ЮРИСТЫ И ГРАЖДАНЕ ТЕСНО СОТРУДНИЧАЛИ В ОТСТАИВАНИИ СВОИХ ПРАВ
Автор: Мэри Хун
20 марта 2024 года исполнилось 10 лет со дня инцидента в Цзянсаньцзяне — поворотного момента для китайских правозащитников. Несмотря на повсеместное подавление китайского гражданского общества в последние годы, свидетели этих событий чтят дух сопротивления, вызванный инцидентом в Цзянсаньцзяне.
В 2014 году четыре китайских адвоката — Тан Цзитянь, Цзян Тяньюн, Чжан Цзюньцзе и Ван Чэн — отправились в центр промывания мозгов Цзянсаньцзян в северной китайской провинции Хэйлунцзян, чтобы добиться освобождения своих клиентов — последователей Фалуньгун, незаконно заключённых в тюрьму за свои убеждения.
После ареста и заключения под стражу четырёх адвокатов и их клиентов правозащитники со всей страны и сотни граждан приняли участие в акции протеста, посетив Цзянсаньцзян. В ответ на международное давление власти вскоре распустили центры промывания мозгов, которые они называли центрами юридического образования, что привело к увольнению ряда чиновников.
К 22 апреля того же года все четыре адвоката были освобождены, но в общей сложности получили 24 перелома. У Ван Чэна было сломано 3 ребра, у Цзян Тяньюна — 8 рёбер, а также имелись обширные кровоподтёки на груди и животе, у Чжан Цзюньцзе — 3 ребра, у Тан Цзитяня сломано 10 рёбер, а также выбиты зубы, ему угрожали удалить почки и похоронить заживо.
Пик китайской правозащиты
Инцидент в Цзянсаньцзяне считается успешной координацией действий юристов и граждан в отстаивании своих прав в современном Китае.
Журналист Ян Цзыли участвовал в сборе средств для поддержки активистов-правозащитников на проезд, проживание, питание и закупку предметов первой необходимости.
«В общей сложности 390 сторонников сделали пожертвования, большинство из которых были анонимными в качестве меры предосторожности против властей», — сказал Ян.
Он отметил, что инцидент в Цзянсаньцзяне произошёл после того, как в эпоху бывшего лидера Китая Ху Цзиньтао движение за гражданское общество набрало силу, и люди вместе с юристами стали отстаивать свои права.
Ян сказал, что с приходом к власти Си Цзиньпина произошёл постепенный сдвиг в сторону ужесточения контроля, но вначале он в основном укреплял власть путём подавления внутренней оппозиции в партии.
По словам Яна, инцидент в Цзянсаньцзяне произошёл до того, как Си приступил к всеобъемлющему подавлению населения.
Это событие стимулировало низовую правозащитную активность, за которой последовали аналогичные акции в других частях Китая, таких как Чжэнчжоу и Сучжоу, говорит Ян. Однако 9 июля 2015 года власти начали массовые аресты китайских юристов и активистов — инцидент, известный как «Облава 709», — что привело к значительному спаду в сопротивлении граждан.
«Происшествие в Цзянсаньцзяне стало поворотным моментом в истории масштабных протестов гражданского общества Китая. Хотя были и последующие инциденты, ни один из них не сравнился по масштабам с Цзянсаньцзяном. Его историческое значение заключается в накоплении опыта протестов и привлечении многочисленных участников. Продолжали появляться активисты движения за гражданские права и юристы, что отражает одну из последовательных волн самовыражения в период роста гражданского общества в то время», — сказал Ян.
Затем последовало жестокое подавление гражданского общества администрацией Си.
«Но люди стали прибегать к другим способам сопротивления».
В последние годы власти усилили подавление свободы слова, и Ян отмечает, что в такой обстановке населению трудно открыто выражать недовольство, но «есть предел того, что можно выдержать».
Движение белых листов, вспыхнувшее к концу 2022 года, означает кульминацию выносливости населения, сказал он, «включая стиль сопротивления одинокого волка Пэн Лифая, предшествовавший Белому движению, который, как я считаю, является продолжением духа сопротивления гражданского общества, сформированного инцидентом в Цзянсаньцзяне».
«Когда появится подходящая возможность, подобное событие снова повторится», — сказал он.
Юй Пинцзянь, китайский адвокат, живущий в Японии, заявил, что реакция властей на действия адвокатов и их клиентов наглядно демонстрирует, как блокируются гражданские права китайских правозащитников.
Он заявил, что это произошло из-за подавления последователей Фалуньгун Коммунистической партией Китая.
Инцидент в Цзянсаньцзяне
Фалуньгун — это практика совершенствования, основанная на универсальных принципах Истина, Доброта, Терпение и включающая комплекс медитативных упражнений.
Преследование Фалуньгун было начато в июле 1999 года лидером компартии Цзян Цзэминем, воспринявшим широкую популярность Фалуньгун и его духовно-нравственное учение как угрозу атеистической идеологии компартии. Преследование Фалуньгун продолжается до сих пор.
Кампания, направленная на искоренение этой духовной практики, включает в себя самые вопиющие нарушения прав человека, в том числе пытки, сексуальное насилие и извлечение органов у живых последователей Фалуньгун.
Ши Мэнвэнь, практикующий Фалуньгун из Хэйлунцзяна, стал одной из жертв кампании преследования, к 20 марта 2014 года Ши и 30 членов его семьи были заключены в тюрьму и подвергнуты пыткам.
По словам Юя, четыре адвоката были проинформированы о деле семьи Ши и решили помочь.
Адвокаты подали жалобы на офис 610 в прокуратуру Цзянсаньцзяна 20 марта 2014 года. На следующий день появилась информация о том, что власти задержали всех четырёх адвокатов и их клиентов.
Обнародование информации об этом инциденте в интернете заставило многих юристов-волонтёров и правозащитников сформировать группу поддержки от имени членов семьи жертвы. Вместе они отправились в Цзянсаньцзян, чтобы добиться освобождения четырёх адвокатов и семьи Ши.
Однако полиция арестовала всех адвокатов и волонтёров.
По словам Юя, адвокаты, прибывшие на место происшествия, чтобы поддержать задержанных, были освобождены через несколько часов после ареста. Однако в это время по меньшей мере 15 граждан, в том числе Чэнь Цзяньсюн, Чжай Яньминь, Цзян Цзяньцзюнь, Чжан Шэнъюй, Сунь Дуншэн, Ли Баолинь, Юань Сяньчэнь, Ли Фаван, Лян Янь, Чжао Юань, Чжан Шицин, Лю Син, Ли Давэй, Чжан Янь и Чи Цзиньчунь, были задержаны на 15 дней.
По всей стране в интернете появилось множество сообщений с требованием освободить их сторонников.
«Общественное осуждение резко возросло, и сторонники получили огромную поддержку как в интернете, так и в Цзянсаньцзяне», — сказал Юй.
После этого Центральный отдел пропаганды компартии и Государственное управление интернет-информации попытались погасить растущее возмущение и издали приказ о цензуре всей соответствующей информации.
Подавление компартией как адвокатов, так и граждан фактически закрыло путь к защите гражданских прав.
«За последнее десятилетие в Китае произошёл значительный регресс в области верховенства закона. Компартия ставит стабильность своего правления превыше всего, называя деятельность по защите прав граждан подрывом своей власти. Учитывая нынешнюю тенденцию развития, мы не можем с оптимизмом смотреть в будущее защиты прав», — говорит Юй.
Компартия боится юристов-правозащитников
Лэй Чжифэн, адвокат в провинции Хунань, узнал о случившемся в Цзянсаньцзяне из интернета.
«Слёзы наполнили мои глаза, — сказал он, — особенно когда избивали адвокатов в длинных пальто, я был глубоко тронут и одновременно разгневан. Власти незаконно задерживали адвокатов и даже прибегали к насилию по отношению к ним».
После этого инцидента десятки адвокатов-правозащитников из разных регионов Китая выступили с совместным заявлением, в котором решительно осудили и выразили протест против грубого нарушения судами профессиональных и личных прав адвокатов. Лэй был одним из подписавших заявление.
Кроме того, он написал множество статей в поддержку правозащитной деятельности в Цзянсаньцзяне.
Лэй считает, что в 2014 году китайские юристы продемонстрировали истинную суть адвокатской практики.
Он заявил, что в то время юристы надеялись осудить противоправную деятельность на местах, даже если они придерживались законов, установленных компартией. Однако деятельность этих законопослушных юристов по защите прав была сочтена угрожающей правлению компартии, и юристы были жестоко подавлены.
«Как следствие, люди, способные добиться позитивных перемен в Китае, были либо арестованы, либо скрылись, а их адвокатские лицензии были незаконно отозваны. Это представляет собой поворотный момент в китайском верховенстве права. Снижение уровня верховенства закона в Китае явно по сравнению с тем, что было десять лет назад», — сказал он.
Лэй считает, что люди осознали истинную природу компартии:
«Пока в Китае сохраняется однопартийная система правления, мирный переход страны к нормальному правовому государству невозможен».
Поняв это, Лэй покинул Китай.
Сейчас он живёт в США, работает водителем грузовика и продолжает отстаивать права человека в Китае, называя ситуацию в Китае «предрассветной тьмой».
«Если бы история дала объективную оценку, эти китайские юристы заслуживали бы восхищения. Несмотря на жестокое подавление и отсутствие гарантий собственной безопасности, они продолжают помогать гражданам, надеясь на реализацию верховенства закона в Китае. Это и оставляет надежду на будущее».
Источник: The Epoch Times