Михаил Мишустин рассказал депутатам Госдумы, как хорошо работает правительство и как растёт экономка страны. Депутаты правительство поддержали. Что же, можно не увольнять никого из министров и ничего не менять? Нет, так не получится. Выбирать виноватых всё равно придётся.
АНДРЕЙ ПЕРЛА
Сдал экзамен на отлично, получи "удовлетворительно"
Всё как обычно, есть две новости - хорошая и плохая. Вам больше нравится начинать с хорошей? Мне тоже.
Намедни председатель правительства России Михаил Мишустин выступил в Государственной Думе с отчётным докладом. Короткой строкой его речь можно передать так: всё у нас хорошо и с каждым днём делается всё лучше.
Мы пережили сложный период адаптации к западным санкциям, и теперь эти санкции нам трын-трава. На сегодня Россия 5-я в списке крупнейших экономик мира, есть предпосылки в ближайшее время стать четвёртой, ВВП вырос на 3,6% в 2023 году, все развитые страны мира могут нам только завидовать.
Доходы федерального бюджета высоки как никогда - уже почти 29 триллионов рублей. С расходами всё ещё лучше - исполнение бюджета приближается к 100% (кто не знает, это самый главный показатель эффективности работы любого руководителя любого уровня, который отвечает за какие-то средства: всё должно быть освоено). Безработица на историческом минимуме - менее 3%. Зарплаты растут - средняя по стране составляет уже 73 тысячи рублей.
В целом все наблюдатели посчитали, что деятельность правительства заслуживает только одобрения. Возможно даже, не оценки "удовлетворительно", а "хорошо" и "отлично". С этим согласны и депутаты Госдумы, и политологи, и...
И тут надо бы нам решить, что хорошую новость мы рассказали, и пора перейти... Ну, может быть, не к плохой. Но к такой, которая с оценкой "отлично" уже не связана, а оценку "удовлетворительно" может поставить под сомнение.
Кто верит, что всё хорошо, шаг вперед
Выступление Мишустина в Думе - одно из тех событий, которые рискованно показывать "простым людям". Вроде бы премьер говорил чистую правду и ничего, кроме правды, оспорить его цифры никто и не пытается. Но если считать, что он обращался не к депутатам, а к согражданам, то вотще.
Дело в том, что "простым людям" трудно поверить в цифру средней зарплаты в 73 тысячи рублей. Гораздо проще поверить в то, что начальство врёт. Цифра-то, понятно, совершенно верная, а с учётом "серой зоны" в экономике, зарплат "в конвертах" - так даже и заниженная. Но спросите большинство населения, и оно вам ответит, что большинство работающих в большинстве регионов России получают существенно меньше.
В самой Думе с этим упрёком к премьеру обратился главный коммунист Геннадий Зюганов - и получил довольно жёсткий ответ в том смысле, что считать в правительстве умеют, и цифры средних зарплат по стране точные.
Точные-то они точные, но неверные, мог бы сказать в ответ не только коммунист. Понятно, почему так: потому что средняя зарплата по России вычисляется с учётом Москвы и Севера, с учётом контрактников в армии, всех остальных силовиков, с учётом больших госкорпораций.
Большинству, чтобы поверить в цифры, стоило бы показать зарплату не среднюю, а медианную (то есть такую, выше которой получает половина населения и ниже - тоже половина). С точки зрения обычного рядового гражданина, эта цифра понятнее и ближе к его реальному уровню доходов.
Сделать такой поворот в публикуемой статистике предлагается давно, правда, Росстат к этому не готов. Тем более он не готов взять пример с американцев и оперировать средним же, но годовым доходом на домохозяйство, то есть на семью с детьми. А стоило бы взять пример, потому что если простому человеку цифры покажутся ближе к его реальности, стало быть, меньше будут раздражать.
Однако избавиться от раздражения тем, как начальство описывает реальность, всё равно будет трудно. Тут дело в слишком хорошо усвоенных стереотипах, в чём-то не из сферы экономики и политики, а из области социопсихологии.
Большинству нашего народа вообще трудно поверить (с цифрами или без цифр), что оно живёт хорошо. Или лучше, чем вчера. Привычное ощущение состоит как раз в том, что мы живём плохо и жизнь лучше не становится. Или, точнее, не "живём плохо", а "люди живут плохо". Какие люди? Ну, как какие - все вокруг, вообще люди.
Это ощущение часто и для многих "не бьётся" с реальностью. Спросишь этого "простого человека": вот лично вы разве плохо живёте? Вот квартира новая, ипотека, конечно, машина, дочь в институте, сын на приличной работе, да и сами... Помнётся, покряхтит, скажет: нет, ну мы, конечно, неплохо, ничего, справляемся, да. Но вот люди - люди плохо живут.
Это, кстати, ещё Егор Гайдар, не тем будь помянут, отмечал (в экономической ситуации много худшей, чем нынешняя): личное ощущение нашего человека от своей жизни никак не соответствует представлению о том, "как люди живут". Люди живут плохо. Это константа нашей социопсихологии.
И константа совсем не безобидная. Напротив, заставляющая принимать совершенно определённые управленческие решения. Люди не бывают довольны начальством, и особенно в чувствительных сферах, про которые, как про футбол, все всё понимают и каждый - эксперт. Социалка, здравоохранение, экономика - именно такие сферы. Это означает, что именно здесь, как бы объективно хорошо ни работали начальники, их обязательно надо почаще менять. На предмет сохранения социально-политической стабильности.
Кто уйдёт, если все работают хорошо?
С этим и эксперты соглашаются (причём, что характерно, и левые и правые), и те, кто говорит, что больших перемен ждать не стоит. Вот, скажем, известный (и в последнее время самый либеральный из оставшихся в России) политолог Илья Гращенков пишет, что "больших перестановок в правительстве, АП и даже губернаторском корпусе в 2024 году ждать не следует. Ротации могут затронуть 15-30% административного корпуса", потому что "в целом Кремль всё устраивает".
Кого же лишат министерских кресел, если "Кремль всё устраивает"? Очевидно, тех, кто вызывает у населения самое большое раздражение. Царьград уже не раз обращался к этой теме и будет обращаться впредь, собирая всю возможную информацию о тех, кто будет вынужден уйти, и о тех, кого готовят им на смену. По результатам доклада Мишустина в Госдуме наши представления не изменились: в первую очередь "под снос" могут пойти министры, которые больше всех заметны гражданам.
Граждане не хотят слышать, как улучшается финансирование системы здравоохранения и растут зарплаты медиков. Граждане недовольны организацией приёма в поликлиниках и тем, как долго едет скорая (кстати, если станет приезжать в три раза быстрее, всё равно будут недовольны). И одного этого достаточно, чтобы признать разумной ротацию руководства Минздрава во главе с Михаилом Мурашко.
Граждане не замечают позитивных изменений в социальной сфере, уверены, что каковы бы ни были пособия, можно и нужно платить больше. Значит, "социальный" вице-премьер Татьяна Голикова, очень возможно, будет вынуждена искать себе новую работу.
Граждане не очень интересуются зарплатами учителей, но полагают, что ЕГЭ - зло, потому что дети и родители нервничают. Значит, министр просвещения Сергей Кравцов тоже рискует увольнением в связи с переходом на другую работу. Граждане, хотя и признают, что санкции нас не подкосили, недовольны положением дел в экономике в целом - привычка такая.
И это значит, что хорошо бы сменить Максима Решетникова на кого-то, кто некоторое время будет вызывать у людей положительные эмоции. И уж конечно, было бы очень хорошо и правильно, с народной точки зрения, сменить министра финансов. Потому что он либерал и потому что в стране инфляция.
Что с того: не надо себя обманывать
Ротация в правительстве необходима не потому, что тот или иной министр не показывает своей работой каких-то формальных показателей эффективности. А потому, что эта ротация - необходимая часть поддержания социальной-политической стабильности в обществе. В народе.
Об этом редко говорят вслух, но это отлично понимает каждый чиновник и тем более каждый политики: кадры решают всё, но при назначении и тем более сохранении на рабочем месте профессионализм - важный, но не главный фактор. Мнение людей важнее.
________________
Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.