Сидя на диване с чашечкой чая в руке, трудно представить, на что способны люди, попавшие в чрезвычайные обстоятельства. И как на самом деле тонок налет цивилизованности даже у самых приличных, на первый взгляд, людей.
Особенно жуткие случаи происходили в море – это огромное, непокоренное пространство и грозная стихия. Море и в наше время остается опасной, и по сути, неблагоприятной для жизни человека средой.
- В 1727 году в Англии ходили глухие слухи о моряках с затонувшей в Атлантике галеры «Лаксборо». Несколько человек команды в течение двух недель спасались посреди океана в маленьком шлюпе. И, поскольку съестные припасы и вода кончились у них уже в первые дни, им удалось выжить только за счет поедения тел умерших товарищей.
- В июле 1737 года британский «Журнал джентльмена» опубликовал материалы допроса Томаса Томпсона и Саймона Маккроуна – моряков, ставших единственными выжившими членами экипажа судна «Мэри», перевозившего рабов по маршруту в Гвинею из Лиссабона. В январе 1736 года их подобрали в море и доставили на Барбадос. Там они под присягой дали подробные показания и рассказали, что корабль по пути дал течь. Откачать воду матросам не удавалось, поэтому команда сняла цепи с большей части невольников, чтобы заставить их откачивать воду. Тем не менее, спасти судно не удалось – корабль затонул. Спаслись на одной из шлюпок лишь восемь человек – пять матросов и трое рабов. Еды и воды в шлюпке не было, и люди быстро начали умирать. Двое выживших спаслись, потому что не побрезговали телами уме*рших. Так эти двое изложили свою историю. Им предпочли поверить.
- Совершенно чудовищный случай произошел в 1816 году. Всего 13 дней понадобилось пассажирам и команде севшего на мель французского фрегата «Медуза», чтобы дойти до смертоубийства и поедания плоти ближнего своего. При том, что вообще-то люди могут обходиться без воды до 7 дней, а без еды – месяц. И это – медицинский факт. В оправдание несчастных можно сказать только, что все эти люди – а их было 147 человек - пытались спастись на плоту, построенном наспех. Капитан, посадивший «Медузу» на мель у берегов Мавритании был непрофессиональным моряком и просто сбежал на шлюпе с командой приближенных, бросив всех остальных на произвол судьбы. Можно представить, что творилось на маленьком плоту, на котором оказались вместе более 100 незнакомцев, перепуганных и неподготовленных к выживанию в море. Не выдержав мук, некоторые покончили с жизнью добровольно, некоторые были убиты своими товарищами по несчастью. Самые хищные выжили, поедая мерт*вецов. Из 147 человек спаслись в итоге только 15, да и то пятеро умерли уже после того, как были доставлены на сушу. Нечеловеческие страдания спасшихся с «Медузы» чрезвычайно впечатлили французов. Художник Теодор Жерико даже написал картину «Плот «Медузы» - и она до сих пор пугает публику в Лувре. Чтобы понять – чем, достаточно присмотреться к деталям.
- В 1820 году в Тихом океане китобойное судно «Эссекс» было потоплено огромным кашалотом. Пара десятков человек команды, не пошедших ко дну вместе с судном, спасались на небольших китобойных лодчонках в течение почти 3-х месяцев. После их спасения было проведено официальное расследование, показавшее, что семеро членов команды после своей смерти были съедены остальными, но после первых каннибальских опытов выжившие съели еще двоих. Их принесли в жертву уже осознанно, но, как поясняли спасшиеся, эти жертвы были выбраны жребием. История с «Эссексом» вдохновила американского писателя Генри Мелвилла на создание его знаменитого романа о китобоях «Моби Дик». Книга была опубликована спустя 30 лет, в 1851 году.
- 16 октября 1918 года возле берегов острова Гуам во время страшной бури молния ударила в американский деревянный пароход «SS Думару» и сожгла его. Помимо того, что сам корабль был построен из дерева, он вез легковоспламеняющийся груз – бензин и динамит. Это был первый рейс несчастливого корабля, и в нем он и погиб. Останки судна пошли ко дну, а части команды удалось спастись на трех шлюпах.
Буря раскидала шлюпы в разные стороны. Один из них благополучно добрался до суши за 9 дней. Но две остальные шлюпки скитались по морю больше трех недель. Один из шлюпов, на котором оказалось больше людей, попал в самую трагическую ситуацию, потому что припасы еды и воды закончились на нем быстрее. Из 32 человек на нем выжили только 14.
Спустя много лет эти люди рассказали, как им удалось выжить. В 1930 году в Америке вышла книга Лоуэлла Томаса «Крушение Думару: история каннибализма». В ней были опубликованы показания бывшего помощника инженера с «Думару». Изложенная им версия подтверждается показаниями выживших, которые были записаны в архивах ВМС Филиппин, которые спасли этих несчастных после месяца скитания по морю.
Согласно этим сведениям, в спасательном шлюпе, где было больше всего людей, дневной паек составлял половину стакана воды и 1 морскую галету в день. На 17-й день галеты в шлюпе кончились. На 18-й день четверо умерли. Один из этих четверых якобы попросил моряков съесть его тело после смерти. Оставшиеся в живых так и поступили. Они прополоскали мясо в соленой воде и сварили его в канистре из-под керосина. Поначалу им пришлось преодолевать отвращение к подобной пище, но уже на следующий день они смогли съесть больше, и еда им понравилась. В конце концов это был единственный способ спасти жизни, а быть съеденными своими товарищами ничем не хуже, чем стать кормом для акул.
И все-таки страшнее голода была жажда. Несчастных окружали миллионы литров воды, но пить соленую воду нельзя: она не утоляет жажду, а чтобы вывести излишнюю соль из организма, тело человека затрачивает еще больше жидкости, что приводит к более скорому обезвоживанию. Те, кто пытались пить соленую воду, умирали быстрее. Умирать от жажды посреди пустыни – еще туда-сюда. Но умирать посреди океана – это сводит с ума.
Может быть, именно поэтому случаи каннибализма среди моряков были так распространены.