Найти тему

Строительство этнократии и национальный вопрос: Камо грядеши, Казахстан?

Одно из недавних заседаний Совета безопасности России было посвящено отношениям с ближайшими соседями – постсоветскими республиками, или с ближним зарубежьем, как их ещё принято называть.

Предваряя начало заседания, Президент России Владимир Путин заявил, что построению гармоничных взаимоотношений с партнёрами по СНГ всегда придавалось приоритетное значение.

«Выстраивая отношения с нашими партнерами на международной арене, мы всегда с вами говорим о том, что наибольшее значение для нас имеют отношения с нашими ближайшими партнерами, с нашими друзьями, с нашими соседями. Так повелось традиционно, и уровень торгово-экономических, политических связей с нашими соседями постоянно растет. Мы всегда исходим из того, что эти контакты должны строиться на основе взаимных интересов, учета интересов друг друга».

Такая позиция руководства России, безусловно, заслуживает уважения. Но, к сожалению, не всегда стремление иметь поистине дружеские связи с бывшими соседями по СССР является обоюдным. В качестве одного из таких печальных примеров чаще всего называют современную Украину.

Однако если с нынешним ультранационалистическим и откровенно русофобским режимом Зеленского всё ясно – его место на свалке истории, где он в ближайшем будущем, наверняка, и окажется, то как быть с теми, кто по недомыслию или намерено чётко следует по стопам саморазрушительной бандеровщины?

Несколько дней тому назад на сайте посольства Республики Казахстан в Киеве появился призыв к согражданам, пребывающим на Украине, срочно покинуть территорию Одессой и Харьковской областей «в связи с растущей напряженностью и нестабильностью ситуации с безопасностью».

С чем было связано подобное предупреждение, не поясняется, но очевидно, что существует риск того, что украинский конфликт может напрямую коснуться кого-то из казахстанцев. Казалось бы, своевременный отъезд на Родину подобный риск нивелирует. И во многом так оно и было бы, если бы не ситуация, складывающаяся в самом Казахстане последние тридцать лет.

Намедни, я увидел в Сети небольшой фрагмент дискуссии казахстанских блогеров по текущему положению дел в республике. В опубликованном кусочке женщина-казашка, судя по возрасту, явно заставшая последние годы Советского Союза, интересовалась у своего молодого коллеги, родившегося уже после 1991 года, но почему-то выступающего с позиций «во всём виноваты русские и прочие инородцы» элементарным вопросом: как он объяснит, что за период, прошедший с момента объявления независимости, когда во всех властных кабинетах, начиная от районных и поселковых акиматов и заканчивая высшим руководством, находятся этнические казахи, жизнь в стране стала только хуже? Кто же на этот раз помешал местным националистам построить процветающий Казахстан?

Этот простой но, в общем-то, краеугольный вопрос живо напомнил мне дискуссии, которые я слышал на Украине. И неспроста…

Начиная с 1991 года в двух крупнейших после РСФСР республиках бывшего Союза – Украинской и Казахской ССР – начался процесс ползучей, но тем не менее тотальной дерусификации. Будем честны, де-факто имела место этническая чистка, когда миллионы русских людей, десятилетиями (а то и столетиями) проживавшие на этих территориях, были вынуждены либо покинуть республики, либо принять новую идентичность – украинскую или казахскую соответственно.

Да, поначалу, когда «независимость» только проходила процесс становления, местные политические лидеры обещали русским статус полноправных граждан республик, с соблюдениям всех их прав, в том числе и языковых. Помнится, первый президент Украины Леонид Кравчук с присущим партаппаратчику словестным изяществом рассказывал, что искусственная украинизация русских «ни в коем случае не будет допускаться».

«Любые попытки дискриминации по национальному признаку будут решительно пресекаться», – говорилось в его обращении с призывом проголосовать за независимость Украины в ходе приснопамятного референдума 1 декабря 1991 года. Чем всё закончилось, полагаю, уточнять не нужно.

Первый президент независимого Казахстана, Нурсултан Назарбаев, был менее велеречив, а потому воздерживался давать конкретные обещания. И тем не менее, из его выступлений при желании тоже можно было сделать вывод, что неравенства по этническим мотивам в новом Казахстане не будет.

Прошло 30 лет, и что же мы видим? Как верно отметила казахстанский блогер, власть в стране целиком и полностью в руках этических казахов: ни среди ведущих политиков, ни среди казахстанских бизнесменов из списка Forbes ни одного представителя нетитульной национальности вы не найдёте. И это при том, что по официальным данным на 1 января 2023 года, русские составляли 15,18% (чуть более 3 млн человек) населения Казахстана. Как же так получилось?

Неужели русские, немцы, украинцы, чеченцы, дунгане и прочие народы, ранее проживавшие и всё ещё проживающие в республике, все вдруг одновременно проявили удивительную пассивность, или дело всё же в намеренно проводимой официальной Астаной политике коренизации? Ответ, думаю, очевиден.

Но и это не главная из казахстанских проблем. Дело в том, что наблюдаемый перекос – всего лишь одно из проявлений взятого курса на построение в республике этнократии. Курса, реализация которого неминуемо приводит к обострению в обществе извечного «национального вопроса», причём, как это часто бывает, в парадигме превращения вчера еще просто соседа иной национальности во внутреннего врага.

Именно эта логика видна в размышлениях молодого казахского блогера, с лёгкостью свалившего всю вину за наблюдаемый в республике бардак и развал на «злобных русских».

Всё это мы уже проходили, причём не раз. Где-то это приобрело формы откровенной дискриминации представителей «нетитульных» народов, а где-то в итоге ввергло в страну в пучину настоящей гражданской войны. Глупо в такой ситуации не учитывать чужой опыт, особенно когда ответ на вопрос, а куда, собственно, идёт сегодняшний Казахстан, отнюдь не столь позитивен, как кому-то хотелось.

Алексей Тверской