21,5K подписчиков

Строительство станции «Арбатская» Филёвской линии. Исторические и уникальные фотографии

699 прочитали

Станция «Арбатская» Филёвской линии была сооружена в составе первой очереди Московского метрополитена и открыта для пассажиров 15 мая 1935 года.

В архиве Московского метростроя сохранился фотоальбом, который содержит 88 фотографий, как строилась эта станция. Показываю вам уникальный фотоматериал! К фотографиям идут мои комментарии, чтобы было понятно, что же там происходит. Что-то можно сказать точно, но что-то, лишь, предположение.

Также я использую рассказ Я. Е. Гитмана, начальника строительства станции о том, как производились работы.

Подписывайтесь на телеграмм канал Мосметростроя! Эти фотографии сначала были показаны там, но из-за ограничений телеги, без комментариев.

Так что, заварите чай, сварите кофе и насладитесь погружением в историю Москвы и Метростроя.

Арбатский сквер перед началом работ. За деревьями выглядывает сооружение, где на первом этаже находились адресные справки, а на втором милицейский «стакан».
Арбатский сквер перед началом работ. За деревьями выглядывает сооружение, где на первом этаже находились адресные справки, а на втором милицейский «стакан».
https://pastvu.com/p/15936. Вид с другой стороны сквера. Видно откуда сделан кадр из архива.
https://pastvu.com/p/15936. Вид с другой стороны сквера. Видно откуда сделан кадр из архива.
Арбатский сквер. Освоение площадки. Здесь все знакомые здания видны — кинотеатр и Арбатский рынок. На борту машины написано «Метрострой». Так как Арбатский рынок открыли в 1932 году, то фотографию можно датировать осенью 1933 года.
Арбатский сквер. Освоение площадки. Здесь все знакомые здания видны — кинотеатр и Арбатский рынок. На борту машины написано «Метрострой». Так как Арбатский рынок открыли в 1932 году, то фотографию можно датировать осенью 1933 года.

Я. Е. Гитман, Начальник строительства ст. «Арбатская площадь»:

В начале сентября 1933 года мы были переброшены в самый центр города — на Арбатскую площадь. Нас было немного — 80 человек рабочих и инженеров. Сразу нам пришлось привыкать к новой обстановке. До тех пор мы работали на опытном участке Метростроя, на шахте № 29. Там нас тоже окружал город, улицы, но жизнь этих улиц была менее напряженной. На Арбатской площади мы попали в самую гущу большого, шумного города. Пересекались трамвайные пути. Мчались автомобили и автобусы. Множество улиц сходилось на площади, как ручьи вливаются в озеро. Только ритмическая смена красных, зеленых и желтых огней на светофорах вносила порядок в этот бурный водоворот.
Церковь Тихона: под ней прошел первый участок станции.
Церковь Тихона: под ней прошел первый участок станции.
https://pastvu.com/p/346236. Здесь общая привязка местности. Сквер с трамвайным кольцом, церковь Тихона и остальные здания хорошо видны. Но Арбатского рынка еще нет.
https://pastvu.com/p/346236. Здесь общая привязка местности. Сквер с трамвайным кольцом, церковь Тихона и остальные здания хорошо видны. Но Арбатского рынка еще нет.
https://pastvu.com/p/7062. А вот вид на сквер и Арбатский рынок.
https://pastvu.com/p/7062. А вот вид на сквер и Арбатский рынок.
Первый участок станции «Арбатская площадь».
Первый участок станции «Арбатская площадь».
Двор у молочного ряда рынка, где начата закладка стен станции «Арбатская площадь».
Двор у молочного ряда рынка, где начата закладка стен станции «Арбатская площадь».

Это двор между церковью Тихона и домом. Арбатский рынок за спинами метростроевцев. Снова слово Я. Е. Гитману, начальнику строительства ст. «Арбатская площадь»:

Мы избрали отправной точкой для развития работ конец Никитского бульвара (шахта № 36) и бывшую церковь Тихона на Арбатской площади (шахта № 37).
Теперь мы твердо знали, где должна строиться станция. Начинаясь под молочным рядом Арбатского рынка, она пересекала сквер, проходила под домом № 1/3 на площади и выходила на Арбат. В отличие от многих других станций геология нашего участка оказалась чрезвычайно благоприятной для строительства.
Для постройки станции «Арбатская» был избран траншейный способ. Что это значит? Это значит, что сооружение мы начинали со стен. В тех местах, где пройдут будущие стены станции, мы рыли траншеи — выемки в земле, закрепленные вдоль досками, а поперек — распорками. Такое крепление удерживало грунт от обвала. Глубина траншей доходила до 14 метров. Для того чтобы обеспечить абсолютное спокойствие окружающей поверхности и стоящих на ней сооружений, мы строили стены не сразу, а отдельными частями. Мы называем их колодцами. После бетонировки стен в колодцах мы принимались за промежутки между колодцами. Наконец все колодцы смыкались и создавали собой стены нашей станции.
Копер первого участка станции. Сборка копра. Судя по всему, это как раз шахта № 37.
Копер первого участка станции. Сборка копра. Судя по всему, это как раз шахта № 37.
Первый участок станции. Разборка церкви Тихона. Слева виднеется копер шахты № 36 (с флагом). Эта шахта была парадной, на площади. А справа — менее парадная шахта № 37. Церковь почти разобрана. Датировка снимка — февраль или март 1934 года.
Первый участок станции. Разборка церкви Тихона. Слева виднеется копер шахты № 36 (с флагом). Эта шахта была парадной, на площади. А справа — менее парадная шахта № 37. Церковь почти разобрана. Датировка снимка — февраль или март 1934 года.

Я. Е. Гитман, Начальник строительства ст. «Арбатская площадь»:

Чрезвычайно интересна организация бетонных работ на этом участке. Бетонный завод мы устроили в помещении бывшей церкви Тихона. Но мы не сказали, что самые стены церкви использовали как материал для производства бетона. Мы постепенно срезали верхушку церкви и направляли в стоявшую внизу камнедробилку. Таким образом верхняя часть церкви была своеобразной каменоломней, а нижняя — тепляком для бетонного завода. Но кроме измельченного камня нам нужен был еще и песок. За песком мы тоже недалеко ходили. Песок мы брали из тех самых колодцев, которые делались в земле и представляли собой отрезки будущей стены станции. Для производства бетона приходилось ввозить со стороны только цемент, остальные материалы, так называемые инертные, были у нас под рукой. Готовый бетон строители на тачках развозили к отверстиям в полу церкви и рынка, пробитым над продольными штольнями, где шло сооружение стен.
«Каменоломни» нам хватило только до половины апреля. К этому времени церковь была разобрана окончательно. Пришла весна с ее теплом, крыша над бетонным заводом нам уже не нужна была, а кроме того площадь, занятую церковью, следовало освободить для сооружения перекрытия станции. Мы распрощались с церковью, она перестала существовать, частично превращенная в бетон. Камнедробилка и бетономешалка передвинулись к тем участкам, где шло сооружение перекрытия.
Первый участок станции. Постройка эстакады. Эстакада — часть наземных сооружений шахты. Необходима для выгрузки грунта в автомобили или грузовые трамваи. На фото как раз справа видны лотки, по которым грунт должен высыпаться в кузов. Так же с эстакады ведутся все основные работы: спуск материалов, людей, выдача породы.
Первый участок станции. Постройка эстакады. Эстакада — часть наземных сооружений шахты. Необходима для выгрузки грунта в автомобили или грузовые трамваи. На фото как раз справа видны лотки, по которым грунт должен высыпаться в кузов. Так же с эстакады ведутся все основные работы: спуск материалов, людей, выдача породы.

Я. Е. Гитман, Начальник строительства ст. «Арбатская площадь»:

Мы создали у себя три отдельных участка работ. У каждого участка был свой начальник, свой штат рабочих и специалистов.
Первый участок охватывал 18 метров подходных тоннелей и 44 метра станции и располагался под Арбатским рынком и бывшей церковью Тихона, предназначенной к сносу. Рыть здесь траншеи прямо с поверхности земли мы не могли, так как на рынке не прекращалась торговля, а в бывшей церкви был устроен бетонный завод для того же первого участка. Поэтому по плану, разработанному начальником участка Ю. С. Лысенковым, строители подобрались к траншеям двумя подземными ходами — штольнями, пробитыми со стороны Арбатской площади. Штольни проходили на 1-2 метра ниже пола церкви и рынка. Дойдя до места сооружения стен, поперечные штольни переходили в продольные, вытянутые вдоль будущей стены. По этим продольным штольням строители транспортировали вынутый грунт к подъемникам, подававшим его на поверхность.
Дом № 10 по Арбатской площади. Под ним проходила трасса станции. Ныне снесен.
Дом № 10 по Арбатской площади. Под ним проходила трасса станции. Ныне снесен.
Первый участок станции. Разборка церкви. Зима, весна 1934 года. Судя по одежде, на улице холодно, хотя снега нет.
Первый участок станции. Разборка церкви. Зима, весна 1934 года. Судя по одежде, на улице холодно, хотя снега нет.
Проходка колодца стен на первом участке. Двор дома № 10 по Арбатской площади.
Проходка колодца стен на первом участке. Двор дома № 10 по Арбатской площади.

Над колодцем стоит тренога из бревен, для подъема бадьи с грунтом. Справа видим ленточный транспортер.

Дробление щебня на участке № 2. На заднем плане виден копер шахты № 36. Собственно те самые камнедробилки и кирпич из разобранной церкви и других домов рядом.
Дробление щебня на участке № 2. На заднем плане виден копер шахты № 36. Собственно те самые камнедробилки и кирпич из разобранной церкви и других домов рядом.

Я. Е. Гитман, Начальник строительства ст. «Арбатская площадь»:

Шахту № 37 расположили на Арбатском сквере, против трамвайной станции. В конце декабря 1933 года Московский комитет окончательно утвердил трассу и способ работ по арбатскому радиусу. Строители получили фронт работ. Бурная деятельность развернулась у нас в начале января 1934 года.
Проходка колодца стен на участке № 2.
Проходка колодца стен на участке № 2.
Загрузка породой участка № 1 на высоту одноэтажного здания (двор № 10 по Арбатской площади).
Загрузка породой участка № 1 на высоту одноэтажного здания (двор № 10 по Арбатской площади).

Честно говоря, я не понял подпись к фото. Зачем загружать породу на высоту здания? Мы видим, что метростроевцы киркой разбивают кирпичи и лопатами куда-то его перекидывают.

Участок № 1. Отгрузка грунта по эстакаде. Вагонетку подняли по шахте № 37 и везут в зону отгрузки.
Участок № 1. Отгрузка грунта по эстакаде. Вагонетку подняли по шахте № 37 и везут в зону отгрузки.
Собственно вагонетку опрокидывают в приемный колодец бункера. Далее порода высыпалась в кузов автомобиля.+-+
Собственно вагонетку опрокидывают в приемный колодец бункера. Далее порода высыпалась в кузов автомобиля.+-+
Бетонировка балок крепления рам (арок) Арбатского рынка.
Бетонировка балок крепления рам (арок) Арбатского рынка.
Субботник заводов города Москвы на ш. 36–37.
Субботник заводов города Москвы на ш. 36–37.
Металлическая труба изготовленная для перекладки водостока Чарторый. d=1200 мм. В названии скорее всего ошибка, так как он на самом деле — Черторый или Черторой.
Металлическая труба изготовленная для перекладки водостока Чарторый. d=1200 мм. В названии скорее всего ошибка, так как он на самом деле — Черторый или Черторой.
Далее оригинальные подписи кончились. Как там было: «Дальше не придумали, импровизируй» (с) День Радио.
Далее оригинальные подписи кончились. Как там было: «Дальше не придумали, импровизируй» (с) День Радио.

Я. Е. Гитман, Начальник строительства ст. «Арбатская площадь»:

Через внутренний проезд проходила также подземная река Чарторый. Мы заключили ее в металлическую трубу, раньше она текла в трубе кирпичной.
Хлынувший в городские водостоки ливень создал подпор воды в реке Чарторый. На стыке кирпичной и железной труб произошел прорыв. Вода рванулась в котлован. Тут пришла для нас пора лихорадить. Рядом под домом были выкопаны колодцы. А дом всем своим фасадом на протяжении 20 метров стоял на временном креплении. Вода угрожала подмыть крепление, выбить из-под дома его «костыли» и причинить серьезную аварию.
Я немедленно перебросил сюда большую часть рабочих. Началось наше единоборство с потоком. Погрузившись в воду по самую грудь, наши люди — Галкин, Андронов, Пеньков — вместе с начальником участка Самодуровым сооружали из бочек и мешков перемычку. Через десять-пятнадцать минут перемычка была готова. Мы перехватили поток.
Дом уцелел.
Работы над трубой будущего водотока.
Работы над трубой будущего водотока.
Труба уложена в траншею.
Труба уложена в траншею.
Труба в траншее.
Труба в траншее.
Судя по всему, это копер во дворе дома 1/3 по Арбатской площади. Сверху виднеется ресторан «Прага».
Судя по всему, это копер во дворе дома 1/3 по Арбатской площади. Сверху виднеется ресторан «Прага».
https://pastvu.com/p/55801. Обвел красным ресторан, крышу дома и двор, где был сделан кадр выше.
https://pastvu.com/p/55801. Обвел красным ресторан, крышу дома и двор, где был сделан кадр выше.

Я. Е. Гитман, Начальник строительства ст. «Арбатская площадь»:

Самые интересные и характерные для строительства «Арбатской» станции работы сосредоточились на третьем участке. Здесь сооружался «конец» станции. Весь третий участок целиком располагался под домом № 1/3 по Арбатской площади. Работа в основном сконцентрировалась в подвале этого дома. Для выдачи грунта и подвозки материалов был использован тесный дворик.
Красноармейцы на строительстве метро. Скорее всего это разборка церкви Тихона.
Красноармейцы на строительстве метро. Скорее всего это разборка церкви Тихона.
Красноармейцы на строительстве метро.
Красноармейцы на строительстве метро.
Красноармейцы на строительстве метро. По углу здания, мы видим, что это разборка церкви Тихона.
Красноармейцы на строительстве метро. По углу здания, мы видим, что это разборка церкви Тихона.
Красноармейцы на строительстве метро. Судя по всему это был какой-то субботник.
Красноармейцы на строительстве метро. Судя по всему это был какой-то субботник.
Работы на Арбатской площади около забора шахты № 36
Работы на Арбатской площади около забора шахты № 36
Шахта № 36.
Шахта № 36.
Снова маленький двор дома 1/3. Строительство третьего участка станции.
Снова маленький двор дома 1/3. Строительство третьего участка станции.
Двор дома 1/3. Строительство третьего участка станции.
Двор дома 1/3. Строительство третьего участка станции.
Двор дома 1/3. Строительство третьего участка станции.
Двор дома 1/3. Строительство третьего участка станции.
Сложно сказать, где это, к  сожалению.  Судя по всему, мы видим колонну станции внизу, вернее её верхушку и выпуски арматуры. И балку, скорее всего, идущую вдоль станции по колоннам.
Сложно сказать, где это, к сожалению. Судя по всему, мы видим колонну станции внизу, вернее её верхушку и выпуски арматуры. И балку, скорее всего, идущую вдоль станции по колоннам.
Примерно тоже самое место.
Примерно тоже самое место.
Панорама первого участка. Арбатский рынок, снесенная церковь Тихона. Справа копер шахты № 37.
Панорама первого участка. Арбатский рынок, снесенная церковь Тихона. Справа копер шахты № 37.
Копер шахты № 37. Остатки забора церкви. Есть предположение, что человек слева — Я. Е. Гитман, начальник строительства.
Копер шахты № 37. Остатки забора церкви. Есть предположение, что человек слева — Я. Е. Гитман, начальник строительства.
Остатки церкви Тихона. Слева дом №10, который тоже под снос.
Остатки церкви Тихона. Слева дом №10, который тоже под снос.
Кажется, какие-то работы на самом копре шахты № 36.
Кажется, какие-то работы на самом копре шахты № 36.
Украшенный копер шахты № 36. Внизу — выполнение промфинплана (?) Фрунзенского района. Портреты Молотова и Сталина.
Украшенный копер шахты № 36. Внизу — выполнение промфинплана (?) Фрунзенского района. Портреты Молотова и Сталина.
Андрей Суриков подсказывает: «Борьба ЗА выполнение второй пятилетки — пятилетки укрепления мощи нашей Родины, пятилетки построения бесклассового социалистического общества».
Андрей Суриков подсказывает: «Борьба ЗА выполнение второй пятилетки — пятилетки укрепления мощи нашей Родины, пятилетки построения бесклассового социалистического общества».
https://pastvu.com/p/1412747. Примерно такой же ракурс, но шахта без нарядного образа.
https://pastvu.com/p/1412747. Примерно такой же ракурс, но шахта без нарядного образа.
Вид на шахту №36 с обратной стороны.
Вид на шахту №36 с обратной стороны.
Дальнейшие фотографии никак нельзя локализовать. Могу предположить, что тут показаны как раз работы в подвале дома № 1/3 по Арбатской площади.
Дальнейшие фотографии никак нельзя локализовать. Могу предположить, что тут показаны как раз работы в подвале дома № 1/3 по Арбатской площади.

Я. Е. Гитман, Начальник строительства ст. «Арбатская площадь»:

Как мы поддерживали дом № 1/3? Его стены мы отдельными участками перекрепляли на бетонные столбы. Между столбами мы укрепляли стены металлическими балками. Своеобразие «Арбатской» станции состоит между прочим в том, что на этом участке строительства перекрытие ее сделано из клепаных металлических балок высотой в 1,6 метра и длиной в 7 метров.
Зачем нам понадобилось металлическое перекрытие? Не забудем, что под домом сооружался «потолок» будущей станции.
Дом стоял на этом «потолке». Металлические конструкции позволяли нам передать нагрузку от дома на перекрытие сразу. Сооружай мы железобетонное перекрытие, пришлось бы ждать 12-14 дней, пока бетон отвердеет. При быстрых темпах всего строительства мы не могли позволить себе такой роскоши.
Работы в подвале дома.
Работы в подвале дома.

Я. Е. Гитман, Начальник строительства ст. «Арбатская площадь»:

В это время на другой стороне площади продолжались работы под домом № 1/3. Из-под ветхого зданьица наполеоновских времен нужно было вынуть 15 тысяч кубометров грунта, уложить 5 тысяч кубометров бетона и 300 тонн металлических конструкций. Развернуться негде. Ворочаться в подвалах тесно, транспортировка затруднена, больших траншей рыть нельзя — дом осядет.
Дьявольски трудно было укладывать металлические балки перекрытия. Они близко подходили к полу первого этажа, работать поэтому приноровились лежа, перемещаться — ползком.
Дом сохранили. Он благополучно утвердился на «потолке» нашей станции. Мы его подчистили, отремонтировали штукатурку — прямо не узнать старика времен наполеоновского нашествия. Большую роль сыграл здесь прекрасно сколоченный коллектив во главе с начальником участка Самодуровым.
Работы в подвале дома.
Работы в подвале дома.
Работы в подвале дома.
Работы в подвале дома.
Работы в подвале дома.
Работы в подвале дома.
Работы в подвале дома.
Работы в подвале дома.
Работы в подвале дома. Справа начальник строительства станции Я. Е. Гитман.
Работы в подвале дома. Справа начальник строительства станции Я. Е. Гитман.
Работы в подвале дома.
Работы в подвале дома.
Работы в подвале дома. Бадья для выдачи породы из колодца.
Работы в подвале дома. Бадья для выдачи породы из колодца.
Работы в подвале дома.
Работы в подвале дома.

Я. Е. Гитман, Начальник строительства ст. «Арбатская площадь»:

Приближались сроки первого рейса на московской подземке. Несмотря на очень незначительный срок для продумывания способа работ наш коллектив стал неплохо набирать темпы. В январе 1934 года мы вынули всего 800 кубометров грунта и уложили 15 кубометров бетона. А в августе было вынуто уже 11 700 кубометров земли, и за месяц уложено 2 500 кубометров бетона. Кривая выполнения плана стремительно нарастала. Люди научились работать. Они были воодушевлены. Их труд можно назвать только творчеством. Они добивались успехов, немыслимых при других обстоятельствах. Уже с марта 1934 года шахта стала перевыполнять заданные планы.
Уже знакомый нам дом рядом с шахтой №37. Снесенная церковь Тихона за спиной фотографа. Слева Арбатский рынок.
Уже знакомый нам дом рядом с шахтой №37. Снесенная церковь Тихона за спиной фотографа. Слева Арбатский рынок.
Сложно сказать, что хотели тут показать. Возможно, трещины.
Сложно сказать, что хотели тут показать. Возможно, трещины.
Какие-то постройки.
Какие-то постройки.
Укрепление фундамента.
Укрепление фундамента.
Трещины в стене.
Трещины в стене.
Участок станции №1. Площадка шахты №37. Сам копер её уже разобрали. Как и церковь Тихона. Слева рынок, справа — остатки дома №10.
Участок станции №1. Площадка шахты №37. Сам копер её уже разобрали. Как и церковь Тихона. Слева рынок, справа — остатки дома №10.

Я. Е. Гитман, Начальник строительства ст. «Арбатская площадь»:

На протяжении 27 метров «Арбатская» станция залегает под рынком. Его деревянные арки, на которых покоится стеклянная крыша, лежат на фундаментах, а станция залегает всего на 3-4 метра глубже этих фундаментов.
Нужно было пройти под арками, не допустив их осадки. Дважды специальная комиссия инженеров и техников требовала закрыть рынок на время наших работ. Комиссия боялась, что может случиться авария крыши, посыплется вниз стекло, вспыхнет паника среди посетителей рынка. Комиссия соглашалась не закрывать рынок в случае, если будет сооружена вторая крыша над рынком из проволочных сеток, предохраняющих от падения стекол.
Молодой инженерно-технический коллектив нашей шахты, прекрасно понимая политическое и хозяйственное значение большого колхозного рынка в центре города, категорически возражал против его закрытия. Рабочие первого участка горячо поддержали своих молодых командиров. Старый шахтер Сотрутдинов, приехавший на метро из Кузбасса, заявил:
— От имени своей бригады даю обязательство укрепить конструкции рынка быстро и надежно. Ручаемся, что пройдем под рынком, не причинив ему вреда.
Люди сдержали свое слово. Работа была проделана блестяще. Рынок функционировал бесперебойно. Пока мы сооружали под ним подземную стену, наверху шла бойкая торговля, дребезжали и звякали весы, расплачивались сговорившиеся продавцы и покупатели — если б знали они, что творится у них под ногами!
Первый участок. Колонные и стены, вроде готовы. Идет подготовка к устройству плиты перекрытия.
Первый участок. Колонные и стены, вроде готовы. Идет подготовка к устройству плиты перекрытия.
По центру, в очках — Я. Е. Гитман, начальник строительства станции.
По центру, в очках — Я. Е. Гитман, начальник строительства станции.
Судя по фрагменту крыши — это двор дома 1/3, т.е. третий участок станции.
Судя по фрагменту крыши — это двор дома 1/3, т.е. третий участок станции.
Колодец где-то во дворе.
Колодец где-то во дворе.
Монтаж какой-то колонны.
Монтаж какой-то колонны.
Дом № 10 и окончание разборки церкви Тихона.
Дом № 10 и окончание разборки церкви Тихона.
Устройство опалубки перекрытия станции по грунту.
Устройство опалубки перекрытия станции по грунту.

Я. Е. Гитман, Начальник строительства ст. «Арбатская площадь»:

Но кроме стен у нее пока не было ничего — ни «пола», т. е. основания, ни «потолка», т. е. перекрытия. Голые стены, а между ними — сплошной грунт, толщи земли. А сверху — часть города, площадь. Кусочек рынка, кусочек бульвара, кусочек улицы Арбат.
И вот мы прибавляли к стенам «потолок» — перекрытие. Как это делалось? Когда стены были готовы, мы снимали верхний грунт в том месте, где должен быть «потолок» станции. Мы снимали грунт до того уровня, где начиналась верхняя часть стен. И прямо на землю укладывали деревянную опалубку железобетонного перекрытия, или «потолка». Под опалубкой мы устраивали особый настил для равномерного распределения давления на грунт. Установив железную арматуру, мы заливали вскрытую толщу земли бетоном.
В течение 7-12 дней бетон отвердевал. Теперь мы имели не только стены для будущей станции, но и железобетонное перекрытие. Только лежало оно прямо на грунте. Под ним в том месте, где через год засиял свет, отражаясь в мраморных колоннах, и двинулись поезда, теперь лежали нетронутые пласты мелкозернистых, а затем водоносных, глинистых песков.
Какие-то кружала. Я так и не понял, где их использовали.
Какие-то кружала. Я так и не понял, где их использовали.
Могу предположить, что их готовили для тоннеля в сторону Александровского сада.
Могу предположить, что их готовили для тоннеля в сторону Александровского сада.
Тоннель перед станцией «Арбатская» со стороны станции «Александровский сад».
Тоннель перед станцией «Арбатская» со стороны станции «Александровский сад».
Опалубка перекрытия станции и кружала для свода.
Опалубка перекрытия станции и кружала для свода.
Опалубка перекрытия станции.
Опалубка перекрытия станции.
Видны порталы штолен под Арбатской площадью в сторону дома 1/3.
Видны порталы штолен под Арбатской площадью в сторону дома 1/3.
Работы на втором участке, под площадью. Видны вскрытые штольни, которые прошли ранее.
Работы на втором участке, под площадью. Видны вскрытые штольни, которые прошли ранее.
А вот одна из загадок, которая не решается. Куда предназначены такие круглые колонны?
А вот одна из загадок, которая не решается. Куда предназначены такие круглые колонны?
На самой станции, ни в тоннелях рядом таких нет.
На самой станции, ни в тоннелях рядом таких нет.
Гидроизоляция. Судя по глубине — это выемка под перекрытие станции.
Гидроизоляция. Судя по глубине — это выемка под перекрытие станции.
Гидроизоляция.
Гидроизоляция.
Видна связанная арматура балочного перекрытия.
Видна связанная арматура балочного перекрытия.
Вот вроде круглая колонна. Можно предположить, что на станции часть колонн круглые, только отделаны они квадратными в итоге.
Вот вроде круглая колонна. Можно предположить, что на станции часть колонн круглые, только отделаны они квадратными в итоге.
Будущее перекрытие станции.
Будущее перекрытие станции.
Арматура перекрытия станции.
Арматура перекрытия станции.
Заливка бетоном балочного перекрытия.
Заливка бетоном балочного перекрытия.
Бетонирование перекрытия станции.
Бетонирование перекрытия станции.
Бетонирование перекрытия станции.
Бетонирование перекрытия станции.
Перекрытие станции.
Перекрытие станции.
Перекрытие станции.
Перекрытие станции.
Шахта № 36.
Шахта № 36.
Работы во дворе шахты.
Работы во дворе шахты.

Я. Е. Гитман, Начальник строительства ст. «Арбатская площадь»:

К 15 сентября 1934 года станция была вчерне закончена. Под землю в центре города была врыта железобетонная коробка — скелет будущей станции.
Затем мы приступили к отделке. В основном отделкой занимался наш прежний коллектив. Попрежнему мы не имели права медлить. Несмотря на то что теперь нам пришлось заниматься отделочными и декоративными работами, мы не хотели превращаться в медлительных и задумчивых «художников».
Декоративную часть сооружения мы тоже меряли на метры, как бетон или землю, только — на квадратные метры.
С 1 октября по 1 февраля мы уложили 18 тысяч квадратных метров разного вида облицовки — штукатурки, плитки, мрамора и т. д.
В течение января мы облицовали все пять лучей нашего большого и эффектного наземного вестибюля.
Проект вестибюля.
Проект вестибюля.
Он был оформлен по проекту архитектора А. С. Теплицкого, из группы профессора Щусева. Наша станция находится близ улицы Фрунзе, где расположен Наркомат обороны Советского союза. Это обстоятельство отображено во внешности вестибюля. Ему придана форма пятиконечной звезды. В будущем, когда осуществится перепланировка Арбатской площади, пять лучей нашего вестибюля будут сиять в геометрическом центре площади.
Ближайшее участие в оформлении станции и вестибюля принял Лазарь Моисеевич Каганович. Мы учились у нашего вождя ясности, точности мысли и внимательному, любовному отношению к интересам будущего пассажира метро — пролетария города Москвы. Тов. Каганович рассматривал множество вариантов вестибюля, представленных архитектором. По каждому из них он дал исчерпывающие указания. По его совету архитектор повысил колонны, изменил весь верх вестибюля, заменил простые двери американскими и т. д. Мы поняли великое значение так называемых «мелочей». Обсуждая конструкцию дверей, Лазарь Моисеевич объяснил, почему в общественных сооружениях с большими потоками людей неудобно иметь двери, открывающиеся в одну сторону, и логически привел нас к мысли подвесить двери на американских петлях. Когда проектировалась круглая лестница в наземном вестибюле, тов. Каганович решил проверить, удобна ли она для пассажиров, и предложил изготовить деревянную лестницу в натуральную величину. Мы изготовили. Он лично проверил ее удобство, спускался и поднимался по ней, заставлял окружающих делать то же самое и только после этого разрешил перейти к сооружению настоящей каменной лестницы.
Вестибюль станции.
Вестибюль станции.
Я. Е. Гитман, Начальник строительства ст. «Арбатская площадь»:

И вот наше сооружение готово и под землей и на земле. Работа над ним во многом нас изменила. За год мы получили опыт, который проявит себя и через несколько лет. Так трудно покинуть место, с которым связано много хороших переживаний. Я видел, как нехотя покидали наши строители станцию, сотворенную их руками, их творческим волнением. Я сам с трудом покидаю свою последнюю строительную площадку.

Ничего не поделаешь — работа окончена. Поезд подходит к перрону под землей. Надо уходить, строитель!

Надо уходить на вторую трассу московского метро.

Вот что нас утешает.