Грузия и грузины традиционно ассоциируются с православным христианством, однако, есть и та часть грузин, которые приняли и до сих пор исповедуют ислам. О них и расскажем в данной статье.
Древняя Грузия-Иберия была крещена предположительно в 327 году, когда царь Мириан III объявил христианство государственной религией. Языческие божества были отвергнуты, а их идолы сокрушены. Однако спустя триста лет на грузинскую землю вторглись воинствующие арабы-мусульмане. Им удалось покорить Грузию и властвовать над ней до XII века, но отвратить грузин от православной веры арабы не смогли.
Тем не менее, ислам закрепился на всем Ближнем Востоке. Ислам стал доминирующей религией среди соседей грузин - персов, арабов и курдов. Позже (XI в.) на смену арабам пришли тюркские племена огузов (турок-сельджуков), которые стали активно расселяться на Армянском нагорье, полуострове Малая Азия и Восточном Прикаспии.
В силу данных исторических причин грузины оказались между двумя мусульманскими державами - суннитской империей османов и шиитской Персией. В следствии такого соседства некоторые грузины вынуждены были принять ислам.
Ислам в современной Грузии
Несмотря на практически полное доминирование Грузинской православной церкви (около 83% населения), ислам также занимает существенную долю - чуть более 10% (по данным на 2014-ый год).
В основном мусульманское население страны сконцентрировано в нескольких регионах страны - в Кахетии, Самцхе-Джавахетии и Аджарии.
В Кахетии ислам распространен среди этнических азербайджанцев и чеченцев-кистинцев, в Самцхе-Джавахетии мусульманами также являются азербайджанцы и турки-месхетинцы.
Что касается именно грузин, то ислам исповедуют около 25% грузин-аджарцев, и особенно на востоке и юге Аджарии, где мусульмане составляют большинство.
В основном же грузины-мусульмане проживают в соседних мусульманских странах - в Турции, Азербайджане и в Иране.
В исторической области Лазистан на северо-востоке Турции традиционно проживают лазы - картвелоязычный народ, волею истории оказавшийся в составе Турции. В следствии многовекового османского правления лазы полостью перешли в ислам суннитского толка, а после появления Турецкой республики и усиления турецкого национализма, лазам (как и другим меньшинствам) было продиктовано брать только турецкие фамилии, а также обучаться и общаться в публичных местах только на государственном языке.
Всё это привело их к почти полной утрате своего языка и идентичности. Тем не менее и сейчас лазами себя называют 100-120 тысяч человек.
По соседству с лазами также обосновались две собственно грузинские народности, принявшие религию пророка Мухаммада - это имерхевцы и чвенебури.
Чвенебури (в переводе "наши, нашенские") - потомки грузин-мусульман, которые в XIX веке не пожелали жить в составе России, когда Грузия вошла в состав империи. Они добровольно переселились в Османскую империю.
Основная масса чвенебури в настоящее время проживает в крупных городах и на северном побережье Черного моря - в Синопе, Трабзоне, Ризе и тд.
Второй группой грузин-мусульман в Турции являются имерхевцы, исторически проживающие в исторической области Имерхеви-Шавшети, которая ныне полностью находится на территории Турции. Сейчас имерхевцы проживают в турецком районе (иле) Артвин в нескольких горных селениях.
Кроме того, в Азербайджане проживают грузины-ингилойцы, часть из которых мусульмане-сунниты, часть - православные, а меньшая часть исповедует баптизм.
Активная исламизация ингилойцев началась после того как персидский шах Аббас I в начале XVII века передал часть Кахетии своим дагестанским вассалам. Некоторые грузины-ингилойцы стали крепостными и были вынуждены принять ислам.
Сейчас мусульмане-ингилойцы проживают в Загатальском районе в Алиабаде и Мосуле и в Балакенском районе в селе Ититала.
В результате деятельности того же шаха Аббаса была образована группа грузинских мусульман-шиитов - ферайданцев, депортированных из Кахетии вглубь Ирана, в район города Ферейндуншехр.
Сейчас грузин-ферейданцев насчитывается около 10 тысяч человек, они также продолжают говорить на кахетинском диалекте грузинского языка.