Найти тему
Международная панорама

Голосование в суматохе

В этом году Южный Судан должен провести свои первые выборы. Однако голосование грозит быть омраченным насилием — если оно вообще состоится

Наконец, в декабре 2024 года граждане Южного Судана, получившего независимость в 2011 году, должны иметь возможность выбирать своих политических представителей. Тем не менее, неясно, действительно ли голосование состоится на этот раз. Предыдущие планы выборов сначала стали жертвой двух гражданских войн, а затем бесконечных задержек с выполнением мирного соглашения 2018 года. В августе 2022 года стороны, подписавшие соглашение, решили продлить пятилетний переходный этап под руководством назначенного Правительства национального единства на два года для завершения нерешенных задач, предусмотренных соглашением. Слишком многое еще предстояло сделать перед всеобщими выборами и возможным приведением к присяге избранного правительства, например, разработать новую конституцию, объединить бывших противников в национальную армию и провести перепись населения.

Менее чем за девять месяцев до даты выборов правительство едва ли добилось какого-либо прогресса в важных шагах, несмотря на продление. Хотя избирательная комиссия наконец была воссоздана, ресурсов по-прежнему не хватает. В большинстве из десяти штатов у избирательной комиссии нет рабочих офисов, не говоря уже о штате. Конституционный процесс лишь постепенно набирает обороты. Списка избирателей нет. Границы избирательных округов еще предстоит провести – а это потенциально масштабный конфликт в стране, в которой жестокие и зачастую смертоносные конфликты все еще формируют жизнь многих граждан, даже после подписания мирного соглашения. Миллионы людей остаются перемещенными, многие все еще живут в лагерях или соседних странах. Закон о выборах, принятый в прошлом году, создает множество проблем, включая ошибки и несоответствия в расчете количества законодательных мандатов. Проведение голосования в рамках этой правовой базы невозможно. Тем не менее, никаких усилий по повторному внесению закона в парламент пока предпринято не было.

Вариативность предсказуемости

Партнеры Южного Судана теряют терпение. Более того, учитывая количество кризисов в других частях континента и во всем мире, ресурсы, которые они хотят или могут предоставить для поддержки правительства в вялой реализации мирного соглашения, истощаются. Тем более акушерка молодого государства, США, видит проблему в первую очередь в отсутствии политической воли у лидеров.

Публично международные партнеры обычно выражают желание провести выборы в соответствии с графиком. В частном порядке многие предпочитают дальнейшую отсрочку. Слишком велика обеспокоенность тем, что выборы могут спровоцировать эскалацию насилия или даже новую гражданскую войну. В то же время партнеры хотят продолжать оказывать давление на правительство, чтобы оно полностью выполнило мирное соглашение. На этом фоне, когда в середине марта был продлен мандат миротворческой миссии ООН в Южном Судане (МООНЮС), Совет Безопасности продлил его без изменений лишь до конца апреля в рамках технического продления. Углубленный обзор мандата должен был состояться после того, как глава миротворческой миссии представит свой доклад о ходе подготовки к выборам в начале апреля.

Однако к настоящему времени в Джубе уже набрали обороты дебаты о возможности проведения декабрьского голосования и альтернативных сценариях. Учитывая отсутствие прогресса в решении нерешенных задач, международная комиссия, наблюдающая за мирным соглашением, Воссозданный совместный механизм наблюдения и оценки (R-JMEC), призвала стороны соглашения либо договориться о смягчении условий проведения выборов, либо отложить проведение выборов. выборы. В обоих случаях требуется пересмотр мирного соглашения. В ответ оппозиция призвала к межпартийному диалогу при внешнем посредничестве. Правящая партия, напротив, предложила в этом году избрать только президента и губернаторов штатов и отложить выборы в законодательные органы до следующего года. Это можно интерпретировать как демонстрацию доброй воли, направленной на то, чтобы, наконец, продолжить выборы, обойдя при этом проблемы отсутствия границ округов и мест в парламенте.

Более 90 процентов государственного бюджета Южного Судана зависит от доходов от нефти.

Однако вряд ли можно сомневаться в том, что президент Сальва Киир Маярдит победит на выборах. Выборы в исполнительную власть не только сделают и без того чрезмерно влиятельного президента еще сильнее, но и могут усугубить огромный потенциал насилия в (избирательной) кампании за места губернаторов. Более того, трудно оценить стимулы, которые будут иметь легитимизированная выборами исполнительная власть для проведения дальнейших выборов. Это еще одна причина, по которой оппозиция вряд ли поддержит это предложение. Более вероятно, что будет инициирован новый раунд переговоров между сторонами соглашения, а все выборы будут перенесены.

На данном этапе, даже при самых благих намерениях и юридической акробатике, правительству, вероятно, будет сложно провести какие-либо выборы в декабре. Помимо всех логистических, институциональных и юридических проблем, ситуацию еще больше осложнило серьезное повреждение трубопровода, по которому нефть Южного Судана на мировые рынки. На фоне нынешней войны в Судане эксперты не ожидают ремонта трубопровода в ближайшие месяцы. Более 90 процентов государственного бюджета Южного Судана зависит от доходов от нефти. Несмотря на то, что ничто из этого вряд ли способствует обеспечению общественных благ, следует ожидать катастрофических экономических и политических последствий – если только не будет найден благотворитель, который готов хотя бы временно компенсировать потери, не требуя ответственности за расходы. В противном случае президенту придется изо всех сил пытаться остановить свободное падение валюты и продолжать сдерживать мятежных командиров и политических соперников. Обменный курс южносуданского фунта уже упал с 900 SSP в начале года до нынешних 2100 SSP.

Даже при самых благоприятных обстоятельствах проведение выборов в раздираемой конфликтом стране станет огромной проблемой. В самом молодом государстве-члене международного сообщества практически не существует даже элементарной инфраструктуры, миллионы людей покинули свои дома, а институты, играющие ключевую роль в избирательном процессе, такие как избирательная комиссия и судебная система, не имеют ни адекватных ресурсов, ни существенного опыта, на который можно было бы опереться. Чтобы предотвратить углубление социальных и политических разногласий в ходе избирательного процесса, необходимы целенаправленные, постоянные и откровенные усилия по достижению политического консенсуса между сторонами соглашения, который пользуется поддержкой широких слоев населения. Только широкое общественное и политическое соглашение о предварительных условиях и правилах первых выборов в Южном Судане может предотвратить новое насилие и сделать молодое государство еще на шаг вперед к демократии.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц