Найти в Дзене
Нюанс искусства

Гений Чехова: наша жизнь как "Скрипка Ротшильда"

Оглавление

Как-то раз, совершенно случайно, мне под руку попался рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Рассказ, который умещается буквально на паре страниц, настолько поражает читателя своей жизненностью, меткостью. Писатель каждым словом попадает в злободневные вопросы и заставляет нас задуматься о, казалось бы, тривиальных вещах, но которые волнуют душу каждого человека.

И. Браз "Портрет писателя Антона Павловича Чехова", 1898 г.
И. Браз "Портрет писателя Антона Павловича Чехова", 1898 г.

О чем рассказ «Скрипка Ротшильда»?

Сюжет разворачивается в маленьком городке, который был «хуже деревни», и живут в нем одни старики. Главный герой Яков Иванов – гробовщик. Живет он в небольшой старой избе вместе с супругой Марфой. Иногда Яков играет в местном еврейском оркестре на скрипке.

… где была одна только комната, и в этой комнате помещались он, Марфа, печь, двухспальная кровать, гробы, верстак и всё хозяйство.

 Главный герой «никогда не бывал в хорошем расположении духа, так как ему постоянно приходилось терпеть страшные убытки». 

В скором времени жена Якова заболевает и умирает. Он сам изготавливает гроб и читает псалтырь над могилой Марфы. После похорон Яков отправляется на берег реки и садится под старую вербу, где вспоминает о прошлом. Яков понимает, что свою жизнь прожил зря. Волна сожаления накрывает главного героя. Якову начинают сниться кошмары, одолевать тяжелые мысли и, в конечном счете, он заболевает. Незадолго до смерти Яков завещает свою скрипку Ротшильду, музыканту еврейского оркестра. С тех пор скрипка Ротшильда стала издавать такие же жалобные звуки, которые выходили из-под смычка Якова. Горожане интересуются, откуда у Ротшильда такая хорошая скрипка, а купцы и чиновники наперебой приглашают его в свои дома и по десять раз заставляют играть одну и ту же мелодию.

М. Шагал "Скрипач"
М. Шагал "Скрипач"

Смысл названия

По смысловому содержанию повествования, рассказ должен был бы носить название «Скрипка Якова», однако А.П. Чехов дает название «Скрипка Ротшильда». Почему?

Скрипка – смычковый музыкальный инструмент. Она по праву считается «королевой оркестра». Её голос схож с человеческим, она будто бы «поет» и «плачет», вызывая у слушателя слёзы радости и грусти. Струны скрипки, её мелодия и звуки словно резонируют со струнами человеческой души. Скрипач при помощи игры выплескивает все свои эмоции. Каждый флажолет, каждое вибрато помогает раскрыться музыканту для слушателя, донести до них свою мысль. Звук скрипки насыщен, проникновенен, изящен и одновременно напорист. Именно поэтому Чехов выбирает для главного героя этот музыкальный инструмент. Ибо жизнь его печальна и также жалостлива, как звуки скрипки. И не случайно Яков завещает скрипку Ротшильду «рыжему тощему жиду с целою сетью красных и синих жилок на лице, носивший фамилию известного богача» и играющего в оркестре на флейте. «И этот проклятый жид даже самое веселое умудрялся играть жалобно». Таким образом, мы можем предположить, что в жизни Ротшильда тоже есть какая-то драма, необъяснимая печаль. И при помощи скрипки музыкант повествует о порочном жизненном круге, о несбывшихся мечтах и надеждах и о горьких сожалениях о потерянном времени. О той жизни, что когда-то была у Якова, о той, что есть у Ротшильда и у его слушателей: купцов и чиновников.  

М. Шагал "Синий скрипач"
М. Шагал "Синий скрипач"

Смыл имен героев

Яков Матвеевич Иванов – главный герой. Имя Яков означает «следующий по пятам». Профессия Якова – гробовщик. Он фактически отправляет человека в последний путь, словно смерть, преследуя его по пятам.

Прозвище Якова – «Бронза». Душа героя давно зачерствела, стала холодной, как металл. Из бронзы чаще всего изготавливают надгробные памятники. Яков с холодной расчётливостью, безучастностью снимает мерки для гроба ещё для живой жены. Про изготовление детских гробиков Бронза с призрением говорит: « Признаться, не люблю заниматься чепухой.»

Моисей Ильич Шахкес – лудильщик, руководитель еврейского оркестра. Имя Моисей означает «взятый (спасенный) из воды», а профессия лудильщик связанна с обработкой металлов. Игра в оркестре спасает Якова Иванова, на какое-то мгновение он забывает о жизненных неудачах и невзгодах. Моисей Ильич как бы обрабатывает душу Якова при помощи музыки, которая давно закостенела и покрылась «бронзой».

Марфа – жена Якова. Имя означает «хозяйка». Марфа всю жизнь занималась домашними делами, поддерживала в доме образцовый порядок. Но Марфа никогда не была хозяйкой собственной жизни.

Яков почему-то вспомнил, что за всю жизнь он, кажется, ни разу не приласкал ее, не пожалел, ни разу не догадался купить ей платочек или принести со свадьбы чего-нибудь сладенького, а только кричал на нее, бранил за убытки, бросался на нее с кулаками; правда, он никогда не бил ее, но все-таки пугал, и она всякий раз цепенела от страха. Да, он не велел ей пить чай, потому что и без того расходы большие, и она пила только горячую воду.

Смерть для Марфы- радостное избавление и облегчение.

Похоже было на то, как будто она в самом деле умирала и была рада, что наконец уходит навеки из этой избы, от гробов, от Якова... И она глядела в потолок и шевелила губами, и выражение у нее было счастливое, точно она видела смерть, свою избавительницу, и шепталась с ней.

Ротшильд – музыкант-еврей, играет на флейте. Ротшильды- известный богатый род. В народе Ротшильдами называли людей, которые желают обеспеченной жизни, при этом, не прилагая для этого усилий. В какой-то степени Ротшильд – голос совести Якова. Главный герой хочет быть богатым, но ничего для этого не делает. Своей жалобной игрой на флейте еврей пытается снять «бронзовый» панцирь с души Якова, побудить его к правильным действиям, смыть «злую накипь сердца».

Мораль рассказа

Жизнь для Якова – подсчет убытков. Он терпит убытки от производства гробов, от того, что его редко приглашают играть в оркестр. Но самые главные убытки Бронзе причиняет собственное безволие, ненависть и злоба на окружающий мир, зацикленность исключительно на материальных благах. Герой, сидя на берегу реки под старой вербой, с сожалением вспоминает о прошлом. «Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно?»- спрашивает себя Яков. Выбирая в жизни неправильные приоритета, человек терпит от этого страшные убытки. Погоня за призрачными мечтами, по сути своей бесплотными, всегда оказывается для людей фатальными.

Здесь вспоминаются слова Н. Островского из произведения «Как закалялась сталь»:

Жизнь дается всего один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое прошлое.

Якову мучительно больно за бесцельно прожитые годы, а прошлое Якова – подленькое. Он не ценил любовь Марфы, её заботу и преданность и был сосредоточен только на своих желаниях. Яков Иванов не стал ни хорошим мужем, ни хорошим отцом. У него никогда не было друзей, товарищей близких по духу. За пеленой ложных ценностей Яков не смог увидеть для себя истинное предназначение человека. Вся жизнь его состояла из ненависти, зависти и злобы. Главный герой не состоялся как личность, не стал полезным для людей. Окончательно разочарованный в себе, Яков исходя из собственного миропредставления делает следующий вывод:

Идя потом домой, он соображал, что от смерти будет одна только польза: не надо ни есть, ни пить, ни платить податей, ни обижать людей, а так как человек лежит в могилке не один год, а сотни, тысячи лет, то, если сосчитать, польза окажется громадная. От жизни человеку — убыток, а от смерти — польза. Это соображение, конечно, справедливо, но все-таки обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?
M. Wolgemut "Danse macabre"
M. Wolgemut "Danse macabre"

Для Якова мир строится на таких понятиях: убыток-польза. Он делит мир на черное и белое, не видя многочисленных граней и оттенков, не понимая, что жизнь гораздо глубже.

...жизнь прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря, ни за понюшку табаку; впереди уже ничего не осталось, а посмотришь назад — там ничего, кроме убытков, и таких страшных, что даже озноб берет. И почему человек не может жить так, чтобы не было этих потерь и убытков? Спрашивается, зачем срубили березняк и сосновый бор? Зачем даром гуляет выгон? Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно? Зачем Яков всю свою жизнь бранился, рычал, бросался с кулаками, обижал свою жену и, спрашивается, для какой надобности давеча напугал и оскорбил жида? Зачем вообще люди мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.

Как часто мы сокрушаемся о том, что не сделали. Для А.П. Чехова человеческая жизнь соткана из множества «если…». Бытие есть порочный круг, в котором негде разгуляться, и люди только и делают, что мешают друг другу. «Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки!». А.П. Чехов пишет о том, что важно жить здесь и сейчас, а любовь к ближнему есть основа нормальных человеческих взаимоотношений и высшая добродетель.