В конце марте в Калуге завершили снос уникального дореволюционного дома. И ладно бы это был просто дореволюционный дом в средовой застройке. Как ни прискорбно это сознавать, но к такому мы уже привыкли. Это был мемориальный памятник - единственный в России дом, связанный с именем известного в своё время драматурга Николая Соловьёва, соавтора Островского.
Как это часто бывает, сначала калужские активисты и общественники боролись за дом, и в 2020-м году его даже признали выявленным объектом культурного наследия. Однако областное управление охраны памятников отказало во внесении дома в единый реестр. Это равносильно лишению статуса объекта культурного наследия, и, следовательно, охранный статус здание потеряло. Общественники продолжили обращаться в госорганы, и заместитель губернатора области обещал провести в 2024 году совещание по этому дому. Итоги этих переговоров были закреплены Союзом краеведов Калужской области, но точку в этом споре в конце марта поставил машинист экскаватора: дом снесли.
Кстати, о Союзе краеведов. В феврале этого года было проведено совещание, в котором принимали участие члены союза, заместитель губернатора Калужской области, министра культуры и туризма Калужской области, работников Городской управы и Управления по охране объектов культурного наследия. Краеведы, по результатам этого совещания, провели экспертизу, в акте о которой указывали на необходимость включения дома в реестр. И самое интересное, что начальник Управления по охране объектов культурного наследия, ранее уже подписал отказ о внесении дома в реестр, и не сообщил об этом на совещании. Забыл?
Дом Соловьёва, которого больше нет, представлял собой типичный образец старинной русской городской усадьбы в стиле классицизма, имел кирпичный нижний этаж и деревянный верхний и находился, между прочим, в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения - Николаевской мужской гимназии. И у дома этого богатая история. Теперь о ней будут рассказывать по фотографиям. Если, конечно, на этом месте не “воссоздадут” новодел.
Дом был построен в 30-е годы XIX века калужским купцом Андреем Масленниковым, а в середине того же XIX века дом перестроили, и в таком виде он и дожил до весны 24-го года XXI века. Так вот именно в середине позапрошлого столетия в этом доме и снимала жильё семья драматурга Соловьёва, написавшего 27 пьес, четыре из которых были написаны в соавторстве с Островским. В советские годы в доме устроили коммуналку, а потом его расселили и приватизировали. В 2020-м, как мы уже знаем, дом даже признали выявленным объектом культурного наследия.
Однако позже дом не включили в реестр, и новая экспертиза, проведённая общественниками, доказывала неправоту отказа, обосновывая и материальную, и культурную ценность объекта. При таком подходе дом было необходимо включать в реестр, а значить, сделать с ним что-либо вредительское и злодейское после такого включения было бы невозможно. Например, влепить тут “илитку” или очередной офисный центр. Видимо, поэтому собственник выставил против документа экскаватор - перед ковшём бумажкой не помашешь.
Уверен, что последует реакция от властей, которые будут хмурить брови и говорить умные слова. Только дом уже не спасти. Общественники же бьют тревогу: процесс ликвидации объектов культурного наследия в Калуге поставлен на конвейер. Принцип прост: лишаем охранного статуса и сносим. Под вопросом на сегодня судьба ещё более четырёх десятков таких домов. Ну а идеи превратить дом Соловьёва в арт-кластер после реставрации ни власти, ни “девелоперов” особо не интересовали: жирный кусок в центре города был бы слишком большим подарком местным “хипстерам”.
Напоминаем вам, что вы можете поддержать наш канад на Бусти
Дорогие друзья! Наш канал проводит исследование по средствам индивидуальной мобильности, которые стали новой транспортной реальностью наших городов. Мнения о них порой полярны, поэтому мы просим вас помочь нам и пройти опрос