и точка», которая полностью посвящена автотуризму. Смотрите экскурсию по выставке на канале
Еще одна ежегодная выставка «Караванекс» пройдет в мае и соберет большое количество российских производителей домов на колесах.
Помимо уже существующих фестивалей, появляются новые (список скоро на канале). Мы считаем, что с автодомом нужно посещать любые фестивали, например, музыкальные.
От капель к большим прицепам
Прослеживается тенденция перехода от прицепов-капель к полноразмерным прицепам с удобствами внутри. Например, производитель Petsun (Республика Татарстан) отказался от капель, теперь строит только ростовые «Шпицы».
Новые возможности для автопутешествий
Появляются готовые решения для переоборудования автомобиля в дом на колёсах. Например, кемпербоксы с кроватью и выдвижной кухней от «Магеллан».
Или модульная мебель в кастенваген. Можно переоборудовать фургон «в рассрочку»: отдельно заказать кухню, кровать, душевую кабину, систему водоснабжения или электрическую систему.
Что тормозит развитие производства автодомов в России?
- Нет единой торговой площадки
Можно увидеть всех российских производителей на Авито, однако, будет много повторяющихся объявлений. Плюс выбирать по картинке не очень удобно, а ездить к каждому производителю по отдельности, которые разбросаны по стране, тем более. В России нет торговой площадки, где в одном месте будут представлены все российские прицепы от капель до больших.
- Производители теряют интерес к единичным заказам
Некоторые производители предпочитают работать «оптом»: например, кто-то закажет 10 прицепов для сдачи в прокат. Работать индивидуально становится не интересно, так как клиент выдает список пожеланий и по ходу стройки просит что-то переделать. Это отнимает время, хотя цена остается прежней.
Каждый раз создание проекта с нуля стоит очень дорого. Поэтому все стремятся к серийности.
- Нехватка квалифицированных кадров
Многие производители отмечают нехватку специалистов и текучку. Обучение новых работников занимает время.
- Трудности с выбором производителя
Сейчас реально большой выбор прицепов российского производства, появилась конкуренция. Много времени уйдет на поиски лучшего варианта, на просмотр объявлений, изучение комплектации на сайтах, чтение обзоров. Надо быть готовым к отказам или большой очереди на следующий год. К сожалению, не все производители имеют готовые изделия на складах.
- Стереотипы у населения
Стереотипное мышление тоже мешает развитию рынка: «у нас нет автотуризма», «плохие дороги», «отечественный автопром г***». С этим надо что-то делать, наверное, работать на федеральном уровне, просвещать людей через СМИ. На это уйдут годы.
- Большинству населения автодома и прицепы не доступны
Дело, конечно, в ценах. Возможно с ростом конкуренции цены будут снижаться. Но у производителей с очередью цены будут только расти.
Заключение
Не смотря на серьезные проблемы, отечественное производство автодомов развивается, растет доверие к нему. Закрытые границы усложнили импорт техники из Европы, качество изделий из Китая тоже вызывает много вопросов. Кажется, сейчас лучшие условия для роста российского производства автодомов.
А вы как считаете? Что мешает развитию производства автодомов в России?
Все дома на колёсах из России в подборке