Найти тему
Крючков Максим

Повышение безопасности железнодорожного движения

Анализ последствий нарушения безопасности движения

Проезд запрещающего сигнала является грубейшим нарушением безопасности движения. Последствия такого нарушения могут быть самыми трагичными.

Следует помнить, что поездная работа - это сложный производственный процесс, требующий повышенного внимания и готовности к всевозможным неожиданностям. Машинист, допустивший проезд запрещающего показания светофора, переводится в помощники машинистов и даже может быть уволен.

Основными причинами проездов светофоров с запрещающими показаниями являются:

  • не наблюдение за сигналами светофоров из-за:
  1. спешки в работе;
  2. неверного предположения машиниста, что сигнал изменится на разрешающее показание;
  3. стереотипного убеждения в открытом показании светофора (особенно пассажирских и пригородных поездов) при его запрещающем показании после графиковых стоянок на станциях;
  4. неправильного перераспределения внимания на обслуживание локомотива, вместо управления поездом и контроля за показанием сигнала;
  5. потери контроля за направлением движения в случае параллельного движения поезда при маневровой работе;
  6. управления локомотивом из задней по ходу движения кабины.
  7. восприятия синего показания светофора как белое в горизонтальных лучах солнца.
  • невыполнение установленного регламента служебных переговоров перед началом движения в пути следования, при производстве маневровой работы из-за:
  1. отвлечений разговорами по радиосвязи или мобильному телефону при следовании на запрещающий сигнал;
  2. посторонних разговоров в кабине машиниста;
  3. проезда в кабине машиниста посторонних лиц;
  4. отсутствия полной информации о маршруте следования и плане маневровых передвижений;
  5. ошибочного восприятия: маневровых передвижений за команду на начало движения, разрешающего показания светофора соседнего пути, команды на движение при частичном или полном совпадении номеров локомотивов, поездов и фамилий машинистов на станциях и перегонах.
  • самоуверенность и пренебрежение к профессиональной опасности.
  • упрощение в выполнении должностных обязанностей с целью минимизации трудовых затрат на выполнение поездки.
  • снижение физического, психоэмоционального и психологического состояния (кратковременные «провалы» внимания, засыпание, дремотное состояние) работников локомотивной бригады из-за:
  1. психофизиологической несовместимости работников локомотивной бригады по причине нарушения порядка их формирования;
  2. отсутствия полноценного отдыха перед поездкой;
  3. неправильного поддержания микроклиматических условий в кабине машиниста;
  4. употребления в поездке продуктов питания, лекарств и т.п., вызывающих повышение артериального давления, развитие заторможенности в деятельности человека, склонность к засыпанию;
  5. неприятного разговора с диспетчером или дежурным по станции;
  6. длительных стоянок у светофора с запрещающим показанием.
  • незнание техническо-распорядительных актов (ТРА) станций и обслуживаемых участков в части:
  1. расположения и назначения светофоров, а также особенностей ухудшения их видимости в зависимости от погодных условий, наличия кривых участков пути;
  2. порядка приема, отправления и пропуска поездов при различных устройствах сигнализации, централизации и блокировки, как в нормальных условиях, так и в случаях их неисправности;
  3. профиля пути участка обслуживания;
  4. выезда на участок обслуживания при отсутствии заключения для работы на нем.
  • нарушения в управлении автотормозами поезда в части:
  1. позднего применения автотормозов, в том числе в зимний период;
  2. несвоевременного применения экстренного торможения при неудовлетворительной работе автотормозов, особенно в зимнее время при следовании на запрещающий сигнал, а также при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций, требующих его применения;
  3. отсутствия контроля за давлением в тормозной и напорной магистралях локомотива и поезда;
  4. неправильного выбора момента начала торможения из-за:
  5. недостаточной видимости или засветки сигналов горизонтальными лучами восходящего или заходящего солнца, особенно на станциях, расположенных по оси восток-запад, ошибки в прогнозировании скорости и определении расстояния до сигнала с запрещающим показанием без учета профиля пути.
  6. неправильного учета динамических качеств поезда и погодных условии (снижение коэффициента трения между колодкой и бандажом вследствие обледенения поверхности колодки, налипания на нее снега, попадания в рабочую зону влаги при дожде, тумане, инее), наличия в поезде воздухораспределителей, не сработавших по причине замерзания, особенно в начале зимнего периода, когда высока влажность воздуха, лихачества и недисциплинированности, влияния стереотипа алгоритма управления тормозами в поездах меньшего веса и длины, ошибочного предположения машиниста, что сигнал изменится на разрешающее показание;
  7. неправильного выбора величины ступени служебного торможения;
  8. применения рекуперативного и реостатного торможения, а так же крана вспомогательного тормоза при следовании на запрещающий сигнал светофора;
  9. отсутствия достаточных навыков технологии ведения поезда и управления автотормозами при обслуживании различных поездов за поездку (грузовой, пассажирский).
  • увеличенное время реакции машиниста при изменении поездной обстановки из-за:
  1. снижения внимания в результате утомления или неполноценного предрейсового отдыха;
  2. незнания ТРА станции и расположения сигналов;
  3. невнимательности и нерешительности;
  4. снижения психофизиологических возможностей организма в утренние часы, особенно если они приходятся на окончание поездки.
  • нарушения в эксплуатации приборов безопасности из-за:
  1. незнания алгоритма работы приборов безопасности;
  2. отсутствия проверки работоспособности приборов безопасности при приемке локомотива и перед началом движения;
  3. отключения или вмешательства в работу исправно-действующих приборов безопасности при сбоях в работе напольных устройств АЛСН, САУТ.
  • отсутствия контроля со стороны машиниста за действиями своего помощника, которому доверено управление локомотивом.

С целью предупреждения проезда запрещающих сигналов строго выполняйте несложные правила, продиктованные многолетней практикой:

  • отдыхайте перед заступлением на работу так, чтобы не чувствовать переутомления в течение рабочей смены. Помните, что отдых перед поездкой – одно из важных условий обеспечения безопасности движения.
  • машинисты и помощники машинистов во время поездной и маневровой работы обязаны повторять показания сигналов, оговоренных приказом начальника метрополитена (электродепо), показания сигналов всех выходных светофоров, маневровых светофоров, сигналов, требующих уменьшения скорости или остановки поезда, положение входящих в маршрут стрелок, показания маршрутных указателей.
  • следует быть предельно внимательным при приближении к запрещающему сигналу, сигналам уменьшения скорости и при въезде на станцию. Необходимо заблаговременно снизить скорость движения поезда и следовать так, чтобы не допускать проезда запрещающего сигнала, места остановки первого вагона на станции, а сигнал уменьшения скорости проследовать со скоростью, не более установленной для данного сигнала.
  • при следовании поезда к сигналу с запрещающим показанием КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ рассчитывать на его возможную смену, это прямой путь к проезду запрещающего сигнала.
  • при маневровых передвижениях необходимо строго руководствоваться требованиями местных инструкций, любое отступление от которых КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
  • во всех случаях возможной опасности проезда запрещающего сигнала из-за потери бдительности машиниста или вследствие каких-либо других причин помощник машиниста всегда должен помнить, что он наравне с машинистом несет ответственность за проезд запрещающего сигнала и он ОБЯЗАН в таких случаях применять решительные действия для остановки поезда (стоп-кран).

Анализ решения проблемы

Сон локомотивной бригады в локомотиве (рисунок 1) - непосредственная угроза безопасности движения.

Рисунок 1 – Сон локомотивной бригады во время следования
Рисунок 1 – Сон локомотивной бригады во время следования

В связи с этой проблемой для повышения безопасности движения нужно внедрить систему мониторинга функционального состояния машиниста, сводящие на нет случаи, описанные мною выше.

Система мониторинга функционального состояния машиниста

Автор инновационной разработки — IT-компания КСОР — представляет передовые технологии, направленные на снижение аварийных ситуаций. Основанные на симбиозе последних достижений в области искусственного интеллекта, интернета вещей и обработки данных в режиме реального времени, системы от КСОР превращаются в надежных союзников в обеспечении безопасности.

Рисунок 2 — логотип компании КСОР
Рисунок 2 — логотип компании КСОР

Сегодня комплексы КСОР востребованы в различных сферах, где безопасность играет ключевую роль. Неотъемлемая часть общественного транспорта, служб такси и каршеринга, а также компаний, занимающихся перевозкой грузов, они обеспечивают не только защиту для пассажиров, но и эффективное управление процессами и ресурсами.

Системы от КСОР становятся надежным стражем безопасности, обеспечивая не только контроль и предотвращение чрезвычайных ситуаций, но и эффективное реагирование на них. Благодаря интеграции передовых технологий, компания создает инновационные решения, которые поднимают стандарты безопасности на новый уровень, делая наш мир более защищенным и управляемым.

Рисунок 3 - Система «Антисон»
Рисунок 3 - Система «Антисон»

Комплекс мониторинга «Антисон» включает три компонента:

  • видеорегистратор с вычислительным блоком — ведет постоянный мониторинг состояния водителя, собирает данные о местонахождении транспорта;
  • нейросеть — анализирует входящий поток прямо на устройстве, при обнаружении признаков аномалии оповещает водителя световым и звуковым сигналом, параллельно передает информацию об инциденте в центр мониторинга, сохраняет данные для дальнейшего анализа;
  • диспетчерский центр — реагирует на нештатные ситуации, собирает аналитику по автопарку, формирует отчеты для клиентов, анализирует профессиональные качества водителей.
Рисунок 4 -Система «Антисон» в кабине машиниста
Рисунок 4 -Система «Антисон» в кабине машиниста

Система "Антисна" отличается компактностью — устройство, установленное в кабине, внешне напоминает обычный видеорегистратор. Камера сканирует лицо водителя и передает информацию на вычислительный блок. Программное обеспечение «Антисна» производит анализ мимики и выявляет признаки аномалий, такие как закрытые более двух секунд глаза, частота морганий и непроизвольные зевания. Световые и звуковые сигналы предотвращают засыпание водителя, одновременно помогая ему поддерживать концентрацию. Кроме того, система позволяет легко выявлять внеплановые остановки, отклонения от маршрута и длительное пребывание за рулем.

Система «Антисна» обеспечивает оперативное реагирование на инциденты, уведомляя не только водителя, но и диспетчера в центре мониторинга. В случае возникновения нештатной ситуации сотрудник имеет возможность связаться с водителем, выяснить его состояние и, при необходимости, снять его с рейса. Программа автоматически сохраняет видеозаписи на время инцидента, после чего специалисты проводят детальный анализ, выявляя потенциально опасные участки дороги, скорость транспортного средства и фиксируя нарушения правил.

Клиенты регулярно получают отчеты от системы «Антисна», которые содержат аналитические сводки по маршрутам, локациям, скоростям и истории инцидентов для каждого транспортного средства. Вся информация хранится в личном кабинете клиента, где отчеты доступны за любой период времени. Пользователи также могут подключать дополнительные опции, поскольку система способна:

- Вести индивидуальные карточки для каждого водителя с определением их риск-профиля;

- Обрабатывать большие объемы данных и составлять расширенную статистику;

- Интегрироваться со сторонними информационными системами, обеспечивая более полное покрытие безопасности и управления транспортным процессом.

Рисунок 5 - Машинист в поезде, оборудованным системой «Антисон»
Рисунок 5 - Машинист в поезде, оборудованным системой «Антисон»

Отзывы сотрудников отделов, отвечающих за безопасность, свидетельствуют о снижении аварийности до 85% уже через 6 месяцев после установки системы КСОР.

В результате падают расходы на ремонт ТС, сводится к нулю ущерб от простоев в результате ремонта, существенно уменьшается количество нарушений ПДД. Поскольку обработкой информации занимается единый центр мониторинга, у клиентов нет необходимости создавать отдельную аналитическую службу у себя на предприятии, что также экономит средства.

Проверка безопасности Антисна

Роспотребнадзор проверил комплекс Антисон и подтвердил его полную безопасность для водителя. Эксперты тщательно проанализировали все компоненты и пришли к выводу, что система отвечает установленным санитарным нормам, а тепловое излучение на 60–70% ниже предельно допустимых значений. Комплекс основан на технологии компьютерного зрения — искусственный интеллект обрабатывает видеопоток и извлекает из него нужную информацию.

Рисунок 6 - Система «Антисон»-проверка безопасности антисна
Рисунок 6 - Система «Антисон»-проверка безопасности антисна

Схожим образом работают системы распознавания лиц, которые устанавливают в метро, на вокзалах и улицах Москвы. Фактически комплекс не опаснее обычного автомобильного регистратора с функцией съемки в салоне с той разницей, что видео поступает в вычислительный блок, где поток анализирует компьютер. Инфракрасное излучение интенсивностью 0,03 Квт/м2 ниже, чем в смартфоне, а потому не способно привести к ожогам или другим проблемам со здоровьем.

Несоизмеримо более высокую опасность для водителя представляют усталость и невнимательность за рулем. Результаты исследования. Роскачества подтверждают, что 90% аварийных ситуаций можно предотвратить, если привлечь внимание водителя к дорожной обстановке за 1,5 секунды до происшествия. Опыт внедрения Антисна на предприятиях «Мосгортранса» показывает, что в процессе эксплуатации системы количество инцидентов уменьшается в 2–4 раза, что положительно влияет на статистику ДТП.

Система "Антисон" разработана как часть аналитического проекта Мосгортранса. Пилотный проект, запущенный в 2018 году, по установке систем КСОР на городской транспорт столицы, продемонстрировал значительное снижение аварийности на 26%, что послужило основанием для расширения использования этих технологий. В ближайшие два года все наземные транспортные средства и поезда московского метрополитена были оборудованы комплексами мониторинга.

В настоящее время 100% общественного транспорта столицы оснащено этой системой. Водители высоко оценивают ее функциональность, отмечая, что она помогает им сосредоточиться и повысить внимательность. Благодаря искусственному интеллекту, система точно отслеживает даже незначительные движения водителя или машиниста и мгновенно предупреждает их звуковыми сигналами, не отвлекая при этом от работы светодиодами. Отзывы о "Антисне" подчеркивают его важную роль в повышении безопасности пассажиров.

После успеха в Мосгортрансе, система "Антисон" была внедрена в широкий спектр отраслей, включая общественный транспорт, такси, специализированные виды транспорта, нефтегазовую отрасль, золотодобычу, горнодобычу, промышленность, агропромышленность, ритейл и объекты критической инфраструктуры. Она также используется в ситуационных и мониторинговых центрах опасных предприятий и промышленных объектов, где требуется особый уровень контроля и безопасности.

Успешный опыт на общественном транспорте столицы

«Мосгортранс» входит в число наиболее значимых партнеров КСОР. Компания начала массовую установку системы «Антисон» на общественный транспорт столицы в 2019 году. Сегодня устройства отслеживают состояние водителей на 9 тысяч единиц наземного автопарка и машинистов на 1,5 тысячах локомотивах метро. За это время системе удалось предотвратить более 11 000 опасных инцидентов, которые могли бы привести к аварии. В ГУП «Мосгортранс» отмечают, что «Антисон» снижает риск дорожно-транспортных происшествий по причине усталости, засыпания и отвлечения внимания водителей. Только за первый месяц после внедрения было выявлено около 500 инцидентов и в процессе эксплуатации их количество неуклонно снижается. Система реагирует не только на засыпание, но отслеживает и другие признаки потери внимания — к примеру, частые взгляды в сторону. Сигналы в кабине помогают сотрудникам сосредоточиться на процессе вождения и не отвлекаться.

Рисунок 7 - устройства «Антисон» помогают водителю сконцентрироваться на дороге
Рисунок 7 - устройства «Антисон» помогают водителю сконцентрироваться на дороге

Целью внедрения комплекса на предприятии стала прежде всего забота о безопасности водителей и пассажиров. Благодаря системе «Антисон» удалось не только на 50% снизить количество потенциально опасных ситуаций, но и на 65% сократить убытки от простоев и ремонта подвижного состава. Руководство и рядовые сотрудники ГУП «Мосгортранс» высоко оценивают эффективность устройств, которые разработала компания «КСОР». Отзывы говорят сами за себя: «Комплекс очень помогает в ранних или поздних рейсах, когда заснуть может даже профессионал. «Антисон» напоминает, что ответственность и безопасность в нашей работе стоят на первом месте» Александр, шофер «Система «Антисон» для водителя полезна. Реагирует очень точно. Закрываю глаза, и даже секунды не проходит, как срабатывает сигнал. Лишний раз не дает отвлекаться, а удаленный контроль добавляет уверенности» Михаил, машинист метрополитена «За время эксплуатации система доказала свою эффективность. «Антисон» работает незаметно для пассажиров и обеспечивает дополнительную безопасность поездок» Представители руководства ГУП «Мосгортранс»

Заключение

Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте является задачей, требующей внимания к множеству факторов. Проезд запрещающих сигналов может иметь серьезные последствия и вызываться различными причинами. Некоторые из них включают недостаточное внимание к сигналам светофоров, ошибочное восприятие сигналов из-за различных факторов, таких как неправильный выбор момента начала торможения, увеличенное время реакции машиниста и нарушения в эксплуатации приборов безопасности.

Инновационные разработки компании КСОР, такие как системы "Антисон" и "Антисна", представляют передовые технологии, направленные на снижение аварийности и обеспечение безопасности в различных сферах. Установка этих систем приводит к значительному снижению аварийности, как подтверждается отзывами сотрудников и экспертной проверкой.

Системы "Антисон" и "Антисна" не только предотвращают усталость и невнимательность водителей, но и эффективно реагируют на возникающие инциденты, обеспечивая оперативную связь и сохранение видеозаписей для анализа.

Успех пилотного проекта внедрения системы "Антисон" в Мосгортрансе послужил основанием для расширения использования этих технологий на все наземные транспортные средства и поезда московского метрополитена. В настоящее время 100% общественного транспорта столицы оснащено этой системой, что свидетельствует о её успешной реализации и востребованности среди водителей.

После успешного внедрения в Мосгортрансе, система "Антисон" была успешно расширена на различные отрасли, подчеркивая её важную роль в повышении безопасности и эффективности в различных областях, включая общественный транспорт, нефтегазовую промышленность, горнодобычу и другие сферы. Эти системы стали незаменимым инструментом для обеспечения безопасности и контроля в различных ситуациях, что подтверждается их широким внедрением в различные отрасли и положительными отзывами пользователей.