Анализ последствий нарушения безопасности движения
Проезд запрещающего сигнала является грубейшим нарушением безопасности движения. Последствия такого нарушения могут быть самыми трагичными.
Следует помнить, что поездная работа - это сложный производственный процесс, требующий повышенного внимания и готовности к всевозможным неожиданностям. Машинист, допустивший проезд запрещающего показания светофора, переводится в помощники машинистов и даже может быть уволен.
Основными причинами проездов светофоров с запрещающими показаниями являются:
- не наблюдение за сигналами светофоров из-за:
- спешки в работе;
- неверного предположения машиниста, что сигнал изменится на разрешающее показание;
- стереотипного убеждения в открытом показании светофора (особенно пассажирских и пригородных поездов) при его запрещающем показании после графиковых стоянок на станциях;
- неправильного перераспределения внимания на обслуживание локомотива, вместо управления поездом и контроля за показанием сигнала;
- потери контроля за направлением движения в случае параллельного движения поезда при маневровой работе;
- управления локомотивом из задней по ходу движения кабины.
- восприятия синего показания светофора как белое в горизонтальных лучах солнца.
- невыполнение установленного регламента служебных переговоров перед началом движения в пути следования, при производстве маневровой работы из-за:
- отвлечений разговорами по радиосвязи или мобильному телефону при следовании на запрещающий сигнал;
- посторонних разговоров в кабине машиниста;
- проезда в кабине машиниста посторонних лиц;
- отсутствия полной информации о маршруте следования и плане маневровых передвижений;
- ошибочного восприятия: маневровых передвижений за команду на начало движения, разрешающего показания светофора соседнего пути, команды на движение при частичном или полном совпадении номеров локомотивов, поездов и фамилий машинистов на станциях и перегонах.
- самоуверенность и пренебрежение к профессиональной опасности.
- упрощение в выполнении должностных обязанностей с целью минимизации трудовых затрат на выполнение поездки.
- снижение физического, психоэмоционального и психологического состояния (кратковременные «провалы» внимания, засыпание, дремотное состояние) работников локомотивной бригады из-за:
- психофизиологической несовместимости работников локомотивной бригады по причине нарушения порядка их формирования;
- отсутствия полноценного отдыха перед поездкой;
- неправильного поддержания микроклиматических условий в кабине машиниста;
- употребления в поездке продуктов питания, лекарств и т.п., вызывающих повышение артериального давления, развитие заторможенности в деятельности человека, склонность к засыпанию;
- неприятного разговора с диспетчером или дежурным по станции;
- длительных стоянок у светофора с запрещающим показанием.
- незнание техническо-распорядительных актов (ТРА) станций и обслуживаемых участков в части:
- расположения и назначения светофоров, а также особенностей ухудшения их видимости в зависимости от погодных условий, наличия кривых участков пути;
- порядка приема, отправления и пропуска поездов при различных устройствах сигнализации, централизации и блокировки, как в нормальных условиях, так и в случаях их неисправности;
- профиля пути участка обслуживания;
- выезда на участок обслуживания при отсутствии заключения для работы на нем.
- нарушения в управлении автотормозами поезда в части:
- позднего применения автотормозов, в том числе в зимний период;
- несвоевременного применения экстренного торможения при неудовлетворительной работе автотормозов, особенно в зимнее время при следовании на запрещающий сигнал, а также при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций, требующих его применения;
- отсутствия контроля за давлением в тормозной и напорной магистралях локомотива и поезда;
- неправильного выбора момента начала торможения из-за:
- недостаточной видимости или засветки сигналов горизонтальными лучами восходящего или заходящего солнца, особенно на станциях, расположенных по оси восток-запад, ошибки в прогнозировании скорости и определении расстояния до сигнала с запрещающим показанием без учета профиля пути.
- неправильного учета динамических качеств поезда и погодных условии (снижение коэффициента трения между колодкой и бандажом вследствие обледенения поверхности колодки, налипания на нее снега, попадания в рабочую зону влаги при дожде, тумане, инее), наличия в поезде воздухораспределителей, не сработавших по причине замерзания, особенно в начале зимнего периода, когда высока влажность воздуха, лихачества и недисциплинированности, влияния стереотипа алгоритма управления тормозами в поездах меньшего веса и длины, ошибочного предположения машиниста, что сигнал изменится на разрешающее показание;
- неправильного выбора величины ступени служебного торможения;
- применения рекуперативного и реостатного торможения, а так же крана вспомогательного тормоза при следовании на запрещающий сигнал светофора;
- отсутствия достаточных навыков технологии ведения поезда и управления автотормозами при обслуживании различных поездов за поездку (грузовой, пассажирский).
- увеличенное время реакции машиниста при изменении поездной обстановки из-за:
- снижения внимания в результате утомления или неполноценного предрейсового отдыха;
- незнания ТРА станции и расположения сигналов;
- невнимательности и нерешительности;
- снижения психофизиологических возможностей организма в утренние часы, особенно если они приходятся на окончание поездки.
- нарушения в эксплуатации приборов безопасности из-за:
- незнания алгоритма работы приборов безопасности;
- отсутствия проверки работоспособности приборов безопасности при приемке локомотива и перед началом движения;
- отключения или вмешательства в работу исправно-действующих приборов безопасности при сбоях в работе напольных устройств АЛСН, САУТ.
- отсутствия контроля со стороны машиниста за действиями своего помощника, которому доверено управление локомотивом.
С целью предупреждения проезда запрещающих сигналов строго выполняйте несложные правила, продиктованные многолетней практикой:
- отдыхайте перед заступлением на работу так, чтобы не чувствовать переутомления в течение рабочей смены. Помните, что отдых перед поездкой – одно из важных условий обеспечения безопасности движения.
- машинисты и помощники машинистов во время поездной и маневровой работы обязаны повторять показания сигналов, оговоренных приказом начальника метрополитена (электродепо), показания сигналов всех выходных светофоров, маневровых светофоров, сигналов, требующих уменьшения скорости или остановки поезда, положение входящих в маршрут стрелок, показания маршрутных указателей.
- следует быть предельно внимательным при приближении к запрещающему сигналу, сигналам уменьшения скорости и при въезде на станцию. Необходимо заблаговременно снизить скорость движения поезда и следовать так, чтобы не допускать проезда запрещающего сигнала, места остановки первого вагона на станции, а сигнал уменьшения скорости проследовать со скоростью, не более установленной для данного сигнала.
- при следовании поезда к сигналу с запрещающим показанием КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ рассчитывать на его возможную смену, это прямой путь к проезду запрещающего сигнала.
- при маневровых передвижениях необходимо строго руководствоваться требованиями местных инструкций, любое отступление от которых КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
- во всех случаях возможной опасности проезда запрещающего сигнала из-за потери бдительности машиниста или вследствие каких-либо других причин помощник машиниста всегда должен помнить, что он наравне с машинистом несет ответственность за проезд запрещающего сигнала и он ОБЯЗАН в таких случаях применять решительные действия для остановки поезда (стоп-кран).
Анализ решения проблемы
Сон локомотивной бригады в локомотиве (рисунок 1) - непосредственная угроза безопасности движения.
В связи с этой проблемой для повышения безопасности движения нужно внедрить систему мониторинга функционального состояния машиниста, сводящие на нет случаи, описанные мною выше.
Система мониторинга функционального состояния машиниста
Автор инновационной разработки — IT-компания КСОР — представляет передовые технологии, направленные на снижение аварийных ситуаций. Основанные на симбиозе последних достижений в области искусственного интеллекта, интернета вещей и обработки данных в режиме реального времени, системы от КСОР превращаются в надежных союзников в обеспечении безопасности.
Сегодня комплексы КСОР востребованы в различных сферах, где безопасность играет ключевую роль. Неотъемлемая часть общественного транспорта, служб такси и каршеринга, а также компаний, занимающихся перевозкой грузов, они обеспечивают не только защиту для пассажиров, но и эффективное управление процессами и ресурсами.
Системы от КСОР становятся надежным стражем безопасности, обеспечивая не только контроль и предотвращение чрезвычайных ситуаций, но и эффективное реагирование на них. Благодаря интеграции передовых технологий, компания создает инновационные решения, которые поднимают стандарты безопасности на новый уровень, делая наш мир более защищенным и управляемым.
Комплекс мониторинга «Антисон» включает три компонента:
- видеорегистратор с вычислительным блоком — ведет постоянный мониторинг состояния водителя, собирает данные о местонахождении транспорта;
- нейросеть — анализирует входящий поток прямо на устройстве, при обнаружении признаков аномалии оповещает водителя световым и звуковым сигналом, параллельно передает информацию об инциденте в центр мониторинга, сохраняет данные для дальнейшего анализа;
- диспетчерский центр — реагирует на нештатные ситуации, собирает аналитику по автопарку, формирует отчеты для клиентов, анализирует профессиональные качества водителей.
Система "Антисна" отличается компактностью — устройство, установленное в кабине, внешне напоминает обычный видеорегистратор. Камера сканирует лицо водителя и передает информацию на вычислительный блок. Программное обеспечение «Антисна» производит анализ мимики и выявляет признаки аномалий, такие как закрытые более двух секунд глаза, частота морганий и непроизвольные зевания. Световые и звуковые сигналы предотвращают засыпание водителя, одновременно помогая ему поддерживать концентрацию. Кроме того, система позволяет легко выявлять внеплановые остановки, отклонения от маршрута и длительное пребывание за рулем.
Система «Антисна» обеспечивает оперативное реагирование на инциденты, уведомляя не только водителя, но и диспетчера в центре мониторинга. В случае возникновения нештатной ситуации сотрудник имеет возможность связаться с водителем, выяснить его состояние и, при необходимости, снять его с рейса. Программа автоматически сохраняет видеозаписи на время инцидента, после чего специалисты проводят детальный анализ, выявляя потенциально опасные участки дороги, скорость транспортного средства и фиксируя нарушения правил.
Клиенты регулярно получают отчеты от системы «Антисна», которые содержат аналитические сводки по маршрутам, локациям, скоростям и истории инцидентов для каждого транспортного средства. Вся информация хранится в личном кабинете клиента, где отчеты доступны за любой период времени. Пользователи также могут подключать дополнительные опции, поскольку система способна:
- Вести индивидуальные карточки для каждого водителя с определением их риск-профиля;
- Обрабатывать большие объемы данных и составлять расширенную статистику;
- Интегрироваться со сторонними информационными системами, обеспечивая более полное покрытие безопасности и управления транспортным процессом.
Отзывы сотрудников отделов, отвечающих за безопасность, свидетельствуют о снижении аварийности до 85% уже через 6 месяцев после установки системы КСОР.
В результате падают расходы на ремонт ТС, сводится к нулю ущерб от простоев в результате ремонта, существенно уменьшается количество нарушений ПДД. Поскольку обработкой информации занимается единый центр мониторинга, у клиентов нет необходимости создавать отдельную аналитическую службу у себя на предприятии, что также экономит средства.
Проверка безопасности Антисна
Роспотребнадзор проверил комплекс Антисон и подтвердил его полную безопасность для водителя. Эксперты тщательно проанализировали все компоненты и пришли к выводу, что система отвечает установленным санитарным нормам, а тепловое излучение на 60–70% ниже предельно допустимых значений. Комплекс основан на технологии компьютерного зрения — искусственный интеллект обрабатывает видеопоток и извлекает из него нужную информацию.
Схожим образом работают системы распознавания лиц, которые устанавливают в метро, на вокзалах и улицах Москвы. Фактически комплекс не опаснее обычного автомобильного регистратора с функцией съемки в салоне с той разницей, что видео поступает в вычислительный блок, где поток анализирует компьютер. Инфракрасное излучение интенсивностью 0,03 Квт/м2 ниже, чем в смартфоне, а потому не способно привести к ожогам или другим проблемам со здоровьем.
Несоизмеримо более высокую опасность для водителя представляют усталость и невнимательность за рулем. Результаты исследования. Роскачества подтверждают, что 90% аварийных ситуаций можно предотвратить, если привлечь внимание водителя к дорожной обстановке за 1,5 секунды до происшествия. Опыт внедрения Антисна на предприятиях «Мосгортранса» показывает, что в процессе эксплуатации системы количество инцидентов уменьшается в 2–4 раза, что положительно влияет на статистику ДТП.
Система "Антисон" разработана как часть аналитического проекта Мосгортранса. Пилотный проект, запущенный в 2018 году, по установке систем КСОР на городской транспорт столицы, продемонстрировал значительное снижение аварийности на 26%, что послужило основанием для расширения использования этих технологий. В ближайшие два года все наземные транспортные средства и поезда московского метрополитена были оборудованы комплексами мониторинга.
В настоящее время 100% общественного транспорта столицы оснащено этой системой. Водители высоко оценивают ее функциональность, отмечая, что она помогает им сосредоточиться и повысить внимательность. Благодаря искусственному интеллекту, система точно отслеживает даже незначительные движения водителя или машиниста и мгновенно предупреждает их звуковыми сигналами, не отвлекая при этом от работы светодиодами. Отзывы о "Антисне" подчеркивают его важную роль в повышении безопасности пассажиров.
После успеха в Мосгортрансе, система "Антисон" была внедрена в широкий спектр отраслей, включая общественный транспорт, такси, специализированные виды транспорта, нефтегазовую отрасль, золотодобычу, горнодобычу, промышленность, агропромышленность, ритейл и объекты критической инфраструктуры. Она также используется в ситуационных и мониторинговых центрах опасных предприятий и промышленных объектов, где требуется особый уровень контроля и безопасности.
Успешный опыт на общественном транспорте столицы
«Мосгортранс» входит в число наиболее значимых партнеров КСОР. Компания начала массовую установку системы «Антисон» на общественный транспорт столицы в 2019 году. Сегодня устройства отслеживают состояние водителей на 9 тысяч единиц наземного автопарка и машинистов на 1,5 тысячах локомотивах метро. За это время системе удалось предотвратить более 11 000 опасных инцидентов, которые могли бы привести к аварии. В ГУП «Мосгортранс» отмечают, что «Антисон» снижает риск дорожно-транспортных происшествий по причине усталости, засыпания и отвлечения внимания водителей. Только за первый месяц после внедрения было выявлено около 500 инцидентов и в процессе эксплуатации их количество неуклонно снижается. Система реагирует не только на засыпание, но отслеживает и другие признаки потери внимания — к примеру, частые взгляды в сторону. Сигналы в кабине помогают сотрудникам сосредоточиться на процессе вождения и не отвлекаться.
Целью внедрения комплекса на предприятии стала прежде всего забота о безопасности водителей и пассажиров. Благодаря системе «Антисон» удалось не только на 50% снизить количество потенциально опасных ситуаций, но и на 65% сократить убытки от простоев и ремонта подвижного состава. Руководство и рядовые сотрудники ГУП «Мосгортранс» высоко оценивают эффективность устройств, которые разработала компания «КСОР». Отзывы говорят сами за себя: «Комплекс очень помогает в ранних или поздних рейсах, когда заснуть может даже профессионал. «Антисон» напоминает, что ответственность и безопасность в нашей работе стоят на первом месте» Александр, шофер «Система «Антисон» для водителя полезна. Реагирует очень точно. Закрываю глаза, и даже секунды не проходит, как срабатывает сигнал. Лишний раз не дает отвлекаться, а удаленный контроль добавляет уверенности» Михаил, машинист метрополитена «За время эксплуатации система доказала свою эффективность. «Антисон» работает незаметно для пассажиров и обеспечивает дополнительную безопасность поездок» Представители руководства ГУП «Мосгортранс»
Заключение
Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте является задачей, требующей внимания к множеству факторов. Проезд запрещающих сигналов может иметь серьезные последствия и вызываться различными причинами. Некоторые из них включают недостаточное внимание к сигналам светофоров, ошибочное восприятие сигналов из-за различных факторов, таких как неправильный выбор момента начала торможения, увеличенное время реакции машиниста и нарушения в эксплуатации приборов безопасности.
Инновационные разработки компании КСОР, такие как системы "Антисон" и "Антисна", представляют передовые технологии, направленные на снижение аварийности и обеспечение безопасности в различных сферах. Установка этих систем приводит к значительному снижению аварийности, как подтверждается отзывами сотрудников и экспертной проверкой.
Системы "Антисон" и "Антисна" не только предотвращают усталость и невнимательность водителей, но и эффективно реагируют на возникающие инциденты, обеспечивая оперативную связь и сохранение видеозаписей для анализа.
Успех пилотного проекта внедрения системы "Антисон" в Мосгортрансе послужил основанием для расширения использования этих технологий на все наземные транспортные средства и поезда московского метрополитена. В настоящее время 100% общественного транспорта столицы оснащено этой системой, что свидетельствует о её успешной реализации и востребованности среди водителей.
После успешного внедрения в Мосгортрансе, система "Антисон" была успешно расширена на различные отрасли, подчеркивая её важную роль в повышении безопасности и эффективности в различных областях, включая общественный транспорт, нефтегазовую промышленность, горнодобычу и другие сферы. Эти системы стали незаменимым инструментом для обеспечения безопасности и контроля в различных ситуациях, что подтверждается их широким внедрением в различные отрасли и положительными отзывами пользователей.