Вот не было раньше психологии и жили люди нормально, а теперь понакупали книжек психологических и заморачиваются по поводу и без.
Расскажу сейчас свою историю.
На выходных дочки участвовали в конкурсе чтецов. Готовились, стихи учили, наряды подбирали, выступали на сцене с микрофонами.
Какие они займут места, мне было все-равно. Они учили длинные стихотворения, нужно было расставлять звуковые акценты, разделять героев по интонациям. В этом действе я вижу плюсы в том, что они развивают память, учатся выступать на большую аудиторию, тренируют речь.
Стоим за кулисами, они повторяют слова, и тут младшая мне говорит:
— Мама, я хочу самое лучшее место занять!
И тут началось. Я начинаю думать:
— А если она не займет лучше место, она расстроится, а как мне с ней поговорить, чтоб не расстраивалась, а что мне делать дальше? А нужно ли было больше тренироваться читать стих и мотивировать детей занимать первые места и говорить, что если будут мало тренироваться, проиграют? А нужно ли создавать у них в голове важность победы? Если буду создавать, не вырастут ли они невротиками, не ценящими результат? А если не буду создавать, не перестанут ли они вообще куда-либо стремиться?
Вопросов в моей голове было много, ответов мало. В результате младшая заняла второе место, а старшая первое. Они обе были рады, потому что всем дали медали, которые отличались только по цвету и цифре.
И тут я начала думать:
— А как их правильно хвалить? Не создал ли я излишнюю важность того, что важна победа, а не участие?
А если скажу, что важнее участие, не обесценю ли результаты?
Потом я поняла, что надо просто порадоваться за детей и отпраздновать все занятные места. И мы поехали кататься на лошадях.
Но вопросы все-же остались.
Поделитесь в комментариях, как вы отвечаете себе на такие вопросы? Как хвалите детей? И мотивируете ли побеждать или главное участвовать?