Найти в Дзене
KinoGeek

Все фильмы Серджио Леоне: от худшего к лучшему

Серджио Леоне - один из величайших итальянских кинорежиссёров, перевернувший жанр спагетти-вестерна с ног на голову. Постановщик проводил деконструкцию развлекательных кино-направлений, ломал клише и шаблоны банальных историй, создавал харизматичные и прописанные образы персонажей и сталкивал лбами динамичный ритм повествования и морально-этические дилеммы в своих картинах. Леоне - мастер ведения классического кино-искусства, определившего не одного великого режиссёра на стыке двух мировых эпох, и снявший всего лишь семь полноценных кинокартин, отпечатавшихся в мире творчества сильнее любой другой карьеры итальянского ремесленника. Тридцать пять лет назад режиссёр скончался от инфаркта миокарда, оставив глубокое и вечное наследие в мире кино. А в сегодняшней статье рассмотрим все фильмы великого итальянского мастера, по порядку от самого слабого к самому лучшему. Для определения того или иного места автор подсчитывал средний рейтинг на основе оценок критиков и зрителей с таких киноагр
Оглавление

Серджио Леоне - один из величайших итальянских кинорежиссёров, перевернувший жанр спагетти-вестерна с ног на голову. Постановщик проводил деконструкцию развлекательных кино-направлений, ломал клише и шаблоны банальных историй, создавал харизматичные и прописанные образы персонажей и сталкивал лбами динамичный ритм повествования и морально-этические дилеммы в своих картинах. Леоне - мастер ведения классического кино-искусства, определившего не одного великого режиссёра на стыке двух мировых эпох, и снявший всего лишь семь полноценных кинокартин, отпечатавшихся в мире творчества сильнее любой другой карьеры итальянского ремесленника. Тридцать пять лет назад режиссёр скончался от инфаркта миокарда, оставив глубокое и вечное наследие в мире кино. А в сегодняшней статье рассмотрим все фильмы великого итальянского мастера, по порядку от самого слабого к самому лучшему. Для определения того или иного места автор подсчитывал средний рейтинг на основе оценок критиков и зрителей с таких киноагрегаторов, как: Кинопоиск, IMDb, Letterboxd, Rotten Tomatoes и Metacritic. Приятного прочтения!

7. "Колосс Родосский" (1961)

Средний балл - 59,8%

Долгую режиссёрскую карьеру Серджио Леоне начал с обыденного и громоздкого итальянского пеплума, идущего по стопам "Бена-Гура" (к созданию которого начинающий постановщик также приложил руку), "Спартака" и "Десяти заповедей". Получив в личное распоряжение большой бюджет и воспользовавшись разросшимся скандалом с Джоном Дереком, в результате чего режиссёр был уволен за несколько месяцев до старта основного производства фильма, Леоне обратил все свои силы в кинематографическое русло, создав "Колосса Родосского" - грандиозное и эпическое приключение вглубь Древней Греции III века до нашей эры, ставшее для постановщика отправной точкой для дальнейших, более выделяющихся из общей жанровой массы, проектов

-2

В то же время Леоне превратил "Колосса" в начальную пробу пера, проделав над ним первую выдающуюся работу, отдающую эпосом и дороговизной буквально в каждом шоте. Художники-постановщики явно не поскупились на костюмы и декорации, погрузив зрителя в античную и бескомпромиссную древнегреческую эпоху, кишащую невинными смертями, подлыми предательствами и зацикленными войнами. С технической точки зрения "Колосс" выглядит монструозно и эпично (хотя, в иной момент, режиссёр откровенно халтурил с монтажом ночных сцен, снимая их днём и уже позже накладывая еле заметный тёмный фильтр на пост-продакшене), чего, к сожалению, нельзя сказать про драматургическую

-3

Сам Леоне не раз признавался, что первоначальная цель создания "Колосса" заключалась лишь в получении процента от сборов: ведь сам режиссёр хотел оплатить медовый месяц, который он вместе с женой проводил на территории Испании. От того и не удивительно, что в иной раз "Колосс Родосский" действительно проваливается по части драматургии и повествования: оборванные исторические моменты, сшитые белыми нитками на чёрной ткани громоздкой военной кампании, затронутой в общей массе сюжетных линий, спокойно могут вызвать чувство диссонанса и лёгкого дискомфорта во время просмотра. Впрочем, уже в своих дальнейших работах Леоне покажет коллегам по кино-цеху, как нужно снимать массовое, но от того не менее привлекательное кино с обширным авторским подтекстом

-4

6. "За пригоршню динамита" (1971)

Средний балл - 77,4%

Аудитория знает творчество Серджио Леоне по одному конкретному жанру - итальянскому спагетти-вестерну. Режиссёр несколько раз переворачивал его конструкцию с ног на голову, экспериментировал с подачей и изложением, нарушал общие правила и каноны повествования: те же самые вещи Леоне проделал в "За пригоршню динамита" - самом недооценённом в массах почитателей работ постановщика вестерне. Картина входит в так называемую тематическую трилогию, находясь между "Диким Западом" и "Америкой", и раскрывает зрителю всю подноготную жестокости гражданской войны на территории Мексики 1910-х годов

-5

А в центр повествования Леоне вновь сбивает героев-антиподов, различающихся по типажу и характеру. Максималистский и радикальный революционер объединяет усилия с весёлым зарвавшимся бандитом ради второсортного и обыденного ограбления, но действия приводят дуэт персонажей к борьбе за мексиканскую свободу. Типичная художественная оболочка спагетти-вестерна обволакивается в дорогую и масштабную военную драму: Леоне не поскупился ни на драматургию, ни на постановку, уделяя время всему и сразу. "За пригоршню динамита" - ещё один пример яркой деконструкции жанра, выдержанной в обособленном от остальных спагетти-вестернов темпе

-6

Впрочем, многие зрители попросту не оценили подобный подход к этому кино-направлению, вследствие чего "Динамит" превратился в серый безжизненный фон, находящийся за плечами более ранних и культовых работ Серджио Леоне. Режиссёр отрезал по одному нарративному элементу из всех своих первых фильмов, соединив беззубую карикатурность, выверенную драматургию, красивый экшен, маниакальное напряжение и чёрную комедийность в одном брутальном спагетти-блокбастере, поглядывающего на успехи своих предшественников. Но требовали ли мы от постановщика чего-то большего?

-7

5. "За пригоршню долларов" (1964)

Средний балл - 78,4%

Ни для кого не секрет, что Серджио Леоне искренне вдохновлялся творчеством Акиры Куросавы, а первый карьерный спагетти-вестерн, ставший неофициальным ремейком японского "Телохранителя" с Тосиро Мифунэ, снял уже в 1964-м году. Вместо захолустной лесной деревеньки пришёл заброшенный пустынный посёлок, вместо неукротимого весёлого самурая - безмолвный и пафосный ковбой-наёмник Клинта Иствуда, но основной нарратив остался не тронутым - защита невинных жителей от обезумевших преступных банд. Леоне делает чуть ли не покадровую копию ленты Куросавы, превращая её в первую пробу пера для захода в тогда находящийся на пике популярности итальянский жанр

-8

Но не стоит думать, что "За пригоршню долларов" является лишь блеклой тенью на фоне японского предшественника: Леоне придаёт ленте особый итальянский колорит, объединяя в одну общую ипостась сразу несколько весомых жанровых элементов. Картина стала дебютным объединением всего производственного состава фильмов режиссёра: для работы над саундтреком Леоне позвал бывшего одноклассника, Эннио Морриконе (тогда не шибко известного в широких массах композитора), а на роль стрелка под псевдонимом Джо - молодого и энергичного Иствуда, отдающего харизмой и серьёзностью в каждом доступном кадре. Таким образом именно "За пригоршню" мы должны быть благодарны за все следующие шедевры Леоне

-9

Но и без вклада в будущее лента исправно работает как суровый и бескомпромиссный спагетти-вестерн, идущий по канонам японского дзидайгэки-жанра и ломающий все известные итальянскому кинематографу сценарные и технические правила. В "За пригоршню" отсутствуют лишние твисты или драматические приёмы, в нём нет морально-этических дилемм или нравоучительных мотивов, заложенных в самую глубь истории: это исключительно харизматичная и заряженная работа, действующая в своих границах и не покидающая зону комфорта. И, пожалуй, из всей "долларовой" трилогии именно первая часть запоминается, как самая простая и незамысловатая. В этом же и заключается вся её прелесть

-10

4. "На несколько долларов больше" (1965)

Средний балл - 81,7%

В "За пригоршню долларов" была проделана первая проба пера: Леоне выявил основные ошибки и постарался проделать над ними громоздкую работу в официальном продолжении - "На несколько долларов больше". На этот раз итальянский режиссёр решил создать совершенно новую историю, перестав черпать вдохновение из творчества восточных коллег по кино-цеху. Уже во второй части "долларовой" трилогии читается вся любовь постановщика к жанру вестерна, которую он подтвердил великолепной драматургией и прописанными конфликтами между персонажами. В этом же вторая часть и отличается от первой: "На несколько долларов" сложно назвать беззубым и энергичным вестерн-блокбастером с каплей самоиронии

-11

В своеобразном продолжении Леоне сталкивает лбами персонажей-антиподов: безмолвного стрелка (на этот раз Однорукого, а не Джо), охотящегося за лёгкой наживой и быстрыми деньгами, и сурового военного полковника с таинственным прошлым, идущим по пятам за своими заклятыми врагами, порушившими жизнь персонажа. Постановщик раскрывает героев через призму многочисленных разнообразных взаимодействий, превращая их то во временных напарников, то в радикальных киллеров, стремящихся покончить друг с другом. А в противовес анархичному и харизматичному дуэту Леоне ставит маниакального антагониста, появляющегося в кадре с ритмичной и медитативной музыкой ручных часов (одна из лучших композиций Эннио Морриконе). Режиссёр сводит героев и злодея в смертельной схватке, параллельно раскрывая мрачное прошлое второго протагониста ближе к ошеломительному третьему акту

-12

"На несколько долларов больше" кардинально отличаются от своего более лёгкого по темпу и ритму повествования предшественника: теперь на пороге истории находится не классическая поэма о защите деревенских жителей, а душещипательная и прописанная драма, раскрывающая порочный и цикличный круговорот насилия, порождаемый в результате неконтролируемых приступов возмездия. Ковбой Клинта Иствуда выступает для зрителей глазами и ушами, в то время, как посреди сюжета находится мрачное противостояние поникшего полковника Мортимера и безумного преступника Индио, впадающего в неконтролируемые припадки хохота из-за тёмной частицы своих воспоминаний. А финальная дуэль фильма оставляет разум в безмятежном и чистом экстазе: Леоне, добро пожаловать на подиум величайших итальянских кинорежиссёров!

-13

3. "Однажды в Америке" (1984)

Средний балл - 82,1%

За двадцать лет Серджио Леоне стал заслуженным королём итальянского спагетти-вестерна, однако все соки жанра оказались благополучно выжаты остальными постановщиками, вследствие чего режиссёр "долларовой" трилогии захотел сконцентрироваться на чём-то кардинально ином. Сеттинг был перенесён из жаркой мексиканской пустыни в разрозненный и переживающий времена "сухого закона" Нью-Йорк, в глубинах которого развернулась жестокая и драматургически выверенная история о детской дружбе, подлых предательствах, жестокой любви и общественном лицемерии. Леоне создал огромную криминальную сагу хронометражем в несколько часов, раскрывающую подноготную преступного мира Америки с несколько иной точки зрения

-14

"Однажды в Америке" делится на условные две части (каждая - по два часа), где первая раскрывает зрителю сложную многоуровневую экспозицию, показывающую жизнь персонажей с их юности и подростковых годов до зрелости и средних лет, а вторая закручивает драму в бесконечный цикл о пороках людей, меняя героев и злодеев ролями и превращая бывших лучших друзей в заклятых врагов, сломленных обществом, моралью и чувствами. Фильм стал отправной точкой для последующих картин криминально-гангстерского направления в кино (в чём не раз признавался тот же Мартин Скорсезе) сразу по нескольким причинам: эта эпопея раздвинула границы жанра и не стала превращать преступников в мучеников или жертв обстоятельств. "Однажды в Америке" в принципе сложно назвать полноценным представителем гангстерского кино: это история не о преступниках или криминальных разборках, а о сломленных людях, выбравшихся из грязи в князи. Мы можем посмотреть на одну и ту же историю с разных сторон: две диаметрально противоположные сюжетные линии лучших друзей детства сходятся воедино в душещипательном открытом финале, открывая разум зрителя открытым к дальнейшему пересмотру. Пересмотру четырёхчасового фильма: можете себе такое представить?

-15

Сколько может стоить дружба? Почему мы готовы предавать близких людей? За какую сумму вы, как человек, будете способны отказаться от любых морально-нравственных ориентиров? И в чём заключается то самое доблестное самопожертвование, совершаемое во благо нашего окружения? "Однажды в Америке" проходится по каждому пункту человеческого сознания, проецируя на гигантской четырёхчасовой кино-плёнке душевную, сентиментальную и в то же справедливую и чувственную эпопею. Серджио Леоне показал аудитории жизнь "маленьких" людей, захотевших стать чем-то большим: но криминал - место из которого не выбираются без последствий. Эта лента - чистая поэтика итальянского постановщика в американском сеттинге: а заодно и замечательное завершение всей длительной режиссёрской карьеры Леоне

-16

2. "Однажды на Диком Западе" (1968)

Средний балл - 85,7%

К концу 1960-х жанр спагетти-вестерна был досуха выдоен: аудитория срочно нуждалась в его очередной деконструкции, поскольку в ином случае итальянский кинематограф бы попросту лишился своего самого прибыльного и популярного в широких массах направления. И на подиум вновь зашёл Серджио Леоне, сняв кардинально отличительную от "долларовой" трилогии поэму. "Однажды на Диком Западе" - брутальная и харизматичная история о мести, объединяющая под одним общим сеттингом сразу несколько прописанных сюжетных линий, раскрывающих каждого представленного персонажа планомерно ближе к сокрушительному третьему акту

-17

Молодая вдова Джилл, переживающая трагическую гибель всей свой семьи, бекомпромиссный заряженный бандит Гутьеррес и безмолвный человек без прошлого, Гармоника, сходятся в единой локации ради противостояния главному наёмнику местного криминального авторитета, заправляющего строительством железной дороги в пустынном регионе. В отличие от той же "долларовой" трилогии, Леоне не уходит в проблеск мета-иронии и насмехательства над жанром в "Диком Западе", а полностью перестраивает конструкцию вестерна, отказывая себе в лишних вычурных спецэффектах, дорогих декорациях или объёмном масштабе. На пороге истории - плавная медитативность, сводящая героев и злодеев на одной точке в драматургически выверенном финале

-18

На место харизматичного Клинта Иствуда пришёл не менее харизматичный Чарльз Бронсон, сходящийся в схватке с суровым антагонистом Генри Фонды под бравадную музыкальную партитуру Эннио Морриконе (эту композицию стоит услышать каждому человеку). Леоне медленно подводит своих героев к сокрушительной и астральной развязке, разбивающей каноны и правила спагетти-вестерна на самые мелкие щепки. Пожалуй, не существует в истории мирового кинематографа более радикальной и смелой деконструкции заметно приевшегося массовому зрителю жанра. Разве что кроме главного фильма Леоне, окрещённого зрителями мировым шедевром на все времена

-19

1. "Хороший, плохой, злой" (1966)

Средний балл - 89,1%

Во все времена спагетти-вестерн считался эксплуатационно-развлекательным жанром, на который не обращали внимание ни профессиональные журналисты, ни фестивальные жюри. "Хорошего, плохого, злого", заключительную часть "долларовой" трилогии Серджио Леоне, поначалу тоже воспринимали в штыки: лента получила громкую критику за слишком вычурное и излишнее насилие, параллельный монтаж, ломающий концепцию развлекательного фильма для массовой аудитории зрителей, и длинную закрученную историю, состоящую из многоуровневой композиции. Но прошли годы: и лента вмиг стала настоящим шедевром, пройдя проверку временем и заслужив лавры почёта и уважения со стороны кинематографистов. А ведь всего лишь нужно было объединить все нарративные приёмы из предыдущих частей в одну общую трёхчасовую браваду

-20

На этот раз Леоне старается не уходить в чуткую и душещипательную драму, а концентрируется исключительно вокруг увеселительного повествования и заряженного трио главных героев, каждый из которых отличается друг от друга по типажу и характеру. Во главе стоит всё тот же безмолвный стрелок Клинта Иствуда (именно после "Хорошего, плохого, злого" образ актёра и стал настолько культовым для мировой истории кино) под псевдонимом Блонди, а компанию ему составляет карикатурно-вычурный персонаж Илая Уоллака, Туко. В то же время в гротескный броманс персонажей вторгается суровый бандит Ли Ван Клифа, Ангельские Глазки, идущий по пятам за ковбоем и его непутёвым сообщником. Гибридный эксперимент по совмещению всех приёмов из популярных спагетти-вестернов привёл Леоне к созданию динамичного приключения, действие в котором происходит чуть ли не ежеминутно

-21

Режиссёр проводит зрителя через ворох объёмных локаций и сюжетных линий: тут вам и тяжёлая семейная история взаимоотношений между Туко и его братом-священнослужителем, и нотки антивоенной драмы о последствиях ведения гражданской войны 1862-го года, и отголоски классического бадди-муви, во главе которого находятся презирающие друг друга ковбой и прохвост. А по прошествии длительного трёхчасового хронометража Леоне подводит нас к ошеломительному третьему акту, который меняет всё нелинейное направление истории "Хорошего, плохого, злого": плавная медитативность и знаменитая сцена с переглядыванием персонажей перетекает в резкую и смертельную дуэль, где ставки начинают колебаться, а жизнь каждого представленного героя фильма оказывается под угрозой. И всё под очередной блестящей партитурой Эннио Морриконе, ставшей одной из самых узнаваемых и популярных музыкальных тем в истории всего мирового кинематографа. Завершение "долларовой" трилогии признали не сразу, что не помешало ленте пройти проверку временем и стать настоящим классическим достоянием всего жанра, которым, в дальнейшем, будут вдохновляться многие другие великие режиссёры

-22