Найти в Дзене
Epoch Times Russia

Цените друзей, которые поддерживают вас в невзгодах

МАЛО КТО ОСМЕЛИТСЯ ПОДДЕРЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА, ПОПАВШЕГО В НЕМИЛОСТЬ САМОМУ ИМПЕРАТОРУ

Автор: Хелен Лондон

Сыма Цянь был китайским историком эпохи ранней династии Хань и считается отцом китайской историографии. (Public Domain)
Сыма Цянь был китайским историком эпохи ранней династии Хань и считается отцом китайской историографии. (Public Domain)

Старая китайская пословица гласит «Друзья проявляют свою любовь в трудные времена, а не в счастливые». Это верно для Сыма Цяня и его друга Жэнь Аня.

Сыма Цянь (145-86 гг. до н. э.) был губернатором Ичжоу (на территории современной Сычуани), унаследовав от своего отца Сыма Тана должность королевского историка. Он работал над завершением труда своего отца — превосходной компиляцией истории Китая, написанной в стиле биографической темы, в сочетании с биографиями разных типов, трактатами и таблицами.

Его друг Жэнь Ань прислал ему письмо со следующим содержанием:

«Брат Цзычан (Сыма Цянь), ты теперь такой же крупный чиновник, как и командующий Центральным секретариатом, отвечаешь за важные дела государства, занимая видное положение, и можешь часто видеться с императором. Поэтому было бы лучше, если бы ты воспользовался этой возможностью и порекомендовал императору больше талантливых людей, чтобы они могли работать на благо страны. Но я слышал, что ты так и не сделал этого, что является неисполнением долга! Я очень разочарован в тебе».

Настоящие друзья поддерживают в трудную минуту

Сыма Цянь не ответил Жэнь Аню на его критику, но два года спустя Жэнь Ань сам оказался в большой беде. Между императором У и наследным принцем Чжу, который, возможно, был не так честолюбив, как хотелось бы его отцу, сложились тёплые, но в то же время хрупкие отношения.

Император Ву. (Public Domain)
Император Ву. (Public Domain)

В конце концов, два друга начали расходиться во мнениях относительно политики: Цзюй был склонен к снисхождению, а советники Ву — к противоположному. Придворная политика в конце концов привела к прямому конфликту между императором У и принцем Цзю. Жэнь Ань, командующий армией, предпочёл не принимать активного участия в конфликте. Его обвинили в симпатиях и приговорили к смерти.

Сыма Цянь был потрясён, услышав эту новость, и учитывая свой личный опыт, сочувствовал Жэнь Аню. В то время как другие министры признавались, что не имеют ничего общего с Жэнь Анем, Сыма Цянь нашёл письмо, написанное Жэнь Анем за несколько лет до этого, прочитал его и подумал про себя:

«Шаоцин (Жэнь Ань), я не хотел отвечать на твоё письмо. Но сейчас, когда ты попал в большую беду, я хотел бы написать письмо, чтобы утешить тебя. Я был в подобной ситуации, как и ты, и знаю, как нужна в такое время помощь друзей!»

Сыма Цянь написал следующее:

«Ты писал мне всё это время, просил подобрать талантливых людей на должности чиновников при дворе. Однако я слышал, что величайший позор в мире — это понести наказание за коррупцию. Поэтому позволь мне рассказать о своём. С древних времён люди не связывались с теми, кто был осуждён за коррупцию, так как же я могу рекомендовать великих людей мира?»
Жэнь Ань, который был армейским командиром, предпочёл не принимать активного участия в конфликте. Его обвинили в симпатиях и приговорили к смертной казни. (Pixabay)
Жэнь Ань, который был армейским командиром, предпочёл не принимать активного участия в конфликте. Его обвинили в симпатиях и приговорили к смертной казни. (Pixabay)
«Когда я был молод, я считал себя очень талантливым и надеялся, что меня оценит император. Кто мог знать, что я разозлил императора, сказав несколько слов в защиту Ли Лина? Император приказал подвергнуть меня пыткам, потому что у меня не было достаточно денег, чтобы заплатить штраф за „преступление“, и ожидалось, что после этого я покончу с собой, чтобы положить конец своему позору».«После наказания мне было стыдно смотреть на других людей, и я думал о нанесённом мне оскорблении. Я хотел смерти, но я ещё не закончил писать книгу по истории и не выполнил последнее желание отца; я не мог ещё умереть. Подумав об этом, я решил, что буду жить, несмотря ни на что. Если я закончу свою книгу по истории и будущие поколения смогут её прочесть, я получу компенсацию за нанесённые мне оскорбления. Тогда, даже если меня предадут смерти от меча, я не буду об этом жалеть».

Ожидая смерти в тюрьме, Жэнь Ань проводил дни, мечтая о свидании, но все его близкие друзья скрывались, и он остался наедине со своими мыслями. Жэнь Ань взял письмо и перечитывал его снова и снова. Наконец, он растрогался до слёз и сказал:

«Брат Цзычан, ты великий человек. Даже несмотря на физические недостатки, ты настоящий мужчина! И ты, и твой учебник истории прославятся навсегда!»

Слова Жэнь Аня сбылись, и Сыма Цянь завершил работу над своей книгой, известной как «Записи Великого историка». Книга охватывает период правления Жёлтого императора и время жизни Сыма Цяня с императором У из династии Хань и включает в себя биографические сведения о периоде Воюющих государств, династиях Цинь и Хань.

Его сочинения в стиле биографических тем считались «официальным» стилем документирования исторических деяний и были продолжены последующими династиями вплоть до XX века.

Источник: The Epoch Times