Многие помнят старый анекдот о попугае, который, устав от спора своего хозяина с таможенником, выразил согласие быть вывезенным из страны «хоть тушкой, хоть чучелом». Почему-то мне он вспоминается всякий раз, когда сталкиваюсь с каким-либо произведением, которое в школьную программу не входит, но оно таково, что дети просто обязаны с ним познакомиться, и не важно в каком формате это будет происходить – урок внеклассного чтения, включение этого произведение в календарно-тематический план при условии, что иллюстрационный материал к теме учитель подбирает на свое усмотрение, внеклассное мероприятие и т.п. То есть, если продолжать аналогию с попугаем, то здесь наоборот – «ввезти» любым способом. К таким произведениям отношу рассказ Рэя Бредбери «Вельд» и две его экранизации.
Конфликты между родителями и детьми существовали всегда. Часто причиной этих конфликтов становится непонимание между близкими людьми, которое может из простого недовольства перерасти в ненависть. Не нова и тема игромании, которая неоднократно освещалась в литературе. В «Пиковой даме» Пушкина главный герой, Герман, произносит фразу, которая для многих становится целью в жизни: «Что наша жизнь? Игра!». Во многих произведениях девятнадцатого и начала двадцатого века описываются игроманы из высшего сословия, которые проигрывали все свое состояние. В СССР игровой бизнес существовал подпольно, в криминальной среде, и нередко на удочку профессиональных картежников-катал попадались доверчивые люди, согласившиеся перекинуться в «дурачка», чтобы, например, скоротать время поездки.
Новое время приносит новые проблемы. Как положено «двум сторонам одной медали», вместе с пользой новые технологии принесли и вред. Все чаще люди стали обращать внимание на нездоровое отношение и пристрастие к компьютеру. Психологи (а иногда уже и психиатры) ставят компьютерную зависимость или игроманию в один ряд с алкогольной или наркотической. Проблема усугубляется еще и тем, что многие люди не видят в этом опасности, хотя пресловутые «танчики» доводят до белого каления членов семьи игромана, и легкомысленно относятся к игромании даже в тяжелых случаях.
Компьютерная зависимость может условно подразделяться на такие виды:
1. Игровая компьютерная зависимость (игромания).
2. Интернет-зависимость.
3. Зависимость от социальных сетей.
В любом случае компьютерная зависимость выражается в чрезмерной трате времени на компьютер, часто против воли зависимого. Сегодня зависимость от онлайн-игр является наиболее опасной из-за тех особенностей, которые присущи только online-игре. Кто-то играет в простые браузерные игры, кто-то – в более сложные. В недалеком прошлом – лет тридцать назад – с просьбой вылечить человека от компьютерной зависимости к врачам или вообще не обращались, или делали это очень редко. Сегодня ситуация изменилась: медики признали проблему, эффективные методики борьбы с такого вида зависимостями разработаны и постоянно совершенствуются, ведется работа психологов с зависимыми детьми, работа правоохранительных органов по выявлению тех, кто вовлекает подростков в «группы смерти», изучается воздействия на психику той или иной новой компьютерной игры. Однако, лечение не всегда приносит результаты, и в первую очередь из-за того, что главный источник проблемы – компьютер – в отличие от периода тридцатилетней давности, когда компьютеры только входили в обиход, теперь «подстерегает» на каждом шагу. Если дома компьютера не будет, ребенок легко найдет его в школе или у друзей. Часто дети осваивают компьютер или смартфон быстрее и лучше взрослых. Возраст активного пользования компьютером снижается. В этом плане показателен рассказ барда-врача Тимура Шаова на одном из фестивалей о том, как его младшая дочь (четырехлетняя на тот момент) подошла со словами «папа, у меня завис комплютель».
Игровая зависимость может развиваться с первого класса: ребенок идет в первый класс, ему покупают компьютер. Сначала он только делает домашние задания, «гоняет» по экрану карты, вскоре увлекается более сложными играми, ищет их в интернете, скачивает у друзей, игра увлекает, затягивает, для ребенка становится важным освоить новый уровень. Если сломался компьютер, игроман находится в расстроенном состоянии, может быть агрессивным с близкими и окружающими людьми. Взрослый человек в таких случаях начинает тратить все свои деньги на обновление программ, компьютерные приставки, новые игры, ребенок – с истериками «выбивать» все это у родителей, может украсть деньги у родственников. Независимо от возраста, игроманы не задумываются о своей личной жизни, о работе или учебе, их мир сужается до прохождения очередного уровня в игре. Таким образом, проблема, однажды возникнув, не исчезает, поскольку появляются все новые и новые игры, которые привлекают зависимых людей всех возрастов.
Проблема игровой компьютерной наркомании была предсказана американским писателем Рэем Брэдбери в рассказе «Вельд». Как известно, многое из того, что предсказывали писатели-фантасты, сбылось: появились подводные лодки, человек полетел в космос. Рэй Брэбдери, в частности предсказал современные социальные сети, наушники, плеер, круглосуточные банкоматы, автомобили с искусственным интеллектом, комнаты виртуальной реальности и новый вид игровой зависимости. Одна из знаменитых фраз писателя: «Люди просят меня предсказывать будущее, а я хочу всего лишь предотвратить его». Рассказ «Вельд» написан в 1950 году, то есть 70 лет с лишним назад. Существуют две экранизации этого рассказа – первая снята узбекской киностудией в 1987 году, вторая – одна из серий проекта «Театр Рэя Бредбери», который снимался в 1985-1992 годах на английском языке.
История возникновения рассказ описана в эссе «Пьяный за рулем велосипеда»:
«Вельд» - яркий пример того, что творится в голове, переполненной образами, мифами, игрушками. Как-то раз, лет тридцать тому назад, я сел за пишущую машинку и напечатал два слова: «Детская комната». Детская комната – где? В прошлом? Нет. В настоящем? Едва ли. В будущем? Да! Ладно, теперь надо понять, какой будет детская комната в будущем. Я начал печатать, выдавая словесные ассоциации с детской. В ней должны быть телевизоры, ряды телевизоров на каждой стене и на потолке. Когда ребенок заходит в такую комнату, он может крикнуть: Река Нил! Сфинкс! Пирамиды! – и они появляются на экранах, окружают его, в цвете, в звучании и – почему бы нет? - в восхитительно теплых запахах, выбирайте любое слово. Все это пришло ко мне за считанные секунды быстрого стука по клавишам. Комната уже есть, теперь надо туда поместить персонажей. Я отстучал персонажа по имени Джордж, привел его в кухню из будущего, где жена обернулась к нему и сказала: - Джордж, пожалуйста, посмотри детскую комнату. Мне кажется, она сломалась… Джордж с женой пошли по коридору. Я следовал за ними, печатая как сумасшедший, и не зная, что будет дальше. Они открыли дверь в детскую и зашли туда. Африка. Жаркое солнце. Стервятники. Падаль. Львы. Два часа спустя львы выпрыгнули из стен детской комнаты и сожрали Джорджа с женой, пока их околдованные телевизором дети сидели рядышком и пили чай. Конец словесных ассоциаций. Конец рассказа. Вся вещь – взрыв идеи – закончена и почти готова к отправке издателю за какие-то 120 минут.»
Действие происходит в «умном» доме, который избавил хозяев от всех забот. Обычная семья: папа, мама и двое детей – десятилетний Питер и восьмилетняя Вэнди. Самая лучшая комната – детская. Она может перенести по желанию в любую страну или сказку. Однако дети все время проводят в африканской степи – вельде, представляя, как львы расправляются с их родителями. То, что дети зациклились на какой-то кровавой сцене, родители понимают, и их это беспокоит. Вот как описывает Р. Брэдбери мысли отца:
«А эти львы. И запах крови. Удивительно, как точно детская улавливает телепатическую эманацию психики детей и воплощает любое их пожелание. Стоит им подумать о львах – пожалуйста, вот они. Представят себе зебр – вот зебры. И солнце. И жирафы. И смерть.
Вот именно. Он механически жевал пищу, которую ему приготовил стол. Мысли о смерти. Венди и Питер слишком молоды для таких мыслей. А впрочем, разве дело в возрасте. Задолго до того, как ты понял, что такое смерть, ты уже желаешь смерти кому-нибудь. В два года ты стреляешь в людей из пугача...»
Родители не могут найти с детьми общего языка. Брэдбери описал такие характерные черты игроманов, как лживость (дети, глядя на родителей честными глазами, «идут в отказ» - какие львы? Нет никаких львов), стремление вернуться к недоигранному моменту (из детской комнаты постоянно доносится рычание львов и крики, которые родителям почему-то кажутся знакомыми). Комната уже срослась с детьми, выполняет только их приказы, даже отец – хозяин дома – не может переключить комнату на Италию или Восток. Комната посылает родителям предупреждения – Джордж в один из визитов поднимает с пола собственный бумажник – измазанный кровью, со следами огромных зубов, в другой раз он находит окровавленный шарфик своей жены Лидии. Друг отца, врач-психиатр, видит причину в том, что комната заменила детям родителей и рекомендует им срочно покинуть дом, уехать в деревню, пожить «дикой» жизнью и… приводить детей к нему на консультации.
Вот как реагируют дети на решение родителей покинуть дом с комнатой-«игрушкой»:
«Дети были в истерике. Они кричали, прыгали, швыряли вещи. Они вопили, рыдали, бранились, метались по комнатам.
- Вы не смеете так поступать с детской комнатой, не смеете!
- Угомонитесь, дети.
Они в слезах бросились на диван.
- Ну, еще немножечко, на минуточку, только на минуточку! – кричали они…»
Дети умоляют родителей позволить им еще хоть раз посетить детскую комнату. Первой не выдерживает мама, отец поддается на ее уговоры и включает комнату «на одну минуту». В конце концов игра становится реальностью: дети заманивают родителей в детскую (не могут же мать и отец не отреагировать на отчаянный крик маленькой дочери), запирают их там, и комната на просьбе детей убивает родителей. Закричав от ужаса, родители понимают, почему крики, которые они слышали в последнее время, казались им знакомыми. Появившийся вскоре на пороге врач Дэвид Макклин видит в комнате детей, которые завтракают "на природе", а вдали – поедающих что-то львов. На вопрос, где родители, Вэнди предлагает чашку чая. И мы понимаем, что врач тоже не выйдет из этой комнаты.
Сюжет рассказа и, соответственно, авторский замысел в одноименных фильмах сохранены. Фильм, снятый узбекской киностудией, немного перегружен дополнениями из сюжетов других рассказов Брэдбери, но, возможно, это было сделано ради «подгонки» фильма под продолжительность полнометражной ленты. Серия англоязычного проекта «Театр Рэя Бредбери» снята в полном соответствии с рассказом. Хочется отметить режиссерские находки и игру юных актеров – наверное, трудно детям передать холодность, жестокость. В советском варианте Питер показан старше, чем в книге – это подросток лет 14-15, он мог бы считаться красивым, если бы не жесткое выражение лица. Хорошенькая нарядная Вэнди, стоя в «вельде» рядом с братом, без всякого выражения смотрит на происходящее, а тот только повторяет: «Убейте… убейте»… В момент гибели родителей из-под двери детской медленно вытекает поток крови, а маленькая девочка медленно отодвигается назад, чтобы не запачкать сандалики.
В английском фильме на детские роли выбраны дети не самые красивые внешне, а когда они лютуют из-за того, что отец отключил комнату, выглядят просто отвратительно. В заключительной сцене Питер, отхлебывая из чашки чай, смотрит, как вдали львы доедают его родителей, а Вэнди «встречает» врача, друга отца, который пришел, чтобы помочь с переездом. Починяясь мысленному приказу маленьких убийц, дверь за спиной врача захлопывается.
В нашей жизни пока нет таких домов, но подобный «вельд» уже существует: влияние компьютера, соцсетей, жестоких игр. Правила любимых игр переносятся в реальную жизнь. Во всем мире нередки случаи, когда дети убивают родителей, которые мешают им играть. На допросах они говорят, что хотели доиграть, а им не дали. Один из малолетних убийц расправился с матерью после того, как она отказалась оплачивать ремонт сломавшегося компьютера до тех пор, пока мальчик не исправит неудовлетворительные оценки. Многие не раскаиваются, и главный вопрос, который их беспокоит – есть ли в тюрьме компьютер. География преступлений расширяется, а возраст малолетних убийц снижается – 16-20-летние уже мало кого удивляют. В Кемерове суд приговорил 14-летниего подростка к четырем годам колонии за то, что убил старшую сестру, которая помешала ему в самый разгар игры – девушка попросила уступить компьютер на несколько минут, чтобы распечатать реферат.
12-летний мальчик из города Королева, убил своего родного отца, который, вспылив, перерезал провода компьютера и силой вытащил мальчишку из-за стола. Оставшись вне игры, тот схватил нож и одним ударом вонзил его отцу в сердце. В силу возраста он остался на свободе. Однако 1 сентября в школе родители устроили настоящий бунт: они были против того, чтобы рядом с их детьми находился убийца.
В США (штат Луизиана) 8-летний мальчик застрелил из отцовского пистолета бабушку после того, как «переиграл» в убийства в компьютерной игре Grand Theft Auto IV. В США эта игра продается с возрастным ограничением «М», что означает, что детям в возрасте до 17 лет нельзя в нее играть.
Несколько лет назад появились новые виды «игр», когда куратор дает подросткам ряд заданий, последнее из которых – покончить с собой или убить кого-то из близких. «Группы смерти» подключали к игре, заполонившей российские социальные сети, русскоязычных участников из других стран – Молдовы, Белоруссии, Болгарии, Польши, Румынии. Специалисты предсказывали, что, даже если с «синим китом» будет покончено, появится что-нибудь аналогичное, и несколько криминальных случаев одного типа уже заставляют насторожиться.
Таким образом, рассмотрев литературное произведение, его экранизации, сопоставив художественное «предсказание» об игровой зависимости детей с сообщениями средств массовой информации о криминальных случаях, связанных с подростковой игроманией, мы можем с уверенностью сказать, что рассказ Брэдбери «Вельд» и одноименные фильмы отражают современные проблемы, очень актуальны, а значит, преподаватели могут использовать их во время бесед для детей и родителей о вредном влиянии некоторых технических достижений.
-----------------------------------------------------
Брэдбери Р. Вельд. Рассказ //http://raybradbury.ru/library/story/50/20/1/
Брэдбери Р. Пьяный за рулем велосипеда,
https://www.livelib.ru/work/1000321596-veld-rej-bredberi
Художественный фильм «Вельд» (1987 г.)
Проект "Театр Рэя Брэдбери. Серия 29. "Вельд"
При использовании материала ссылка на канал обязательна
Дорогие друзья!
Пишите отзывы в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь!
От вас зависит развитие канала.