Много лет наблюдая за практикой и целями совершенно разных людей, приходящих в залы БИ, я подметил определенную закономерность, с помощью которой можно разделить их всех на два условных контингента.
Первый, самый распространенный из них, это те, кому от тренировок нужны исключительно комфорт и ненапряжность процесса. При этом, как стиль, конкретный зал, так и Сэнсей выбираются, в основном, по принципу удобства, когда зал недалеко, а Сэнсей допускает максимальную вольницу, т.е. отсутствие четкой системы. И в этом, как ни странно, заключается весь смысл их прихода туда, где есть японский антураж, формально соблюдена некая причастность к боевым искусствам, но ... на этом всё и заканчивается.
На такие тренировки можно приходить когда захочется, бродить по залу, время от времени отдыхая и делая упражнения по своему усмотрению, как единолично, так и в паре. Отработка упражнений и техник происходит совершенно бессистемно, по желанию. Падать необязательно, главное - идея, походить, подвигаться, заняться "исследованиями". Всегда можно остановиться, подискутировать с партнером или Сэнсеем, потом пойти помахать боккэном, задирая локти, "отрубая" себе по пути уши и разбивая лоб кромкой условной цубы.
Максимальное внимание уделяется движению (хоть какому-нибудь), которое, чаще всего, не имеет под собой абсолютно никакой базовой основы. Они ее попросту не изучают, и ходят так, как им удобно. Чаще всего на прямых ногах, переваливаясь и совершая кучу нелепых телодвижений. Однажды ученик, который ушел от нас в подобную группу, прямо заявил, что не нужна вся эта база. Зачем её отрабатывать до посинения, делать одни и те же движения, проверяя их соответствие базовым приницпам? Ведь надо непременно изучать динамику, а не систематически гонять себя на всех этих условностях. Так, мол, никогда не достичь стадии, когда будет движение, жизнь и понимание идеи. Наблюдая за такими тренировками, хочется вытереть кровавые слезы и выйти с балкона. Как говорится, это тот случай, когда ерундой заняты другие, а стыдно тебе. Всё потому, что происходящее тоже гордо называется БИ.
Интересно, что при этом основной посыл посетителей таких "клубов по интересам" заключается в противопоставлении своего представления о тренировках другим, т.е. системным и вполне традиционным. Ведь они не соответствуют их основной парадигме о комфортности существования в любой среде. А практический аспект заключается в том, что там, где есть система, нужно много работать. Это тяжело и сложно. Выдержать обычную системную тренировку представителю "боевой вольницы" попросту не под силу. Подсознательно он это прекрасно знает, но не признается кроме себя никому и никогда. В ход пойдут какие угодно доводы, от занятости до травм, лишь бы не попасть на такую тренировку, чтобы не пришлось делать как все и показать свою несостоятельность. Однако, все прочие потребности такое времяпрепровождение вполне обеспечивает.
Кто-то может возразить, мол, такие залы и формат проведения тренировок - редкость. Но, к сожалению, это совершенно не так. Всё описанное не придумано, а отражает то, что очень часто происходит на самом деле, и я это видел и вижу собственными глазами регулярно.
Есть ли от таких тренировок толк? С точки зрения БИ ценность равна нулю. Ведь не выходя за рамки комфортного состояния, невозможно изучить хоть что-нибудь новое. Комфорт это застой, удобство. А человек устроен так, что только дискомфорт и вызовы заставляют его прогрессировать и решать в том числе нетривиальные двигательные и иные задачи. Например, воспитывать характер. Есть конечно в комфортной среде и свои плюсы, но БИ они, уж простите, никак не касаются. Антураж, самообман и не более.
Стремление к комфорту обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, оно связано с биологическими потребностями человека. Комфортные условия способствуют сохранению здоровья, поддержанию физической активности и улучшению качества жизни.
Во-вторых, оно является результатом социального развития. В обществе существует определенная норма комфорта, которую люди стремятся достичь. Уровень комфорта зависит от многих факторов, включая социальный статус, уровень дохода, культурные и религиозные убеждения.
В-третьих, стремление к комфорту связано с психологическими потребностями человека. Комфортные условия помогают снизить стресс, улучшить настроение и повысить самооценку. Люди стремятся создать вокруг себя приятную атмосферу, которая способствует их благополучию и счастью.
Хорошо это или нет? С точки зрения среднего обывателя пожалуй даже неплохо. Особенно если учесть, что люди все же в зале время проводят, а не пьянствуют в барах. Если бы эта самодеятельность не декларировалась как школы БИ, как говорится, каждый сам себе хозяин.
Вторая условная категория - это представители БИ, полностью полагающиеся на традиции и принципы системности.
Принципы системности отражают внутреннюю организацию процесса обучения, которая обеспечивает его эффективность. К ним относятся:
1. Целостность. Это означает, что обучение должно быть организовано таким образом, чтобы все элементы учебного процесса были взаимосвязаны и работали вместе для достижения общей цели. Например, инструктор может использовать различные методы обучения, но они должны быть объединены общей темой или концепцией.
2. Системность. Этот принцип предполагает, что обучение должно быть организовано таким образом, чтобы новые знания и навыки строились на уже имеющихся. Например, если ученик изучает новый алгоритм, то он должен сначала изучить базовые концепции и принципы, прежде чем переходить к более сложным задачам.
3. Последовательность. Этот принцип требует, чтобы учебный материал был представлен в логической последовательности, начиная от простого к сложному. Например, при изучении нового языка сначала учащиеся осваивают алфавит и базовую грамматику, а затем переходят к более сложным темам.
4. Повторение и закрепление материала. Этот принцип подразумевает, что обучаемые должны иметь возможность повторять и закреплять изученный материал, чтобы лучше его запомнить и применять на практике. Например, после изучения новой темы, или её нюансов, выполняются упражнения или задания, непосредственно или опосредованно связанные с этой темой.
Здесь, собственно и добавить почти нечего. Кроме того, что системность подразумевает ряд вещей, которые многие недолюбливают. Ведь она как раз выбивает из зоны комфорта. Тут обязаны присутствовать дисциплина, формализация, логическое мышление, да и вообще банальное здравомыслие. Если внимательно проанализировать серьёзные и системно ориентированные школы БИ, то можно заметить огромное число общих признаков, которые объединяют их с передовыми достижениями научной мысли в педагогике, физиологии, биомеханике и других смежных сферах. Если обнаруживаются несоответствия, это, скорее всего, результаты недостатка знаний, либо сознательного игнорирования каких-то обязательных частей организации учебного процесса.