Найти тему

Каким мог стать Т-34 30-х. Промежуточное звено между ПТ-1 и Т-29

Классификация танков, которую многие рассматривают как стандартную, довольно нередко не соблюдается. Часто главным фактором, приводящим к ошибкам в оценке, считается масса танка, что на самом деле не совсем верно. Некоторые нации, вроде итальянцев и шведов, создавали средние и тяжелые танки, которые фактически оказывались легче, чем танки в иных странах. Обратная ситуация также имела место быть в советском танкостроении в межвоенный период. Масса не всегда определяла тактическое назначение танка. Кроме того, танк мог претерпевать значительные изменения по ходу разработки, что приводило к значительному увеличению его массы, и фактически, переходу из одного класса в другой.

 ПТ-1, средний плавающий танк, который многие ошибочно записывают в легкие
ПТ-1, средний плавающий танк, который многие ошибочно записывают в легкие
Танки реальные и альтернативные | Блог альтернативная история | Дзен

Одним из малопонятных и неправильно классифицируемых танков является колесно-гусеничный ПТ-1. Часто его ошибочно записывают в плавающие танки серии БТ и не осознают его происхождение.

Однако следует отметить, что этот танк был разработан по образцу очень конкретной боевой машины, а именно, по образцу немецкого Гросстрактора. Даже расположение командира в корпусе, справа от водителя-механика, было подсмотрено немецкими разработчиками. Кроме того, его вооружение представляло собой 45-мм пушку образца 1930 года, такую же, как на вполне себе среднем Т-24. Однако в процессе разработки этот танк претерпел настолько глубокие изменения, что превратили его в Т-29. При этом появилось еще одно промежуточное звено эволюции – истребитель ИТ-3, из которого по сути и появился Т-29.

 И.В. Сталин и Н.А. Астров (в очках, крайний слева) во время испытаний ПТ-1, начало 1933 года. Примерно в это время и был сконструирован ИТ-3
И.В. Сталин и Н.А. Астров (в очках, крайний слева) во время испытаний ПТ-1, начало 1933 года. Примерно в это время и был сконструирован ИТ-3

Первоначальная модификация танка ПT-1 имела массу 11 тонн, с толщиной брони составляющей всего 7 мм. Это было предельным значением, при которой плавучесть сохранялась. Однако, финальная версия танка, выпущенная заводом "Красный Пролетарий" в феврале 1933 года, значительно потяжелела и имела вес – 14,2 тонны. Вместо 45-мм пушки модели 1930 года, в танке была установлена 45-мм пушка модели 1932 года. Важно отметить, что это было оружием для легкого, а не среднего танка. Для среднего танка рассматривался вариант с 76-мм пушкой ПС-3, однако, так как она не была готова, было принято решение вместо нее использовать 76-мм орудие КТ. Это была танковая версия 76-мм пушки, которая изначально была разработана для использования в полевой артиллерии в 1927 году. В 1932 году орудие КТ было установлено на танки разработки Дыренкова, а позже оно также было использовано на серийном Т-28.

 76-мм пушка КТ предполагалась как вооружение «артиллерийских» танков, но к 1933 году оказалась в Т-28 и Т-35
76-мм пушка КТ предполагалась как вооружение «артиллерийских» танков, но к 1933 году оказалась в Т-28 и Т-35

Возникла логичная идея продолжить развитие ПТ-1, не отказываясь от этой концепции, однако, отказавшись от возможности плавать. при этом на машине можно было бы существенно улучшить броню танка и усилить вооружение. Такое решение было принято руководством технического отдела ЭКУ ОГПУ в феврале 1933 года. 8 марта 1933 года был направлен проект истребителя-танков ИТ-3 в адрес начальника технического отдела УММ КА, г.г. Бокиса. Как и в случае с ПТ-1, ведущим инженером проекта стал Н.А. Астров. Николай Александрович начал работу над ПТ-1 в качестве заключенного, однако вскоре был освобожден и быстро продвинулся до руководителя автотракторного КБ в техническом отделе ЭКУ ОГПУ. Подобные траектории судьбы были у Н.В. Цейца, который также начинал работу над ПТ-1 в качестве заключенного.

 Исходное предложение по ИТ-3
Исходное предложение по ИТ-3

По ходу проектирования исходный проект ИТ-3 претерпел существенные изменения, в ходе которых боевая масса увеличилась с 16 до 17,5 тонн. Такое изменение было вызвано увеличением толщины лобовой брони машины и башни с 16 до 20 мм по результатам проектного анализа.

Концепция шасси, аналогичная ПТ-1, сохранилась со значительным запасом по нагрузке. Ожидалось, что танк сможет достигать скорости в 80 км/ч на колесном ходу и на гусеницах. Такие показатели были вполне реалистичными для мотора М-17Б мощностью 500 лошадиных сил, установленного на нем.

 Эскиз танка, появившийся по итогам доработок
Эскиз танка, появившийся по итогам доработок

Вместо обычного пулемета ДТ, калибра 7,62 мм, командир танка был обеспечен крупнокалиберным пулеметом ДК (калибр 12,7 мм, не путать с ДШК). Однако, главные изменения коснулись башни. Она была выполнена по новому проекту и изготовлена методом штамповки. При этом в ней могла располагаться 76-мм пушка КТ. Вместе с этой пушкой, в башне разместили авиационный пулемет Шкасс (или, как указывалось в документах - Шкас), а второй Шкасс был установлен спаренным с пулемётом ДК. Было также рассматривание варианта с использованием еще одного парного пулемета в качестве зенитного, однако реальной зенитной установки так и не было разработано.

 Реконструкция внешнего вида ИТ-3
Реконструкция внешнего вида ИТ-3

Проект ИТ-3 был рассмотрен достаточно оперативно. Буквально на следующий день появилось письмо, подписанное начальником 2-го отдела научно-технического управления УММ КА В.Д. Свиридова. В общих чертах он выразил свое одобрение, однако потребовал улучшения в конструкции.

По его мнению требовалось усилить броневую защиту, а так же провести доработки ходовой части и всё же разработать зенитную установку. Техотдел ЭКУ ОГПУ справился с этой задачей достаточно быстро – представленное изображение ИТ-3 уже является доработанным проектом, учитывающим все замечания и пожелания.

 Дорабатывали танк по указаниям из данного письма. В начале апреля ИТ-3 было решено переработать, так на свет появился Т-29
Дорабатывали танк по указаниям из данного письма. В начале апреля ИТ-3 было решено переработать, так на свет появился Т-29

К сожалению строительство так и не началось, так как быстро стало ясно, что вместо специализированного танка-истребителя лучше создать полноценный средний танк. Уже в апреле 1933 года были представлены проекты Т-29, причем три из них основывались на доработке проекта ИТ-3. Однако в работу пошли четвертый и пятый варианты машины, которые имели три башни. Они были известны как т-29-4 и т-29-5. В то же время, ит-3 оказался лишь промежуточным звеном и остался только в виде проекта.

Телеграмм канал Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/yurij-pasholok-promezhutochnoe-zveno-mezhdu-pt-1-i-t-29/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉