Последние несколько лет АвтоВАЗ с завидной регулярностью попадает в новостные сводки. Вот, например, буквально вчера появилась новость о том, что наш президент Владимир Путин наградил главу АвтоВАЗа Максима Соколова Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени:
За большой вклад в развитие отечественного автомобилестроения и многолетнюю добросовестную работу.
Но какой вклад в развитие нашего автопрома смог привнести Максим Соколов? Бесспорно, Максим Соколов встал у руля АвтоВАЗа в его худшие годы, когда от нас ушли все наши иностранные поставщики деталей, а сам АвтоВАЗ был на грани банкротства. К тому же, до этого Соколов не имел опыта работы в сфере автомобилестроения, так как до этого он занимал пост вице-губернатора Санкт-Петербурга, а также пост председателя совета директоров АО "Западный скоростной диаметр".
Но уже в первый же год после вступления в должность, было принято немало важных решений, которые позволили остаться АвтоВАЗу на плаву. Например, в 2022 году АвтоВАЗ начал выпускать автомобили в упрощенном исполнении. Не было подушек безопасности, преднатяжителей ремней безопасности и многих других опций. Но виноват ли в этом сам АвтоВАЗ?
Конечно же нет, ведь подушки безопасности не выпускает ни один производитель автомобилей в мире. На это есть специализированные компании, занимающиеся выпуском этих компонентов. А так как из-за санкций нас отрезали от этих производителей, а своего производства у нас нет, АвтоВАЗ просто был вынужден пойти на этот шаг. Верно ли это было решение? С одной стороны, нет, ведь выпускать такие автомобили просто опасно для простых людей.
С другой стороны, не начав выпуск подобных автомобилей, АвтоВАЗ имел все шансы навесить на свои двери замок, всех рабочих уволить, а это тысячи людей. И кому стало бы от этого лучше? Никому, поэтому те люди, которые хотели купить себе такие автомобили, невзирая на отсутствие подушек, это сделали. Другие же просто ждали момента, когда подушки вернутся. К слову, вернулись они довольно быстро - в июне началась сборка "бесподушечных" Грант, а уже в августе их вернули на автомобиль.
И еще одно достижение АвтоВАЗа за последнее время - продажи наших автомобилей растут из года в год, а объемы продаж бьют новые рекорды. В марте было продано рекордное количество автомобилей Лада Гранта. Всего за 1 месяц дилеры Лада продали 20,4 тысяч автомобилей, что стало новым рекордом за последние 11 лет. Всего же за месяц было продано почти 43 тысячи наших автомобилей.
Но есть ли в этом заслуга руководства завода? Точно нет, ведь наши автомобили не дешевеют, а так как Лада Гранта является самым дешевым новым автомобилем, то продажи ей в любом случае обеспечены. В марте же люди ринулись скупать новые автомобили на фоне слухов, что с 1 апреля цены на новые автомобили взлетят из-за фактической отмены параллельного импорта.
Впрочем, самого Соколова есть и за что критиковать. Так, благодаря ему, с 1 августа прошлого года подняли ставку утилизационного сбора на иномарки. А не так давно Соколов в очередной раз прошелся по китайским автомобилям, обвинив производителей в слишком агрессивной конкуренции. Китайцы начали активно скидывать стоимость своих автомобилей, чем не угодили господину Соколову. Многие китайские кроссоверы со скидками стоят, как наша Лада Веста в максимальной комплектации. Правда, даже в максимальной комплектации, Лада Веста не дотягивает до китайских кроссоверов в базовом исполнении по количеству опций.
На АвтоВАЗе это прекрасно понимают. Еще в прошлом году Соколов подтвердил, что дорогие версии Весты просто не покупают. Люди все больше отдают предпочтение китайским автомобилям или базовым версиям нашего автомобиля. Конечно же, руководству предприятия это не нравится, поэтому Соколов в очередной намекнул на необходимость еще одного пересмотра утилизационного сбора. Поэтому уже в нынешнем году мы можем увидеть еще один скачок цены на иностранные автомобили.
Еще одна довольно громкая и для многих положительная новость - АвтоВАЗ официально подтвердил сроки запуска серийной сборки автомобиля Lada F90 или Largus.
Lada Largus или Dacia Logan MCV выпускался в нашей стране с 2011 года. Но в 2022 году производство "Ларгуса" накрылось медным тазом. Из-за того, что в автомобиле было слишком много импортных комплектующих, оперативно перезапустить сборку универсала не удалось. Лишь летом 2023 года на предприятии в Тольятти удалось выпустить около 600 автомобилей в базовых комплектациях. Эту партию назвали "прощальной", так как сборочную линию было решено перевезти в Ижевск.
Единственный момент, который очень сильно разочаровал в этих автомобилях - их стоимость. Так, за базовые версии "Ларгуса" дилеры просили от 2 и более миллионов рублей. До сих пор у некоторых дилеров можно еще найти эти универсалы в продаже по таким неадекватным ценам.
Почти 2,5 миллиона рублей за пустой 5-местный универсал Lada Largus — это слишком даже по меркам АвтоВАЗа. Но почему цена такая высокая на этот автомобиль? Все просто: было выпущено всего около 600 автомобилей, на официальном сайте Лада не были представлены рекомендованные цены, поэтому дилеры отрывались как могли. Такая же картина была и с Вестой NG в 2022 году, когда на рынок пустили около 2 тысяч собранных автомобилей еще в Ижевске. Но после того, как автомобиль официально начали выпускать в 2023 году в Тольятти, цены пришли в норму.
Такая же картина, вероятней всего, будет и с "Ларгусом", когда он официально вернется на конвейер, а сам АвтоВАЗ представит официальные цены на своем сайте. И случится это уже довольно скоро, ведь запуск подтвержден официально, Lada Largus возвращается на конвейер уже 15 мая.
Сборка "Ларгуса" началась еще в декабре 2023 года на ижевской площадке, но автомобили выпускались только в тестовом режиме. Рабочих обучали сборке нового для этого предприятия автомобиля, а также настраивали сборочную линию, внося различные корректировки.
Сегодня же уже все процессы выстроены и осталось совсем немного времени для полноценного запуска серийной сборки автомобиля. Помимо этого, на заводе во всю готовят к выпуску еще один автомобиль, так называемый e-Largus, то есть полностью электрический универсал. Но в серийную сборку этот автомобиль поступит позже, только в третьем квартале 2024 года.
Для электрического "Ларгуса" пока почти все компоненты китайского происхождения, но на АвтоВАЗе обещают, что за несколько лет планируется полностью перевести электромобиль на отечественные компоненты.
Изначально планируется выпускать только 5-местный универсал или 2-местный фургон для грузоперевозок. Но если будет запрос со стороны потребителей и на 7-местный универсал с электрическим двигателем, то АвтоВАЗ будет выпускать и такой вариант.
На пассажирские автомобили устанавливают только две батареи общей ёмкостью 61 кВт*ч. А на грузовые будут устанавливать или одну батарею емкостью 45.7 кВт*ч или же две, как и на пассажирском варианте. На одной батарее пробег составляет 310 километров, а на двух 390 километров.
Ну и главный вопрос, а сколько будет стоить бензиновый Largus или электрический? Пока цены не раскрыты, их объявят ближе к началу продаж. Бензиновый универсал поступит в продажу уже летом, а вот электрический только в конце лета или в начале осени. Если АвтоВАЗ сможет дать людям приемлемую цену на тот же бензиновый автомобиль, то продажи будут обеспечены.
Этот автомобиль активно покупали раньше не только простые люди, как семейный автомобиль, но и различные организации, которым автомобиль нужен для перевозки различных грузов. И вот если цена будет приятной, то покупать его будут точно, ведь никакой альтернативы сегодня на рынке просто нет. Ну а если цена будет от 2 и более миллионов рублей, то и покупать его не станут.
Вероятней всего, самый простой Largus будет стоить от 1,3 - 1,5 млн рублей, а самая дорогая версия будет стоить порядка 1,8 млн рублей. А вот с электрическим точно все так радужно не будет. Надеяться на его доступную стоимость точно не приходится, так как, такой автомобиль точно будет стоить более 2 миллионов рублей. Простым людям он точно будет не нужен, а вот перевозчики будут его покупать, так как со слов АвтоВАЗа, запрос на такой автомобиль с их стороны уже есть.
Уже скоро мы все это и узнаем, главное, чтобы цены приятно удивили народ, и тогда все точно получится.