Найти в Дзене
Инициация

Каспар Давид Фридрих заставлял задуматься о бренности бытия и величии окружающей природы.

Каспар Давид Фридрих появился на свет 5 сентября 1774 года в небольшом приморском городке Грайфсвальд на севере Германии. Его отец, Адольф Готлиб, был владельцем небольшой фабрики по производству мыла и свеч, которая приносила семье неплохой стабильный доход. Несмотря на отсутствие нужды, детство Каспара было в психологических переживаниях: в семилетнем возрасте умерла его мать, а чуть позже и две сестры. Когда будущему художнику едва исполнилось 13 лет в семье случилась еще одна трагедия. Младший брат Кристофер утонул, пытаясь спасти Каспара, когда тот провалился под лед во время катания на коньках по реке. Это происшествие негативно отразилось на неокрепшей психике подростка и стало причиной частых депрессий живописца на протяжении всей последующей жизни. Уже в 16-летнем возрасте Каспар Давид Фридрих начал брать частные уроки рисования в местном университете у художника Иоганна Готфрида Квисторпа, который привил ученику любовь к пейзажному жанру и обучил азам живописи. В 1794-1798 го

Каспар Давид Фридрих появился на свет 5 сентября 1774 года в небольшом приморском городке Грайфсвальд на севере Германии.

Его отец, Адольф Готлиб, был владельцем небольшой фабрики по производству мыла и свеч, которая приносила семье неплохой стабильный доход. Несмотря на отсутствие нужды, детство Каспара было в психологических переживаниях: в семилетнем возрасте умерла его мать, а чуть позже и две сестры.

Когда будущему художнику едва исполнилось 13 лет в семье случилась еще одна трагедия. Младший брат Кристофер утонул, пытаясь спасти Каспара, когда тот провалился под лед во время катания на коньках по реке. Это происшествие негативно отразилось на неокрепшей психике подростка и стало причиной частых депрессий живописца на протяжении всей последующей жизни.

-2

Уже в 16-летнем возрасте Каспар Давид Фридрих начал брать частные уроки рисования в местном университете у художника Иоганна Готфрида Квисторпа, который привил ученику любовь к пейзажному жанру и обучил азам живописи.

В 1794-1798 годах Каспар учился в Копенгагене, в Датской академии искусств, где близко сошелся с Иоганном Людвигом Лундом, с которым поддерживал теплые дружеские отношения до конца своей жизни.

-3

По окончании учебы Фридрих вернулся в родной Грайфсвальд, но пробыл в нем всего пару месяцев, а затем уехал в Дрезден.

В столице Саксонии художник прожил до конца своих дней, лишь периодически посещая разные уголки Германии для пейзажных зарисовок.

-4

В начале творческого пути Каспар Давид Фридрих увлекся гравюрой, но вскоре переключился на акварельную и масляную живопись. Впервые молодому художнику удалось громко заявить о себе в 1805 году, когда его два пейзажа были удостоены первой премии Веймарского конкурса искусств, организованного мэтром немецкой литературы Иоганном Гёте. Работы Фридриха, наполненные мистической атмосферой таинственности и романтикой, вызвали бурное обсуждение в художественной среде Германии, хотя большинство критиков вставали на сторону художника.

-5

Следующие 10 лет в Европе были насыщены бурными событиями наполеоновских войн, в ходе которых власть в Дрездене несколько раз переходила от французов к немцам и обратно. В таких условиях политической нестабильности, Каспару Фридриху удавалось творить и добиваться широкого признания.

В 1810 году он стал членом Берлинской академии.

-6

Неожиданный разворот к семейной жизни произошёл в январе 1818 года
Несмотря на репутацию одинокого человека, который однажды заявил: «Чтобы не ненавидеть людей, я должен избегать их компании», брак с Кэролайн Боммер и рождениемтроихдетей внесли свои коррективы в сплошь меланхоличное настроение художника: его полотна стали легкомысленнее и свежее.

Женские фигуры появляются в его работах, палитра становится ярче, а доминирующая симметрия и строгость уменьшаются. Картина «Меловые скалы на острове Рюген», написанная после медового месяца, является прекрасным образцом трансформации в творчестве Каспара Давида.

Спустя два года Фридрих приобрел одного из самых значимых своих покровителей в лице великого князя Николая Павловича (будущего российского императора Николая I), а еще через год познакомился с Василием Жуковским, дружба с которым продлилась более 20 лет.

Если подвести итог его творчества и определить ключевые идеи то можно выделить основной ряд ключевых идей:

⦁ Глубоко психологические пейзажи Фридриха, которые часто толкают зрителя в дебри природы, создают эмоциональную связь со зрителем. Эта связь духовного и природного подарило художнику успех.

⦁ Несмотря на многочисленные споры во взаимосвязи религии и пейзажей Фридриха, художник утверждал, что его работы всегда дают возможность зрителям созерцать присутствие Бога в мире. Используя драматические перспективы и туманные просторы, которые затмевали любые фигуры, Фридрих призвал зрителя принять удивительную силу природы в качестве доказательства божественного духа.

⦁ Отказавшись от живописных традиций и канонов пейзажной живописи, Фридрих воспевал романтические мотивы. Через его чувствительные изображения тумана, тьмы и света художник передал бесконечную силу природного царства как напоминание о хрупкости человеческого бытия.

⦁ Тонкая цветовая палитра Фридриха и акцент на свет часто создавали всепоглощающее чувство пустоты. Визуальный минимализм был настолько необычен, что его зрители часто путались облака с волнами, а воду с небом (по слухам, одна группа любителей искусства, посетившая его мастерскую, смотрела на мольберт с ног на голову). Приглушенный цвет и простота композиций передают глубокие идеи художника.

В 1824-м Фридрих становится профессором Дрезденской Академии художеств. Известные его цитаты, заметки относительно искусств, подчеркивали, что необходимо сочетать приверженность природе со своим интуитивным ощущением, которое художник рассматривал как божественный дар данный каждому при рождении.

В июне 1835-го у живописца случается инсульт, его частично парализовало. Пролечившись все лето, в октябре он вновь приступил к работе, ограничившись рисунками сепией. Хотя восстановится полностью он так и не смог, его здоровья все время ухудшается.

Великий мастер умер в нищете 7 мая 1840-го. На какое-то время позабытые, произведения Каспара Давида Фридриха снова привлекли внимание лишь в XX ст. (начиная с расцвета сюрреализма).

Вот так закончился творческий путь великого мастера живописи, который заставлял задуматься о бренности бытия и величии окружающей нас природы.

Понравилась история, ставьте лайк, пишите комментарий.