Классификация танков, которую многие рассматривают как стандартную, довольно нередко не соблюдается. Часто главным фактором, приводящим к ошибкам в оценке, считается масса танка, что на самом деле не совсем верно. Некоторые нации, вроде итальянцев и шведов, создавали средние и тяжелые танки, которые фактически оказывались легче, чем танки в иных странах. Обратная ситуация также имела место быть в советском танкостроении в межвоенный период. Масса не всегда определяла тактическое назначение танка. Кроме того, танк мог претерпевать значительные изменения по ходу разработки, что приводило к значительному увеличению его массы, и фактически, переходу из одного класса в другой.
Одним из малопонятных и неправильно классифицируемых танков является колесно-гусеничный ПТ-1. Часто его ошибочно записывают в плавающие танки серии БТ и не осознают его происхождение.
Однако следует отметить, что этот танк был разработан по образцу очень конкретной боевой машины, а именно, по образцу немецкого Гросстрактора. Даже расположение командира в корпусе, справа от водителя-механика, было подсмотрено немецкими разработчиками. Кроме того, его вооружение представляло собой 45-мм пушку образца 1930 года, такую же, как на вполне себе среднем Т-24. Однако в процессе разработки этот танк претерпел настолько глубокие изменения, что превратили его в Т-29. При этом появилось еще одно промежуточное звено эволюции – истребитель ИТ-3, из которого по сути и появился Т-29.
Первоначальная модификация танка ПT-1 имела массу 11 тонн, с толщиной брони составляющей всего 7 мм. Это было предельным значением, при которой плавучесть сохранялась. Однако, финальная версия танка, выпущенная заводом "Красный Пролетарий" в феврале 1933 года, значительно потяжелела и имела вес – 14,2 тонны. Вместо 45-мм пушки модели 1930 года, в танке была установлена 45-мм пушка модели 1932 года. Важно отметить, что это было оружием для легкого, а не среднего танка. Для среднего танка рассматривался вариант с 76-мм пушкой ПС-3, однако, так как она не была готова, было принято решение вместо нее использовать 76-мм орудие КТ. Это была танковая версия 76-мм пушки, которая изначально была разработана для использования в полевой артиллерии в 1927 году. В 1932 году орудие КТ было установлено на танки разработки Дыренкова, а позже оно также было использовано на серийном Т-28.
Возникла логичная идея продолжить развитие ПТ-1, не отказываясь от этой концепции, однако, отказавшись от возможности плавать. при этом на машине можно было бы существенно улучшить броню танка и усилить вооружение. Такое решение было принято руководством технического отдела ЭКУ ОГПУ в феврале 1933 года. 8 марта 1933 года был направлен проект истребителя-танков ИТ-3 в адрес начальника технического отдела УММ КА, г.г. Бокиса. Как и в случае с ПТ-1, ведущим инженером проекта стал Н.А. Астров. Николай Александрович начал работу над ПТ-1 в качестве заключенного, однако вскоре был освобожден и быстро продвинулся до руководителя автотракторного КБ в техническом отделе ЭКУ ОГПУ. Подобные траектории судьбы были у Н.В. Цейца, который также начинал работу над ПТ-1 в качестве заключенного.
По ходу проектирования исходный проект ИТ-3 претерпел существенные изменения, в ходе которых боевая масса увеличилась с 16 до 17,5 тонн. Такое изменение было вызвано увеличением толщины лобовой брони машины и башни с 16 до 20 мм по результатам проектного анализа.
Концепция шасси, аналогичная ПТ-1, сохранилась со значительным запасом по нагрузке. Ожидалось, что танк сможет достигать скорости в 80 км/ч на колесном ходу и на гусеницах. Такие показатели были вполне реалистичными для мотора М-17Б мощностью 500 лошадиных сил, установленного на нем.
Вместо обычного пулемета ДТ, калибра 7,62 мм, командир танка был обеспечен крупнокалиберным пулеметом ДК (калибр 12,7 мм, не путать с ДШК). Однако, главные изменения коснулись башни. Она была выполнена по новому проекту и изготовлена методом штамповки. При этом в ней могла располагаться 76-мм пушка КТ. Вместе с этой пушкой, в башне разместили авиационный пулемет Шкасс (или, как указывалось в документах - Шкас), а второй Шкасс был установлен спаренным с пулемётом ДК. Было также рассматривание варианта с использованием еще одного парного пулемета в качестве зенитного, однако реальной зенитной установки так и не было разработано.
Проект ИТ-3 был рассмотрен достаточно оперативно. Буквально на следующий день появилось письмо, подписанное начальником 2-го отдела научно-технического управления УММ КА В.Д. Свиридова. В общих чертах он выразил свое одобрение, однако потребовал улучшения в конструкции.
По его мнению требовалось усилить броневую защиту, а так же провести доработки ходовой части и всё же разработать зенитную установку. Техотдел ЭКУ ОГПУ справился с этой задачей достаточно быстро – представленное изображение ИТ-3 уже является доработанным проектом, учитывающим все замечания и пожелания.
К сожалению строительство так и не началось, так как быстро стало ясно, что вместо специализированного танка-истребителя лучше создать полноценный средний танк. Уже в апреле 1933 года были представлены проекты Т-29, причем три из них основывались на доработке проекта ИТ-3. Однако в работу пошли четвертый и пятый варианты машины, которые имели три башни. Они были известны как т-29-4 и т-29-5. В то же время, ит-3 оказался лишь промежуточным звеном и остался только в виде проекта.
Телеграмм канал Альтернативная История
Источник: https://alternathistory.ru/yurij-pasholok-promezhutochnoe-zveno-mezhdu-pt-1-i-t-29/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉