Как-то давно попался мне глаза ролик, где папа показывает, как учит ребенка финансовой грамотности. Ребенку, на вид и судя по ответам – года 4, максимум 5. Папа дает ребенку карманные деньги раз в месяц, и обсуждает с ним, куда ребенок потратил – ругает, если ребенок потратил не так и не туда. Такой ролик мог бы служит наглядной демонстрацией того, как не надо делать. И вот почему.
1. Карманные должны выдаваться ребенку с регулярностью, которая соответствует восприятию времени во внутреннем мире ребенка. Чем меньше ребенок, тем абстрактнее для него понятия месяца или года: в 4-5 лет ребенок не особенно понимает, что такое месяц : для него это примерно такая же теория, выученная в детском саду или с мамой, как Луна или из чего состоит хлеб: вроде понятно, что это, но как это применить к себе – пока не очень ясно. До окончания начальной школы карманные должны выдаваться не более, чем на неделю. Дальше смотрим по ребенку. Например, из моих детей (трое – старшая и средняя школа, и один - начальная школа), есть те, кому уже в 5 классе можно на месяц доверить сумму, а есть те, кому и в гораздо более старшем возрасте надо давать на неделю, да еще и напоминая о важности распределения расходов так, чтобы деньги не кончались в первый же день)
2. Раньше 6-7 лет давать карманные нет особого смысла. Можно и нужно уже приучать к тому, как деньгами пользуются: например, дать купюру и поручить купить себе мороженое. Или приложить карточку на кассе, и попутно объяснять, что на карточку к маме или папе деньги попали благодаря тому, что мама и папа работают. Или играть с ребенком в магазин дома (а еще лучше – организовывать такую игру ребенка со сверстниками). Но в карманных, как инструменте приучения ребенка к распределению своих расходов смысла в этом возрасте еще нет: ребенок еще не понимает смысла денег, для него это скорее прикольные фантики + не дозрели зоны мозга, которыми мы планируем свои действия и улавливаем связи между поступком и последствиями.
3. Обсуждая с ребенком его траты, важно выбирать слова так, чтобы не стыдить ребенка за его стиль трат или за его ошибки. Многие из нас, кстати, как я заметила, не знают разницы между критикой и анализом – и это отдельная большая история. Так вот, анализировать вместе с ребенком – и можно, и нужно (и на эту тему есть исследования, о которых я буду говорить на курсе). А вот критиковать, насмехаться, стыдить – нет. И чем ранимее ребенок – тем важнее нам хорошо понимать, как реагирует на наш разговор ребенок и выбирать такой стиль, который ребенка не ранит, а заинтересовывает. Как этому научиться? Честно? Я и сама до сих пор учусь – каждый день, у своих детей).