Язык такта. Мы связаны с тактом повсюду за пределами нашей собственной периферии, включая даже почву под нашими ногами. Как для людей, так и для всех живых существ «такт» предлагает что-то решительно важное. Он предлагает спокойствие, тепло, удовольствие и постоянно обновляемую жизненность. Он (такт) заставляет нас чувствовать, что мы не одиноки. Из всех чувств, такт – развивается первым. В нашем самом нежном детстве мы исследуем и учимся понимать мир, который окружает нас, главным образом через такт. В том числе, он выражается через ласковый контакт с нашими родителями, что играет существенную роль. Пока полностью удовлетворяется наша потребность в прикосновениях (как давать, так и получать) мы растем здоровыми. Но, если эта потребность не удовлетворяется, то наше развитие может быть поврежденным. Обьятия и ласки, полученные в детстве, помогают сформировать здоровую идею о нас самих. Они питают чувство, что если нас касаются, значит нас понимают и любят. Это играет значимую роль в нашей самооценке, даже после 20-летнего возраста.
Североамериканский психолог С.М. Джоурард доказал, что физический контакт напрямую связан с нашим представлением о себе, востребованностью. Той оценкой, которую мы даем сами себе. Некоторые эксперты, много лет проработавшие за наблюдением над грудными детьми у приматов, отследили интересные закономерности. Ученые обнаружили, что у тех, у кого не было существенного физического контакта с «горячей ласковой матерью» жизнь (и психика) впоследствии складывается негативно. Существуют в зрелом возрасте, как физические, так и эмоциональные последствия этого контакта.
Все наше понятие реальности основывается на чувстве такта (гармонии с собой и окружающим миром). В нашем обществе отсутствие контакта с другими, изоляция, является наказанием, будучи самым худшим уединением в одиночестве. Отследите момент, когда мы случайно коснулись кого-то, а человек «закрылся» и дает понять, что он запрещает всячески его касаться. К этот момент к нам часто приходит чувство ужасной удрученности и одиночества, мы как бы сживаемся тоже.
Такт, это язык, который мы используем на уровне инстинктов чтобы выражать свои искренние чувства. Чтобы демонстрировать окружающим, что мы нуждаемся в них, выражаем свою симпатию и по волне ответной реакции окружающих оцениваем себя. Когда кто-то наносит себе вред, например ушибся, наша естественная, натуральная, реакция состоит в том, чтобы ласкать или потереть раненую зону. Мы немедленно помещаем руку на лоб, чтобы постараться успокоить лихорадку или головную боль. Когда болит живот, мы гладим его. Эмоциональные страдания так же вызывают немедленный ответ. Если мы страдаем будучи одинокими, то скорчиваемся и качаемся, поддерживая голову в руках. Неосознанно мы делаем себе само-массаж в тех членах, которые огорчают нас. Но, посмотрите, мы даем обьятия в знак дружбы, чтобы передавать наше счастье или радость. Может быть, мы как бы «зарезервировали» язык такта, удалившись от своих инстинктов для ситуаций боли и горя? Так же, как и для половых сношений, и чувствуем себя скованными во время установления физического контакта. Даже, если это просто выражение нашей искренней привязанности к другому человеку, чтобы расслабить его или лечить его.
Искусство массажа можно сравнить с мастерством овладения тактом. Наши руки действуют на всем теле, включая голову, руки и ноги. Но, сам массаж проникает гораздо глубже пределов кожи. За пределы мускулов и костей. Хороший массаж проникает в самую глубину существования. Массаж (Испанский, антистрессовый) можно отнести к Холистическом. Такой массаж (в отличии, например от Шведского), обладает какой-то особенно целостностью. Это не просто физика движений, его движения более медленные, в них присутствует медитативность. В Холистическом типе массажей позиция «донора» и «приемника», так же как и сама коммуникация между ними, связь, которая устанавливается между ними, несколько иная. В ней большая трансцедентальность, возникающая в следствии специфических эффектов «обращения».
«Приемник» (тот, кто получает массаж), напоминает бумагу своей расслабленностью, при этом он предельно внимательный. В это время массажист (которого можно сравнить с «донором») должен пребывать в состоянии концентрации и передавать свою позицию подлинного интереса к тому, что необходимо другому. «Приемнику» должно удаваться прочувствовать, что массаж носит вид постоянной последовательности, своеобразной ритмичности.
Начинающий массажист ни в коем случае не должен терять присутствия духа перед лицом большого количества вещей, которые надо детально изучить. Практикуя понемногу каждый раз, он будет ощущать, что руки уже не будут медлить с тем, чтобы чувствовать. А, руки даже сами приобретают некую форму «беспутности», сам же массаж начнет следовать интуитивной форме. С опытом придет импровизация, по мере глубокого понимания смысла приемов, сами движения будут развиваться, а тело «приемника», с которым он работает будет предлагать новые модификации массажных движений. Последовательность самого массажа должна быть понятна, как алфавит, который надо уметь делить, чтобы сформировать определенный язык. Он же, свойственен такту, всегда согласованный с необходимостями, потребностями другого человека. Надо уметь слушать и слышать. По началу, давая массаж, спрашивайте у партнера, какая степень давления, скорость движений заставляет его чувствовать себя наилучшим образом. Но, возьмите за правило, что чрезмерная устная коммуникация разрушает специфическую концентрацию, которую мы должны культивировать. С приобретением опыта, придет и предугадывание желаний партнера.
Чем более медленными, осознанными и подчиненными внутреннему ритму будут втирающие движения, тем они будут безопаснее и чувствоваться «беспутными», непринужденными. Если есть такая возможность, чаще, особенно на стадии изучения, пробуйте на себе те или иные движения. Так вы сможете своим телом прочувствовать ощущения, которые потом будете транслировать. Исследуете на себе различные ритмы массажа и типы давления. Хороший массаж текучий, непрерывный на всех уровнях своей индивидуальности.
Физические преимущества состоят из расслабления напряженных мускулов. Способствует дополнительному кровяному орошению, заставляет увеличивать концентрацию «нужного» (nh – nh) гемоглобина. Улучшает лимфатическое обращение, и делает соединения более эластичными. Холистический тип массажей благотворно влияет на энергетический центры (чакры). На ментальном (мыслительном) уровне, такой массаж не только ослабляет влияние стресса и душевного волнения, но и помогает самосознанию всего тела, как целостной единице. В отличии, от привычного ощущения «рваности», т.е. восприятия тела, как набора отдельных частей, вроде бы не связанных друг с другом. В теле не должно быть «изолированных» участков.
Как только вы поймете, что «приемник» начинает пробовать выделять какую-то свою часть (зону) обособленно от остальных, сделайте акцент, чтобы «интигрировать» ее в общую структуру связи со всем организмом. Пробуйте обьединять, это важно. При этом должен поддерживаться положительный образ самого себя (а, не – моя плохая поясница) и счастье брать ответственность за свое здоровье.
Грамотно сделанный массаж производит чувство благосостояния, доверия и эйфории. Также он может высвобождать большое количество энергии, которая раньше тратилась на удержание напряжения. Преобразовывать хронические привычки действия и реакции (мышечные шаблоны) и производить глубинные изменения в физически установленных положениях тела, и в частности мимических выражениях лица. Такая техника называется «Чтение тела». Эмоционально, влияние массажа можно назвать фундаментальным. На духовном уровне, преимущества массажа более трудные для обьяснения. Так как мы говорим о том, что в сущности неопределенно – Жизненность (Витальность). «Что-то такое, что в целостности является большим, чем просто сумма его сторон». Не является редким, когда во время сессии массажа, как «донор», так и «приемник» достигают состояний высокого сознания. Они, как бы «присутствуют в моменте», возникает что-то глубокое и новое в опыте и размышлениях над ним.
Глава из книги испанской массажистки Люсинды Лиделл «Массаж, техники востока и запада», 1989 года. В ней исследуются и проводятся параллели между тремя разными школам. Шиатсу, Рефлексология и «Западный массаж» (Испанский).