Мне в комментариях часто задают вопрос - "Зачем публиковать заметки из зарубежных откровенно антироссийских СМИ?". Давайте я сразу всем оптом отвечу, чтобы в будущем к этому вопросу не возвращаться?
Во-первых, врага надо знать в лицо - как он думает, какие аргументы приводит, на какие источники информации ссылается.
Ну, а во-вторых, подчас это просто весело. Как, к примеру, сегодняшняя заметка из утренней рассылки. Вот, прямо фельетон.
Литовцы так гордились тем, что к ним стеклись либералы и русофобы из России и Беларуси, что сами и не заметили, что напоролись на то, с чем так яростно боролись - на Русификацию страны. Не поленитесь, дочитайте до конца:
"Приток изгнанных российских активистов и беженцев из России и Белоруссии вызывает опасения в стране, которая боролась за сохранение своего языка и культуры в условиях советской оккупации.
Гора цветов легла на небольшой мемориал в центре столицы Литвы Вильнюса после смерти лидера российской оппозиции Алексея Навального в прошлом месяце.
Импровизированная церемония у мемориала, представляющего собой скромную пирамиду в память о жертвах советских репрессий, подчеркнула растущий статус Вильнюса как центра российской политической оппозиции. Сотни диссидентов, бежавших из России после вторжения на Украину, нашли сочувствующего союзника в своей борьбе против президента Владимира Путина: правительство Литвы, которое долгое время рассматривало зарубежные интервенции российского лидера как угрозу существованию.
В Вильнюсе российские журналисты, находящиеся в изгнании, организовали студии для трансляции новостей миллионам соотечественников на YouTube. Российские активисты арендовали офисы, чтобы составить каталог нарушений Кремлем прав человека, а российские музыканты, находящиеся в изгнании, записали новые альбомы для зрителей на родине.
Прибытие российских диссидентов в Вильнюс за последние четыре года привело к увеличению потока русскоязычных беженцев и мигрантов из России, Беларуси и страны У. Спасаясь от войны или репрессий, эти мигранты вместе изменили экономику и культуру этого медленно развивающегося средневекового города с населением в 600 000 человек, укрепив имидж Литвы как оплота демократии, который вряд ли можно было назвать таковым.
Но дань уважения господину Навальному также указывает на непростые отношения между растущей русскоязычной диаспорой Вильнюса и принимающими их литовцами. Некоторые в Литве обеспокоены тем, что экономические и дипломатические выгоды от этой миграции были получены ценой постепенной русификации маленькой страны, которая боролась за сохранение своего языка и культуры во время советской оккупации.
Например, мемориал, к которому участники похорон Навального возложили цветы, был посвящен литовским жертвам советской тайной полиции, что, по их мнению, является своего рода напоминанием о смерти лидера оппозиции по приказу господина Путина, бывшего офицера КГБ.
“Русский язык снова распространен повсюду”, - сказал Дариус Куолис, лингвист из Вильнюсского университета и бывший министр культуры Литвы. “Для некоторых литовцев это стало культурным шоком”.
Г-н Куолис сказал, что война вынудила литовское общество искать баланс между поддержанием своих традиций толерантности и сохранением своей культуры. В качестве примера г-н Куолис привел более раннее воплощение Литвы как суверенного государства в рамках Великого княжества Литовского, мультикультурной европейской державы 15-го века, наследие которой сегодня почитается большинством литовцев.
Эта история и относительно небольшая численность местного русского меньшинства традиционно смягчали его отношение к своему угрожающему соседу. Напротив, крупные этнические русские общины в прибалтийских странах-соседях Латвии и Эстонии - после обретения независимости вызвали негативную националистическую реакцию, что привело их к проведению жесткой иммиграционной и дипломатической политики в отношении России и ее граждан.
Как и в двух других странах Балтии, правительство Литвы закрыло свои границы для большинства россиян после начала военной операции. Но оно продолжило выдавать гуманитарные визы россиянам, имеющим демократические убеждения. Такая избирательная политика создала в Вильнюсе сообщество высокообразованных, политически ангажированных и часто состоятельных граждан России, которые оказали огромное влияние на развитие города.
Например, независимое новостное издание "7x7" открыло студию звукозаписи в Вильнюсе, чтобы транслировать соотечественникам на YouTube новости, собранные их сотрудниками из малоизвестных российских провинций. Правозащитная организация "Мемориал", запрещенная в России, арендовала офисы для обновления своего списка российских политзаключенных.
Члены российской группы по защите избирательных прав “Голос” работали в Вильнюсе над применением искусственного интеллекта к видеозаписям с российских избирательных участков, чтобы попытаться задокументировать фальсификацию результатов голосования на жестко контролируемых выборах в стране.
А звезда российской эстрады в изгнании Лиза Гырдымова, известная как Монеточка, использовала Вильнюс в качестве базы для создания семьи и записи музыки в перерывах между гастролями для российской диаспоры по всему миру.
Над сообществом российских эмигрантов возвышается организация, созданная господином Навальным, которая переехала в Вильнюс в 2021 году после того, как Кремль объявил ее экстремистской организацией.
Несмотря на свой высокий статус, команда г-на Навального стояла особняком от более широкой российской политической диаспоры в городе из-за сочетания соображений безопасности и твердой веры организации в самодостаточность.
Эти опасения по поводу безопасности обострились из-за растущей решимости Кремля наказывать оппонентов в изгнании после того, как он в значительной степени подавил инакомыслие у себя на родине.
В марте один из главных помощников Навального, Леонид Волков, был госпитализирован после того, как неизвестные избили его молотком возле его дома в пригороде Вильнюса. Ответственность за это взяла на себя российская ультранационалистическая группировка.
Российский активист-эколог Константин Фомин основал общественное пространство для изгнанников под названием "РеФорум", где проводятся культурные мероприятия и бесплатные сеансы психотерапии.
Небольшие размеры Вильнюса и концентрация известных русских эмигрантов в зажиточных центральных районах привели к ситуациям, которые иногда напоминают сцены из рассказов Антона Чехова.
Не все российские активисты легко адаптировались к жизни в изгнании. Многие были вынуждены срочно покинуть Россию, бросив имущество и чувство цели, которое давала их работа. Большинство опрошенных эмигрантов говорят, что их больше всего беспокоят оставшиеся родственники, которые, как они опасаются, могут стать мишенью правительства в отместку за их деятельность.