Кто отвечает за наступление весны?

Жизнь древних народов во многом зависела от солнца и урожая. На протяжении всей своей истории люди создавали мифы, объясняющие смену времен года. Предлагаем вспомнить некоторые из них.

Жизнь древних народов во многом зависела от солнца и урожая. На протяжении всей своей истории люди создавали мифы, объясняющие смену времен года. Предлагаем вспомнить некоторые из них. Начнем с греков.

Начнем с греков. Была у богини плодородия Деметры юная дочь Персефона. Именно ее Зевс обещал в жены властителю подземного мира Аиду, который похитил прекрасную деву. Горе, вызванное утратой единственной дочери, привело к тому, что Деметра ушла с Олимпа, а без её благотворной силы всякий рост на земле прекратился: листья на деревьях завяли и облетели, сады не давали плодов, везде царил голод. Пришлось Зевсу вмешаться: он обратился к Аиду, тот согласился отпустить Персефону к матери. Забыв всё от радости, Деметра бросилась навстречу своей дочери, заключив её в свои объятия, и вместе с ней вернулась на Олимп. Тогда великий Зевс решил, что две трети года Персефона будет жить с матерью, а на одну треть – в царстве своего мужа Аида. И пока Персефона находится в стране мертвых, Деметра скорбит, и ничего не растет, и мир переживает зиму. Весной Персефона возвращается к матери, и растения снова могут расти.

В Ирландии начало весны отмечают 1 февраля, который известен как День святой Бригитты. До прихода христианства в языческом мире 1 февраля считалось одним из главных кельтских праздников, который назывался Имболк. Февраль считался первым весенним месяцем у кельтов – месяцем пробуждения от зимы. Традиционно этот праздник был посвящен языческой богине, которую звали Бригитта. Бригитту именуют трехликой, трехликие божества вообще были распространены у кельтов. Лики Бригитты олицетворяют различные сферы человеческой деятельности: она покровительствовала поэтам, ей приписывалось физическое и духовное врачевание. Третьей ипостасью Бригитты являлось покровительство различным домашним ремеслам: прядению, шитью, готовке, а также различным кузнечным и земледельческим работам. Считалось, что она по весне бросает свой зелёный плащ на землю, заставляя оживать растения и придавая силы побегам.

Жизнь древних народов во многом зависела от солнца и урожая. На протяжении всей своей истории люди создавали мифы, объясняющие смену времен года. Предлагаем вспомнить некоторые из них. Начнем с греков.-2

В мифологии ацтеков Шипе Тотек – бог сельского хозяйства, весны и времён года. Шипе-Тотек был связан как с весенним обновлением природы, так и со сбором урожая и с опьяняющим напитком октли. Для прироста и маиса, и людей он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи (как посаженные семена маиса, сбрасывающие с себя верхнюю оболочку перед тем, как прорасти). У всех народов Центральной Америки существовал праздник с обрядом жертвоприношения Шипе-Тотеку, на котором жрецы торжественно танцевали вместе с воинами, захватившими пленных. Эти ритуалы символизируют перерождение земли.

Жизнь древних народов во многом зависела от солнца и урожая. На протяжении всей своей истории люди создавали мифы, объясняющие смену времен года. Предлагаем вспомнить некоторые из них. Начнем с греков.-3

Древнеегипетский бог возрождения природы – Осирис. Легенды об Осирисе связаны с периодами умирания и возрождения растительности. Например, сев – это похороны зерна (Осириса), а появление первых зеленых всходов воспринималось как воскрешение умершего бога. Жатва, когда крестьяне срезали своими острыми серпами колосья, соответствовала умерщвлению божества. Все эти моменты отражены в мифе, рассказывающем о смерти Осириса от рук Сета. Нефтида и Исида долго искали его тело, а найдя, горько оплакивали. В некоторых мифах воскрешение Осириса связано с происходящими каждый год нильскими разливами. Египтяне объясняли их тем, что оплакивающая своего мужа Исида заливает слезами реку, которая выходит из берегов и заполняет водой долину.

Ярилин день — это праздник, посвященный славянскому богу Яриле. Он считался божеством солнца, весны, плодородия и плотской любви, символизировал возрождение. Люди верили, что Ярило (Ярила) может защитить их и подарить богатый урожай, крепкое здоровье, счастливый брак и долгожданного ребенка. В «Повести временных лет» Ярило упоминается несколько раз. Летописец Нестор отмечает, что часто в сёлах устраиваются праздники в честь языческого божества. Особенно почитали Ярилу древляне, вятичи и радимичи.

Как пишет Б.А.Рыбаков, Ярило связан с плодоносящей силой зерна-семени; поэтому весенние празднества приобретали заклинательное значение, а широко распространенные в России «похороны Ярилы» в дни летнего солнцестояния отражают важнейшую аграрную фазу: полное отмирание старого зерна-семени брошенного в землю весной, и вызревание новых зерен на колосьях. Похороны Ярилы никого из участников обряда не огорчали. Сущность была в том, что хлеба уже начинали колоситься, посеянное зерно успешно выполнило свою функцию и породило зерна нового урожая.

Календарно обряды, связанные с Ярилой, совпадали с молениями о дожде, необходимом для созревающих хлебов, и сливались с ними воедино. Поэтому на зеленые святки и в купальские дни мы видим и прославление зелени (троицкая березка), и похороны Морены или Ярилы, и обязательные моления воде.