Здравствуйте, уважаемые читатели! Рада видеть вас на своем канале.
Это III часть большой статьи, написанной под впечатлением от посещения нашей семьей международной выставки-форума "РОССИЯ"
Вперед, мои читатели, за мной, в поля и степи Новороссии!
Несмотря на ту обстановку и те трудности, что испытывают сейчас граждане этой героической земли, они очень достойно представили свою родную землю.
Уважаемый мой читатель, многие ли из вас знают что из себя, в плане этнографии , представляю южные регионы России, в т.ч. Воронежская, Курская, Белгородская, Ростовская области, граничащие с нашей, многострадальной, юго-западной страной-соседкой?
Если не все знают, могу рассказать на примере воспоминаний из моего детства .
Представим типично южно-русский городской двор эпохи 70х годов прошлого века. Это окраина крупнейшей промышленной и сельскохозяйственной столицы Центрального Черноземья, г.Воронежа. Кварталы жилых домов на окраине города застроены, в основном, типичными по тому времени 4-х и 8-ми квартирными 2х-этажными кирмичными домиками (смотрите мою статью на канале "Родом из детства.Старый дом"). Окраины Воронежа, в конце 40х годов застраивались подобными домами. Строили их немецкие военнопленные. Дело в том, что мой родной город во воемя ВОВ был разрушен практически полностью. В руинах лежало 92% всех зданий города. А историческая оценка битвы за Воронеж еще не поставлена окончательно. Приведу историческую справку и официальные цифры, которые станут для вас самым весомым аргументом в подтверждение моих слов..
Историческая справка и цифры взяты с канала"История России"( подтверждены многократно в официальных исторических источниках).
Историческая справка:
"Сталинград для венгров
Считается, что именно Сталинградское сражение стало переломным, в котором Вермахт надорвался и навсегда утратил стратегическую инициативу. При этом историки незаслуженно забывают о битве за Воронеж — более масштабной, продолжительной и кровавой, чем Сталинградская. Может быть потому, что Ставка Верховного Главнокомандования откровенно проспала вражеский удар на этом направлении.
Не любят вспоминать о Воронеже и в Германии, ведь в той битве были разгромлены 26 дивизий Рейха, а в плен попало больше немцев, чем под Сталинградом. В Венгрии же это сражение называют не иначе, как «Воронежское бедствие» или «Венгерский Сталинград». Из 200 тысяч бойцов Второй венгерской армии на родину возвратились лишь 30 тысяч человек. Под Воронежем же осталось более 80% их оружия, техники и снаряжения."
Полностью, всю эту потрясающе интересную статью вы можете прочесть здесь:
Вернемся в далекий летний двор на окраине Воронежа, в 70е годы прошлого столетия...
По причине прекрасной жаркой летней погоды все окна в домах, если есть кто "живой" дома, открыты. А поскольку, большинство квартир-коммунальные, то можно считать, что все окна нараспашку. И двери многих квартир тоже. Вся летняя жизнь жильцов нашего и соседних домов, в основном сосредоточена на улице, во дворах.
А живут во всех этих домах замечательные люди, которых обьединяет, в основном 3 вещи, или свойства человеческой натуры, если вам так будет удобнее: любовь к жаркому южному солнышку; к изобилию земных даров в виде овощей и фруктов, что дают роскошные черноземы, и легкий налет авантюризма( у каждого он свой по разным причинам), что очень характерно для южно-русской натуры. Нет, воронежцы, не "одесситы", но что схожее в харктере есть. И кто только в нашем дворе не жил: это были выходцы из Донецка, Запорожья, из знаменитого, по рассказам подруги моей бабушки, Мелитополя; очень дружная семья замечательных немцев Иммель из Казахстана; из Крыма, Севастополя-самая лушая в мире библиотекарша , тетя Вита, что позволяла мне самой выбирать на библиотечных полках все, что понравится....Короче, полный "интернационал!" Днем народ все на работах был, мы, детвора, "пропадали "летом на улице, по своим ребячьим делам.
А вечером все собирались во дворе, за большим столом с двумя скамейками. Те, кто не умещался на скамейках, заранее выносили из квартир свои табуретки. И начинались бесконечные, самые интересные в мире рассказы. Кто из соседей шел с работы в то время, или с садовых участков, все обязательно "заворачивали" к нам, поздороваться с соседями, что иногда выливалось в часовые и дольше, посиделки.
И каждый из соседей рассказывал о своем родном регионе с такой любовью и теплотой, что нас детей увести из этой компании домой , спать, можно было только пригрозив страшными карами.
За этим дворовым столом мы узнали многое о красивых парках, садах, архитектуре, развитом, полном жизни-Донецке; о металлургическом заводе в Запорожье, где раньше работал один из соседей, перебравшийся к родне в Воронеж уже пенсионером; о бесконечных пшеничных полях Северного Казахстана, в которых сутками в уборочную работал отец мой подруги Ольки, дядя Адольф....Но больше всего я любила слушать рассказы бабушкиной подруги, тети Клавы, что была родом из города Мелитополь. Как и у многих южан, ее речь была такой красочной и увлекательной, что мгновенно вызывала в голове разноцветные и очень "вкусные" образы: мелитопольской " самой вкусной в мире крупнющей"черешни; истекаюших соком, тонкокожих, в коричневых "кнопушках", грушах -"дулях"( был такой старинный сорт); о слегка смугловатой сливовой пенке на варенье из мирабели, порхающей над поверхностью кипящей сладости в здоровенном "люминевом" тазу...И так, в тот момент, хотелось попасть в славный город Мелитополь, вот в тот "тетьКлавин" сад с черешней, забраться на верхушку дерева ( как я это частенько проделывала на вишнях в палисаднике своей бабули из Павловска на Дону), и наблюдая сверху окрестности, предаться страсти эпикурейца, поедая черешню! О сливах, грушах и вишнях мечталось несколько менее "вкусно", ибо и в Воронеже они росли в каждом палисаднике, и излишки их, в особо урожайные годы, закапывали в выгребные ямы. А черешня, такая как в Мелитополе, "родИлась" редко, т.к. климат у нас в Воронеже был посуровей, с частыми возвратнвми весенними заморозками. Да и варенье, в родном краю измеряли не баночками ( извините меня, дорогие жители столицы, и прочие северяне). Варенье измерялось ведрами. Соседки, в летнюю пору, встречаясь во дворе, "мерялись" тем, кто сколько ведер сварил. В зачет шли только такие его разновидности как: вишневое, грушевое, абрикосовое и разные экзотические фруктовые миксы!
Извините, дорогие читатели, увлеклась лирическим отступлением! Но все эти воспоминания вызвало у меня одно-единственное панорамное фото поля с золотыми бахчевыми культурами Херсоншины! И вспомнились все наши соседи-выходцы из Новороссии добрым и теплым чувством на душе! Наверное это одна из главных вещей, что может оставить человек в память о себе здесь, на Земле.
Верю, что пройдет время, которое расставит все на свои места. Города и села Новороссии станут еще краше, чем были, наполнятся людьми, с радостью спешащими к местам любимой работы, благодаря которой они будут уверены, что от них зависит сделать свой край процветаюшим и мирным, дать своим детям будущее. Их дети, повзрослев, станут новыми героями нашей любимой России. А на Херсонщине будет много вот таких самых изобильных "тетьКлавиных" садов, огородов, полей. .попробовав урожай с которых мы воскликнем:" Вкуснее таких фруктов и овощей нигде и никогда не ели!".
Херсонские арбузы"самые лучшие в мире!", и мелитопольскую черешню
почти каждый россиянин сможет увидеть на своем столе. Верится, это обязательно будет!
Продолжение следует...