Найти в Дзене
Тайны портретов

Вертумнус и Помона

В этой статье я хотела бы продолжить разговор о картинах, содержащих мифологический смысл, чтобы лучше понять изображенное на ней. И, так, мы поговорим о двух римских божествах: о Вертумне, боге смены времен года, и Помоне, одной из многочисленных богинь плодородия. Один из её образов вы видите на картине Хендрика Блумарта. Главную жизнь этому сюжету дали «Метаморфозы» Овидия и история о любви и браке Вертумна и Помоны. "В те времена и Помона жила. Сёла любила она да с плодами обильными ветви. Правой рукою не дрот, но серп искривленный держала; Им подрезала она преизбыточность зелени или Рост укрощала усов; подрезала кору и вставляла Ветку в нее, чужеродному сок доставляя питомцу. Не допускала она, чтобы жаждой томились деревья. Вьющихся жадных корней водой орошала волокна Тут и занятье и страсть, — никакого к Венере влеченья!" И вот в нее влюбляется Вертумн, и дальше Овидий юмористически описывает, как он пытается ей помочь и завоевать ее любовь: "То подчищателем лоз, садоводом с

Хендрик Блумарт: Вертумнус и Помона
Хендрик Блумарт: Вертумнус и Помона

В этой статье я хотела бы продолжить разговор о картинах, содержащих мифологический смысл, чтобы лучше понять изображенное на ней.

И, так, мы поговорим о двух римских божествах: о Вертумне, боге смены времен года, и Помоне, одной из многочисленных богинь плодородия. Один из её образов вы видите на картине Хендрика Блумарта.

Главную жизнь этому сюжету дали «Метаморфозы» Овидия и история о любви и браке Вертумна и Помоны.

"В те времена и Помона жила.
Сёла любила она да с плодами обильными ветви.
Правой рукою не дрот, но серп искривленный держала;
Им подрезала она преизбыточность зелени или
Рост укрощала усов; подрезала кору и вставляла
Ветку в нее, чужеродному сок доставляя питомцу.
Не допускала она, чтобы жаждой томились деревья.
Вьющихся жадных корней водой орошала волокна
Тут и занятье и страсть, — никакого к Венере влеченья!"

И вот в нее влюбляется Вертумн, и дальше Овидий юмористически описывает, как он пытается ей помочь и завоевать ее любовь:

"То подчищателем лоз, садоводом с серпом появлялся;
То на стремянку влезал, как будто плоды собирая;
Воином был он с мечом, с тростинкой бывал рыболовом.
Так он обличья менял, и был ему доступ свободный
К деве, и вольно он мог веселиться ее созерцаньем".

Жан Ранк, французский художник портретист. "Сборщица винограда"
Жан Ранк, французский художник портретист. "Сборщица винограда"

Но «никакого к Венере влечения» у нее не было. И тогда он превращается в старуху. Дело в том, что само имя Вертумн, «изменяющийся», предполагает разнообразные обличия и превращения.

"Вертумнус и Помона",  картина Адриана Бакера (голландец, 1635-1684)
"Вертумнус и Помона", картина Адриана Бакера (голландец, 1635-1684)
"Облик старухи приняв, он в холеный сад проникает
И, подивившись плодам, говорит: «Вот сила так сила!»
И, похвалив, ей несколько дал поцелуев, — однако
Так целовать никогда бы старуха не стала!"

А дальше они, уже оставив все это, беседуют, и беседа эта состоит из двух частей. Сначала старушка Вертумн приводит Помоне разные примеры из окружающей природы о том, как все на свете сочетается браком.


Вертумн и Помона, художник  Павел Морельс
Вертумн и Помона, художник Павел Морельс

"Также и эта лоза, что покоится, связана с вязом,
Если б безбрачной была, к земле приклоненной лежала б.
Этого дерева ты не внимаешь, однако, примеру:
Брачного ложа бежишь, ни с кем сочетаться не ищешь.
Если бы ты пожелала!"
Вертумн и Помона, ок. 1789
Уильям Гамильтон
Вертумн и Помона, ок. 1789 Уильям Гамильтон

Дальше он приводит несколько примеров из того, что случилось со слишком разборчивыми девушками, отвергавшими влюбленных. Ну и заканчивает это конкретным советом:

"Ежели умная ты и желаешь хорошего брака,
Слушай старуху меня, потому что люблю тебя больше
Всех, не поверишь ты как! Не думай о свадьбах обычных,
Другом постели своей Вертумна ты выбери. Смело
Я поручусь за него…"
Блумарт, Абрахам,    "Вертумн И Помона"
Блумарт, Абрахам, "Вертумн И Помона"

Дальше она его описывает, какой он благонамеренный и положительный.

Картина художника Цезаря ван Эвердингена
Картина художника Цезаря ван Эвердингена

И дело кончается тем, что Помона внимает ее словам, и старушка превращается тут же в Вертумна, и они заключают брак, все оказывается благополучно.

Сэр Питер Пол Рубенс   "Вертумн  и Помона"
Сэр Питер Пол Рубенс "Вертумн и Помона"
"Бог, столь много пред ней понапрасну менявший обличий,
Сделался юношей вновь; старушечьи все он откинул
Приспособленья; таким пред нею явился, какое
Солнце бывает, когда лучезарно блистающим ликом
Вдруг победит облака и уже без препятствий сияет.
Хочет он силою взять; но не надобно силы. Красою
Бога пленилась она и взаимную чувствует рану".

Вертумн и Помона Франса ван Миериса
Вертумн и Помона Франса ван Миериса

На эту мифологическую тему было написано, конечно, больше картин, при желании их можно найти на просторах интернета.

Надеюсь сюжет вам понравился🙏🏻, по этому жду комментарий и впечатлений🙂✍🏻❤❤❤