Найти тему
Coracero

Противостояние в Адриатическом море. Август 1914-го года.

8-го августа 1914-го года, спустя пару дней от объявления войны Черногорией, сонный покой самой южной военно-морской базы Австро-Венгерского флота, в бухте Каттаро*, нарушили выстрелы орудий с горы Ловчен. Артиллерия фортов базы ответила. Стоявший в бухте корабль с достаточно мощным артиллерийским вооружением - таранно-торпедный "Кайзер Карл VI", подозрительно похожий на броненосный крейсер - присоединился к артиллерийской перебранке.

  • фото и данные из работы Ф.Лисицына "Крейсера Первой Мировой":
  • Bocche di Cattaro/Boka Kotorska или Которская бухта, при адаптации названия с сербского на русский

Это были первые выстрелы грозного Императорского и Королевского флота/kaiserliche und königliche (K.u.K.) Kriegsmarine двуединой Австро-Венгерской Империи в разгорающейся Мировой войне.

Черногорская армия имела, на круг, около сотни устаревших полевых и осадных орудий и какое-то количество лёгких горных, но далеко не все орудия возможно было поднять на склоны или вершину горы. Помимо обстрелов Бокке ди Каттаро, черногорцы захватили и удерживали небольшие города на побережье к югу от базы, но эти позиции не имели высот, что позволяли бы обстреливать бухту.

фото - ЖЖ Михаила Кожемякина "Черногорский фронт Первой мировой (австро-венгерские фотографии и иллюстрации)."; орудия на горе Ловчен - пушки на однобрусном лафете, без видимых откатных приспособлений, технический темп стрельбы таких систем от 1 до 1,5 выстрелов в минуту
фото - ЖЖ Михаила Кожемякина "Черногорский фронт Первой мировой (австро-венгерские фотографии и иллюстрации)."; орудия на горе Ловчен - пушки на однобрусном лафете, без видимых откатных приспособлений, технический темп стрельбы таких систем от 1 до 1,5 выстрелов в минуту

Батареи на горе, изо всех сил, вели свою деструктивную артиллерийскую деятельность, но база в бухте Каттаро продолжала работать. Опираясь на неё, тот же "Карл VI" и торпедо-таранные корабли поменьше, "Жигетвар" и "Зента", имеющие сильное сходство с бронепалубными крейсерами 2-го ранга конца 19-го века, в сопровождении эсминцев и миноносцев, осуществляли обстрелы, блокаду побережья самой Черногории и захваченных черногорцами территорий, а также минные постановки на подходах к черногорскому порту Антивари.

фото - ЖЖ Михаила Кожемякина "Черногорский фронт Первой мировой (австро-венгерские фотографии и иллюстрации)."; орудия на горе Ловчен - внешне похожи на 6-тидюймовые пушки обр 1877-го года 120 пудов или 190 пудов (разные типы орудий, в совр мерах - 2 или 3 тонны), жёсткие лафеты сильно экономили вес конструкции, но, при стрельбе, такая пушка откатывалась целиком, весело подпрыгивая, и от её технической скорострельности ещё требовалось отнять время возвращения на позицию
фото - ЖЖ Михаила Кожемякина "Черногорский фронт Первой мировой (австро-венгерские фотографии и иллюстрации)."; орудия на горе Ловчен - внешне похожи на 6-тидюймовые пушки обр 1877-го года 120 пудов или 190 пудов (разные типы орудий, в совр мерах - 2 или 3 тонны), жёсткие лафеты сильно экономили вес конструкции, но, при стрельбе, такая пушка откатывалась целиком, весело подпрыгивая, и от её технической скорострельности ещё требовалось отнять время возвращения на позицию

Австро-Венгерская Императорская, а местами даже Королевская, армия выделила против Черногории, в районе Каттаро и Герцеговины, незначительные силы (две дивизии и горная бригада, плюс гарнизон базы Каттаро), сосредоточив основные против Сербии и Российской Империи* - гористая местность, укрепления военно-морской базы, приграничные крепости, а также безразличие к захвату трёх небольших городов на побережье, позволяли этим войскам надёжно держать оборону против черногорской армии. Пока основные силы армии Черногории размещались и воевали на фронте по границе принадлежавшей австрийцам Герцеговины, сама база была относительно спокойным участком фронта.

  • именно в таком порядке, расчёт был на связывание Русской Императорской армии боевыми действиями против немцев, позднюю мобилизацию и т.д., вплоть до надежд на нейтралитет России - расчёт не оправдался и войска на Восток пришлось спешно перебрасывать с Балкан, сорвав планы наступления в Сербии

Флот подкрепил оборону своей базы отправкой трёх броненосцев береговой обороны из резерва, в 1896-1897-м годах они были введены в строй как полноценные корабли линии, эскадренные броненосцы типа "Монарх", но корабли не вино, с годами лучше не становятся. "Виен"/"Вена", "Будапешт" и, собственно, "Монарх" вложили снаряды своих 240-мм и 149-мм пушек в копилку огня по горе Ловчен и в обстрелы побережья. Броненосные смс-ки* пришли в бухту Каттаро 13-го августа 1914-го года, в сопровождении ещё одного таранно-торпедного корабля "Кайзер Франц-Иосиф I" (в строю с 1890-го года), в котором внимательный наблюдатель отметил бы черты присущие как бронепалубным, так и броненосным крейсерам 1890-х годов 19-го века.

  • SMS/Seiner Majestät Schiff - корабль [флота] Его Величества
  • фото и данные из работы В.Полуяна "Броненосцы имперской Австрии":

Тогда же, 13-го августа, после неудачной охоты на германский большой крейсер Гебен, который некоторые несознательные личности относят к неофициальному классу дредноутов, и лёгкий Бреслау, французский флот на Средиземном море сосредоточивается в гаванях и на рейде острова Мальта. 13-го числа последовало и объявление войны между Францией и Австро-Венгрией.

  • французские силы на Мальте, на 13-е августа:
  • дредноуты броненосцы типа "Курбэ": "Курбэ" и "Жан Бар"
  • броненосцы типа "Дантон": "Дидро", "Дантон", "Кондорсе", "Вольтер" и "Верньо"
  • броненосцы типа "Либерте": "Верите", "Демократи" и "Жюстис"("Правосудие")
  • броненосцы типа "Републик": "Патри" и "Републик"
  • всего - 12 броненосцев, 7 броненосных крейсеров и 1 бронепалубный, не менее 20 эсминцев, часть эсминцев требовала мелкого ремонта уже по прибытии, в дальнейшем их число менялось, также на Мальте находились два британских броненосных крейсера и 4 эсминца
  • среди эсминцев были как относительно новые океанские "800-тонные", так и более старые "450-тонные" и "300-тонные", с ограниченными дальностью плавания и мореходностью, а, возможно, и миноносцы, в августе проблема мореходности стояла ещё не слишком остро, но осень была уже недалеко
  • на Мальте сосредоточились основные линейные силы французского флота на Средиземном море и большая часть броненосных крейсеров, из относительно современных кораблей линии отсутствовал только броненосец "Мирабо" (тип "Дантон"), из-за неисправных машин отправленный на ремонт
  • на острове, помимо надводных кораблей, базировались и два дивизиона французских подводных лодок
  • все прочие направления в Средиземноморье "закрывали" старые броненосцы и крейсеры резерва

Средиземноморская "регата", пусть даже лидер гонки, вообще, не заметил участия в ней французов, оставила их корабли с полупустыми угольными ямами и топливными танками, изрядно растраченными запасами, вплоть до нехватки питьевой воды, изношенными механизмами и усталыми экипажами.

15-го августа, приведя в относительный порядок броненосцы и броненосные крейсеры, успевшие, с начала августа, обпыхтеть всё Средиземноморье, взяв исправные эсминцы и прихватив за компанию англичан, французский флот двинулся в сторону Адриатического моря.

основные маршруты и ориентиры на Адриатике, расстояния даны "в одну сторону", Чёрное море - для сравнения
основные маршруты и ориентиры на Адриатике, расстояния даны "в одну сторону", Чёрное море - для сравнения

Утром 16-го числа французские и британские корабли, двумя отрядами, вошли в Адриатику, имея цель покрасоваться главным калибром перед итальянцами и навести шороху у берегов Черногории и у базы Каттаро.

  • и если кто-то подумал, что про "шорох" и "покрасоваться" - это такая фигура речи и привычно-корявая шутка автора, то, увы, это просто сокращённое изложение реальной телеграммы отправленной французскому адмиралу де Лапейреру 14-го августа 1914-го года:
Правительство, рассчитывая вызвать таким образом благоприятное решение Италии, категорически требует, чтобы вы немедленно открыли военные действия против Австро-Венгрии. В соответствии с этим, как можно скорее со всеми имеющимися в вашем распоряжении французскими и английскими кораблями выходите в море и, пройдя открыто в виду итальянского побережья, произведите против австрийских побережий и портов операции, которые вы найдёте отвечающими обстановке и в выборе которых правительство предоставляет вам полную свободу.
приводится по А.Томази "Морская война на Адриатическом море", издание 1927-го года, перевод 1940-го года, Военмориздат СССР

Впрочем, последующие приказы внесли ясность в задачи флота, не требуя, при этом, изменений в подготовке первой его операции в Адриатике. Бомбардировка Каттаро считалась, технически, осуществимой, но, без наземной операции (на тот момент, невозможной) и захвата базы, не стоящей риска повреждения кораблей, в то время как удар по главной базе двуединого флота был сомнителен и в плане реализации. Поэтому упор решено было сделать на демонстративных действиях флота, с целью выманить главные силы Австро-Венгрии и навязать им решительное морское сражение.

Двигаясь броненосцами вдоль итальянского (западного) берега Адриатики, а крейсерами вдоль албанского (восточного), французский флот изобразил фигуру из молота и наковальни перед двумя кораблями двуединого флота - таранно-торпедным "Зента" ("Цента") и эсминцем "Улан" - когда броненосцы повернули в сторону восточного берега.

-8

Вышедшие в патруль вдоль побережья Черногории "Зента" и "Улан" (тип "Хуссар", до 28 узлов или 29 узлов на короткое время), обнаружив перед собой дымы франко-британского крейсерского "молота", повернули на север, к бухте Каттаро, но на подходе к ней увидели дымы и по левому борту (на западе).

Быстроходный "Улан" успел выйти из-под удара броненосной наковальни - его обстреливали броненосцы вспомогательным калибром, преследовали эсминцы и крейсер "Жюриен де ла Гравьер" (шёл с отрядом броненосцев), однако корабль успешно укрылся в бухте, а преследователи не рискнули идти на вполне вероятные минные заграждения и под огонь фортов базы.

-9

Австро-венгерскому таранно-торпедному кораблю "Зента" в мае 1914-го исполнилось 15 лет от ввода в строй. Нам, сейчас, привычно видеть корабли на службе со сроком в 30-40 лет, а то и больше, но для начала 20-го века, с его быстрой сменой условных поколений военных кораблей, SMS "Zenta" активно эксплуатировавшийся в нулевые годы и исходивший моря от Азии, где успел и постоять стационером, и пострелять в ходе подавления "боксёрского восстания", до Африки и Южной Америки, к своему 15-му году службы безнадёжно устарел.

Обнаруженный на сходящихся курсах, австро-венгерский корабль шансов уйти, практически, не имел. Первыми в отряде броненосцев шли, отдельной группой, новейшие "Курбэ" и "Жан-Бар", злые языки, порой, именуют их дредноутами. С дистанции 12 км французские корабли открыли огонь и быстро добились накрытия, а затем и попаданий. Ответный огонь "Зента" вёл неточно, падения его снарядов отмечались не ближе 300-400 метров от противника (по наблюдениям французской стороны). Для его 120-мм (длина ствола в 40 калибров) пушек это была запредельная дистанция стрельбы, таблицы для пушек Škoda 12cm L/40 SC.96 были рассчитаны только для дальности до 10 км*.

  • полных данных по баллистике орудия я не нашёл, насколько можно судить по известному,
  • с начальной скоростью 23,7 кг снаряда в 690 м/с пушки "Зенты" (угол подъёма до 20 градусов) могли, вероятно, стрелять и дальше 10 км, но, возможно, дистанция успела измениться, с момента открытия огня, и "Зента" успел дать несколько залпов по французам с более короткой дистанции

Лишь часть экипажа успели спасти и взять в плен черногорцы, 136 человек (из более чем 300 человек), возможно, ещё кто-то сумел спастись и скрыться самостоятельно (данные по числу спасённых в публикациях различаются), французские и британские военные корабли к месту гибели "Зенты" не подходили, опасаясь мин.

Флаг на австро-венгерском корабле не спускали.

ТТК, который в составе любого иного флота, считали бы бронепалубным крейсером второго или третьего ранга, имел максимальный ход, по паспорту, в 21 узел, разгоняясь до 21,6 узла при форсировке машин на короткое время. Что оставалось от его паспортных данных в августе 1914-го года, неизвестно, зато известно, что максимальный ход недавно введённого (ноябрь 1913-го) в строй французского броненосца* "Курбэ", орудия которого, вероятно, и потопили "Зенту", был равен 21 узлу (до 21,5 на короткое время), как и у однотипного ему "Жан-Бара".

  • не верьте грязным слухам о том, что красавец Courbet был линкором, во французском языке и слова-то такого нет - он cuirassé/броненосный или броненосец
  • данные и фото Патянин С., Дашьян А. "Дредноуты Первой Мировой.":
-11
  • да, если кто не понял пасхалки, заложенной в эту статью - мы с вами идём по хардкору, используя "истинные" обозначения типов кораблей; на самом деле, не всех, потому что у малых кораблей (миноносцы и эсминцы) обозначения тоже имеют свою специфику, но её в статье не будет, иначе шутка загромоздит собою весь текст

Чтобы расправиться, подобным образом, со всеми кораблями в бухте Каттаро хватило бы и громилы-броненосца типа "Дантон", основы французских линейных сил, с парой эсминцев на подстраховке. Один такой корабль "съел" бы всех "Монархов" и попросил добавки, не говоря уже о новейших "Курбэ" или "Жан-Баре", от которых и уйти бы никто из старых двуединых кораблей не смог, но эти корабли и не были целью французского флота.

Главные же силы Императорского и, в какой-то степени, даже Королевского флота Австро-Венгрии, из своей безопасной главной базы так и не вышли. Сдерживание французского флота прекрасно осуществлялось и самим фактом существования линейных сил в бухте Полы.

Ну, а то, что те же самые люди, что выбивали средства на развитие флота столь усердно, что Венгрия получила заказ на дредноут "Сент Иштван" для своих верфей в Фиуме, никогда ранее не строивших корабли линии, и размещала почти все заказы на комплектующие у себя, лишь бы заинтересовать тамошние финансовые круги в кораблестроении, не решились повести его в бой, было обычным делом. Корабли дороги, обученные моряки ещё дороже - это извечный парадокс флота, чем он сильнее, тем больше страх его потерять. Так или иначе, руководство двуединого флота, во главе с адмиралом Антоном Гауссом, оставило лучшие свои корабли бездействовать в тот момент, пока их французские визави не имели ещё налаженного снабжения, а Италия была нейтральной. Лучшего момента для введения этих кораблей в бой у них уже не будет.

-12

Уже в ночь с 16-го на 17-е августа французские корабли вышли из Адриатики в Отрантский пролив, опасаясь, что их решат навестить двуединые эсминцы и подлодки. Ночью, вместо австрийцев, пришёл густой туман. В результате его агрессии, французский флот лишился двух кораблей линии, броненосец с именем "Демократия"/"Démocratie", символично, столкнулся с "Правосудием"/"Justice", в ночной мгле нашли друг друга два эсминца и один сломался без посторонней помощи. Всех пятерых пришлось отправить на ремонт на Мальту.

Британские корабли ушли по своим делам, не присоединяясь к патрулированию.

Вести патрулирование полным (из оставшихся) отрядом удалось всего сутки. 18-го августа адмирал де Лапейрер увел все оставшиеся броненосцы и единственный, на всю броненосную ораву, бронепалубный* крейсер "Жюриен" для пополнения запасов, оставив только броненосные крейсеры с частью эсминцев. С напутствием бить вражеские крейсеры и всё что меньше, если они попытаются вырваться из Адриатики, громко кричать и убегать, если придут австро-венгерские линейные силы. Адмирал де Сюньи, командующий крейсерской части флота, наверняка, в красках представил себе как будет отрываться от преследования, имея одну дивизию из четырёх сравнительно новых кораблей, а вторую из трёх крейсеров типа "Леон Гамбетта" (в 1905-1907-м, на момент ввода в строй, давали 22,5 узла), но из всех возможных врагов появилась лишь одна подводная лодка, да и та промазала торпедами по обнаружившему её эсминцу.

  • я не придумал, как это обратить в шутку, не запутав всех читателей, но бронепалубный крейсер, в дословном переводе с французского, это крейсер бронированный - croiseur blindé
  • а, собственно, броненосный - croiseur cuirassé - крейсер-броненосец

23-го августа угольные ямы показали дно уже на крейсерах и эсминцах, в то время как дела с ремонтом и погрузкой на броненосцах были далеки от завершения. Выходило так, что патрулирование пролива придётся и вовсе оставить на время приёма запасов на перегруженной и, пока ещё, плохо снабжаемой базе, однако, именно в этот день на Мальту прибыл крейсер Д`Антркасто.

  • фото и данные из работы Ф.Лисицына "Крейсера Первой Мировой":
-13

Формально, Д`Антркасто, был вторым бронепалубным крейсером флота, что мог бы стать ответом на проблемы де Лапейрера с разведкой. Практически, новоприбывший был ровесником "Зенты" и с 1909-го года нёс службу в резерве, что уже намекало на всякое, но ещё одной его особенностью было исходное назначение. Крейсер Д`Антркасто был колониальным кораблём. Специально построенный для службы в колониях* бронепалубный крейсер водоизмещением в 8 тысяч тонн. На момент ввода в строй, этот неповоротливый (из-за тяжёлых башенных установок) и медленно набирающий ход (паровые машины конструировались как предельно надёжные и неприхотливые, в ущерб рабочим параметрам) корабль ещё мог считаться достаточно быстроходным. Накануне Первой Мировой, по замеру 1913-го года, имел максимальный ход в 18,4 узла и с большим трудом мог обогнать даже старые броненосцы основных сил французского или двуединого флотов, и то, лишь с поправкой на их собственное, в силу возраста и климата Средиземноморья, отставание от "паспортных данных".

  • такое было возможно лишь в период французской колониальной экспансии, когда колониальные органы власти и колониальные военные были перемешаны с моряками и имели немалое взаимное влияние
  • до 1893-го управление колониями было частью французского Морского министерства, причём интеграция сохранялась и в дальнейшем, поскольку морской (корабельной) и береговой артиллерией занимались офицеры Корпуса морской артиллерии также бывшие и частью колониальных, по своему назначению, войск - "развели" их только в начале 20-го века

Если учесть, что командующий французским флотом Огюстен Мануэль Юбер Гастон Буэ, фу, де Лапейрер до того успел побывать Морским министром (1909-1911-й годы) и занимался конструированием кораблей, то станет видна степень ироничности произошедшего. Любители компьютерных игр описывают такие ситуации, как "запоротый билд", но адмирал-то "играл" отнюдь не в цифровые кораблики. Увлечение огромными океанскими броненосными крейсерами и кораблями линии, в ущерб меньшим классам, включая лёгкие/бронепалубные крейсеры, подлодки и эсминцы, началось ещё до него, однако де Лапейрер эту политику развития французского флота поддерживал.

  • с 1900-го по 1914-й годы во Франции не было заложено ни одного бронепалубного или лёгкого крейсера, только большие броненосные, да и заложенные в 1896-м году бронепалубники "Шаторено" (в строю с 1902-го) и "Гишен" (с 1900-го) имели водоизмещение в 8 тыс тонн и ход в 23-24 узла - те же океанские "убийцы торговли", большие и дорогие, только без развитого бронепояса
  • доставшийся де Лапейреру "Жюриен де ла Гравьер" (с 1903-го) был последним бронепалубным крейсером Франции и единственной попыткой на крейсерах сэкономить, из-за чего и вышел сравнительно небольшим и не особо быстроходным (5,5 тыс тонн и 22,5 узла)
  • к началу Первой Мировой во Франции были заложены и строились всего три эсминца типа "Энсин Рю" (улучшенный "800-тонный"), из которых достроили только два, в 1915-м году - результатом такого подхода стал поспешный заказ в Японии в 1917-м году серии эсминцев типа "Араб" (12 единиц)
-14

Поддерживал ровно до тех пор, пока не обнаружил, что на всём перешедшем под его начало флоте на Средиземном море у него нет ни одного быстроходного крейсера-разведчика, единственный бронепалубник ("Жюриен") разменял десяток лет и с трудом обгоняет сопровождаемые броненосцы, а дальние переходы эсминцев и подводных лодок становятся подвигом для их экипажей, даже без противодействия противника. Своим появлением, Д`Антркасто, что называется, зазернил сию картину в катарсисе. И, разумеется, именно этот великолепный корабль был направлен туда, где две дивизии броненосных крейсеров, с эскортом эсминцев, патрулировали с инструкцией "сообщать при попытке прорыва линейными кораблями" и успели поконтактировать с двуединой подлодкой.

-15

Три дня и три ночи старый колониальный крейсер дымил в Отрантском проливе в гордом одиночестве. На счастье экипажа этого корабля, никто из Адриатики ни прорваться, ни "пощупать" блокаду не попытался.

На счастье адмирала Буэ, фу, де Лапейрера, никто на этот его широкий жест внимания не обратил, ни современники, ни даже историки и публицисты, которым вельми любо критиковать действия французов в Адриатике. В апреле 1915-го года, когда в патруле в Отрантском проливе погибнет броненосный "Леон Гамбетта", также оставленный без эскорта ночью, де Лапейрер возьмёт на себя ответственность и, впоследствии, уйдёт в отставку.

Может показаться, что мы совсем забыли про двуединых австрийцев и венгров, но, нет. У них, всё это время, просто ничего не происходило. Точнее говоря, не происходило ничего нового. Береговые гномы-броненосцы в Боке ди Каттаро продолжали упорно буровить гору Ловчен, при посильной помощи таранно-торпедных кораблей, в небо поднимались привязные воздушные шары и самолёты, для поиска артиллерийских батарей и корректировки огня, но согнать настырных черногорцев с неё удалось только 24-го августа. Флот в главной базе в Поле мирно стоял на якорях и швартовах, оставляя право совершать ошибки и рисковать своим врагам.

27-го августа 1914-го года французские броненосцы вернулись в пролив. Прошли 20 дней, которые не изменили мир, но стали прологом к напряжённому, но малоизвестному противостоянию флотов Тройственного Союза и Антанты в Адриатическом море.

  • подборка других статей в этом стиле:
Морские истории. С огоньком! | Coracero | Дзен