Найти тему
Моя страна Россия

Платье в горошек, клетку, полоску, цветочек

Оглавление

У женских нарядов есть расцветки на все времена. Каждая женщина выбирает не только фасон, но и узор — именно рисунок на платье помогает создать желаемый образ.

Платье в горошек

Горошек... Этот узор словно создан самой природой, рассыпавшей из стручка круглые горошины. Кажется, что этот простой принт издавна присутствовал в женской одежде, но появился он сравнительно недавно — в середине XVIII
века.

-2

Швейцарский горошек. Родиной этого популярного узора является Швейцария. Именно здесь впервые стали производить набивной полупрозрачный батист с рисунком в мелкую крапинку. Новинка пришлась по душе многим дамам. В конце XVIII века швейцарский горошек стал идеальной тканью для легких струящихся платьев с завышенной талией в стиле ампир.
Если изначально наряды в горошек могли себе позволить лишь состоятельные
люди, то с развитием текстильных технологий и появлением машинного производства в горошек стали одеваться и небогатые сословия, о чем свидетельствуют дошедшие до нас фото, датированные второй половиной XIX века. Правда, это был уже не батист, а недорогая хлопчатобумажная ткань. Да и сам швейцарский горошек со временем видоизменился: появился вышитый и вытканный узор и, кроме однотонного, разноцветный горошек.

-3

Польская точка и маленькие луны. Разнообразны не только варианты узора, но и его названия в различных странах. К примеру, в Англии и Америке этот принт называют polka dot («польская точка»). Произошло это название от танца полька, получившего большую популярность далеко за пределами Польши. Схематичное изображение танца представляло собой множество точек на бумаге, и, вероятно, поэтому узор в крапинку так и стали называть: polka dot. В немецком языке гороховый принт получил название thalertupfen, так как по размеру и форме напоминал монету талер, а в сербском — туфне (точка, пятно). Самое романтическое название узору дали испанцы: маленькие луны. Оно связано с особенностью костюмов цыганок (цыгане перекочевали в испанскую Андалусию в XV веке). Они нашивали на свою одежду маленькие круглые зеркала, считавшиеся символами луны, чтобы защитить себя от сглаза.

В XX веке узор в горошек активно набирает популярность, причем кино и шоу-бизнес играют в этом не последнюю роль.
-4

1950-е годы принесли принту наибольшую популярность: его носят звезды первой величины и простые домохозяйки. Им украшают не только платья, блузки и юбки, но и сумочки, шляпы и зонтики. Мэрилин Монро на фото 1951 года демонстрирует популярный в то время купальник в горошек.
Особую страсть к этому узору питал Кристиан Диор. Он придал платьям
в горошек новое звучание, превратив их в образец элегантной классической
одежды. Ив Сен-Лоран предложил свое прочтение традиционного принта —
сочетание в моделях горошка совершенно разных размеров.

-5

В Советском Союзе дизайнеры также не оставляли гороховый принт без внимания. В первой половине 1960-х годов один из советских художников, работавший на Киевском шелковом комбинате имени В. Вовченко, получил золотую медаль за белый крепдешин в горошек разной величины.

-6

В последующие годы в мире моды появилось немало коллекций одежды и аксессуаров в горошек. Они связаны с именами таких известных дизайнеров, как Каролина Эррера и Эммануэль Унгаро. Свою лепту в популяризацию принта внесла британская королевская семья. Королева Елизавета II неоднократно появлялась на публике в платьях, костюмах и шляпах polka dot. В гардеробе принцессы Дианы также было немало нарядов в горошек разного цвета и размера. Эту любовь к принту поддержала и Кейт Миддлтон.

-7

Третье столетие узор в горошек украшает дамское платье и остается по-прежнему актуальным и любимым. Секрет такой популярности неудивителен: ведь этот незамысловатый принт в разных своих вариациях позволяет выглядеть по-новому: легкой и взбалмошной девочкой или нежной и романтичной девушкой, страстной танцовщицей фламенко или элегантной и сдержанной леди.

Платье в клетку

Это универсальный предмет гардероба. Его можно надеть и на работу, и на романтическое свидание. Клетчатые ткани находили при раскопках в Египте: в саван с этим рисунком была обернута одна из мумий. Клетчатые тоги носили римские патриции, а клетчатые кимоно — японские самураи. У наших далеких предков также была одежда в клетку — достаточно вспомнить традиционную русскую поневу.

-8

Клетчатая ткань является классикой, и это один из самых широко распространенных рисунков, вариантов которого немало. В Национальном музее Шотландии в Эдинбурге хранится лоскуток самого древнего тартана (это слово означает «рисунок» или «цвет местности»), а первое упоминание о традиционной клетчатой шотландской ткани относится к 325 году нашей эры. Для производства тартана в прошлом использовали шерстяные нити, окрашенные полученными из растений экстрактами. В различных местностях природные красители отличались, благодаря чему у каждого шотландского клана появился тартануникальной расцветки.
Самым знаменитым на сегодняшний день является Royal Stewart (с красной
основой и нитями зеленого и синего цветов) — личный тартан королевы Ели-
заветы II. На сегодняшний день в специальном реестре присутствует уже несколько тысяч видов тартана. Изначально шотландка шла на шитье килтов и пледов, которые носили шотландские горцы. Когда и как она появилась в женском гардеробе, точно сказать невозможно. Но уже в XIX веке клетчатые платья были в гардеробах модниц, о чем свидетельствует один из дошедших до нас дамских нарядов, относящийся к 1850 году. Платье пошито из яркой красно-зеленой ткани, напоминающей тартан, только по размеру клетка гораздо крупнее.
Шаг за шагом ткань в клетку становится вполне привычным материалом
для шитья повседневной удобной женской одежды. И все же пик популярности ее приходится на следующее столетие, а именно на 60-е годы XX века. Платья из клетчатой ткани мелькают не только на зарубежных подиумах. В гардеробах советских модниц клетка также занимает достойное место.

-9

В конце 50-х годов прошлого века мода в СССР теряет оттенок «буржуазного пережитка», чему во многом способствовала эпоха хрущевской оттепели. В 1957 году в Москве впервые проводится Международный конгресс мод, одним из организаторов которого стал Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком Мосту. А в 1959 году первый модный капиталистический дом попадает за железный занавес: двенадцать моделей под руководством Ива Сен-Лорана, возглавлявшего Christian Dior в тот период, прилетают в Москву. Они одеты в соответствии с последними тенденциями парижской моды — в платья прямого силуэта с выраженной талией.

-10

А что же предлагала в это время советская мода? Судить о ней по фотосъемке
упомянутого события не стоит. На тех фото мы видим простых женщин в мешковатых ситцевых платьях, но если полистать старые семейные альбомы наших мам и бабушек, мы обязательно найдем платья «как у Гурченко» или напоминающие их.

-11

В то время Европа уже относила предложенный Кристианом Диором в 1947 году женственный стиль new look, а в СССР он пришел почти с десятилетним опозданием. Зато сразу же после выхода на экраны комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» модницы оделись в такие же платья, как у героини фильма. Все помнят наряд, в котором она исполняла песенку «Пять минут», и черное платье с муфтой, но не менее очаровательным было и платье из тартана: с расклешенной юбкой, вставкой из капрона и пышными рукавами-фонариками. Именно его чаще всего копировали девушки. Это яркое доказательство того, что платье в клетку может быть не только повседневным
и деловым, но и нарядным. Кстати, для одежды главных героев фильма и массовки было использовано десять видов различной клетчатой ткани.
Активно ворвавшаяся в повседневный и нарядный гардероб клетка не сдает свои позиции и в последующие десятилетия. Правда, крой платьев кардинально меняется. В 60-е годы ХХ века становятся популярными клетчатые шерстяные сарафаны и платья без рукавов, которые носят поверх блузок или трикотажных водолазок.

Невозможно забыть клетчатое платье, которое вот уже почти сорок лет служит образцом элегантной классики, — наряд Алисы Фрейндлих, превративший героиню «Служебного романа» из «мымры» в эффектную и стильную женщину.
-12

В 1970-е после бума мини в моде появляются платья в пол с юбкой солнце-клеш, в том числе и из ткани в клетку. Особенность моделей — крупная клетка яркой расцветки. В 1980-е клетка остается по-прежнему популярной, но меняются фасоны платьев: длина юбки доходит до колена, много внимания уделяется деталям — воротнику, манжетам, карманам, которые делают либо белыми, либо в основной тон ткани.

-13

Платье в полоску

История одежды в полоску примечательна контрастами, как и сам этот узор. Узкая и широкая, продольная, поперечная или диагональная, однотонная и разноцветная — такая разная полоска прошла довольно длинный и непростой
путь, прежде чем получила право украшать дамское платье.
Отношение к полосатой ткани у разных народов и в разные исторические периоды неоднозначно. Она была в особом почете в Древнем Египте, присутствуя на головных уборах фараонов и воротниках-ожерельях воинов, жрецов и чиновников.
Разноцветные полосы украшали наряды славянок. Использовалась для пошива одежды и пестрядь — ткань в разноцветную полоску, которая получалась тогда, когда у ткачих заканчивалась пряжа, а достать такую же было невозможно, и пото-му в ход шли нитки другого цвета.
А вот в средневековой Европе за полосатой тканью утвердилась дурная слава. Одежду в полоску там носили отщепенцы и нарушители нравственных устоев: проститутки и еретики, шуты, палачи и прокаженные.

-14

В женский гардероб полоска входила постепенно. В начале XVII века этот узор использовали для деталей отделки. И лишь с середины XVIII века приходит мода на платья в полоску. В дамском журнале за 1866 год мы находим подробное описание модных тенденций того времени: «Полосатые платья по-прежнему в моде. Зимой на них почти не было отделки, но в последнее время появились способы их приукрасить. Подол полосатой юбки теперь окаймляют широкой лентой из полосатого шелка того же цвета, что и платье, но полоски на ней намного шире, чем на платье».
Полоска становится столь популярной, что дамы порой не успевают за измен-
чивой модой: еще вчера была актуальна черная полоска, а сегодня — голубой шелк с белой полосой. Только они пошили платья в горизонтальную полоску, как в моду вошла вертикальная.
В начале XX века полоска приобретает новое звучание в женском гардеробе.
В большей степени она используется не для платьев, а для спортивной одежды
и купальных костюмов. Тельняшки моряков вдохновили Коко Шанель на создание в 1917 году «морской» коллекции одежды. С ее легкой руки они быстро превратились в модный элемент дамского гардероба, и в 30-е годы прошлого века полосатые топы достигли пика своей популярности.

-15

Первый пик моды на полосатые платья в ХХ веке пришелся на 50-е годы. В то время были популярны наряды в узкую вертикальную полоску, но наиболее удачно смотрелись полосы, расположенные под углом. Расклешенные юбки с таким узором выглядели очень эффектно. В моде того времени также присутствует черно-белый полосатый принт, уже считающийся элегантной классикой.

-16

В 1960-е годы на первый план выходят наряды в широкую горизонтальную
полоску. Впрочем, в десятилетие, когда геометрические узоры лидировали, полоска не могла ограничиться только одним вариантом.

-17

Поэтому со страниц модных журналов не сходят модели с самыми разными полосами по ширине, под разными углами, в разных комбинациях рисунка. В платьях полоска сочетается с другими узорами: горошком, клеткой и даже флористическими.

-18

1970-е годы подарили нам двухцветные и разноцветные полоски. Именно такие
украшали наряды в стиле хиппи.
В 1990-е мода вспоминает о наследии Коко Шанель и активно развивает мор-
скую тему. Платья из трикотажа в полоску — преимущественно синюю и красную — с отложными воротничками и широкими поясами активно мелькают на подиумах. Фаворитом моды также становится рисунок, в котором полосы идут зигзагом.

«Хорошая девушка Лида», которую играет Наталья Селезнева в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», одета в платье-халат в разноцветную полоску с коралловыми пуговицами. Это очаровательное платье-юность, простое и милое, как и сама героиня.

Платье в цветочек

Это настоящее тайное оружие женщины. Словно наполненное колдовской магией трав и цветов, оно превращает его носительницу в сказочную фею, очаровывает и обезоруживает сильный пол, дарит женщине обманчивую внешнюю беззащитность и наделяет ее при этом необыкновенной внутренней силой.

-19

Появление флористического узора неразрывно связано с орнаментальным искусством, в котором каждый элемент рисунка был наполнен
глубоким содержанием. Символы, олицетворяющие плодородие и достаток, оберегающие от злых духов, дающие силы и здоровье, — эти магические узоры со временем практически утратили свой первоначальный сакральный смысл и стали проявлением творческого, художественного начала.
Тенденция изображать цветы на одежде зародилась в Азии, где была широко
распространена роспись по тканям. А женщины в Древней Руси украшали свою одежду вышивкой, и цветочный рисунок был одним из наиболее часто встречающихся.
Популярность японских шелков, экспорт которых во Францию был налажен
в XVIII веке, способствовала тому, что цветочный принт занял важное место
в женском гардеробе. Он идеально вписался в стиль рококо, требующий богато декорированных туалетов. Моду в ту эпоху диктовали маркиза де Помпадур
и Мария-Антуанетта, которые не обошли вниманием и флористические узоры.
Для своих нарядов они выбирали цветочные ткани со сложным, затейливым рисунком: крупные цветы в окружении более мелких, цветочные гирлянды.

-20

А вот в XIX веке пальма первенства в популяризации флористических принтов
переходит к Англии. Любовь к этому узору, взятому из природы, возникла не на пустом месте. Еще в первой половине XVIII века британский дизайнер по текстилю Анна Мария Гартуэйт подарила соотечественникам огромное количество рисунков для шелковых тканей. Ее работы существенно отличались от флористических узоров, распространенных во Франции. В то время как французские ткани характеризовались фантазийным цветочным принтом, в дизайне Гартуэйт преобладали мелкие натуралистичные цветы и маленькие букетики, разбросанные по светлому фону. Такой дизайн неразрывно связан с развитием английской ботанической иллюстрации. Традиции, заложенные знаменитой соотечественницей, в середине XIX века станет развивать английская компания по производству текстиля Liberty.


Хотя цветочный узор, впервые появившись на женском платье, уже никогда больше его не покидал, мода изменчива и капризна, и потому флористический рисунок не всегда был ее фаворитом. В конце XIX века он надолго уходит на второй план. Эпоха ар-нуво и ар-деко, стеклярус, бахрома, меха, эмансипация и вызов — все это не сочеталось с романтичностью и женственностью, с которыми неизменно ассоциируется цветочный рисунок на платье.
В истории моды цветочный бум начинается в 30-е годы ХХ века. Натуралистично изображенные розы, ромашки, маки, васильки, незабудки и хризантемы вновь расцветают на дамском платье, принт становится остромодным и возвращает женщине данные ей природой нежность, скромность, мягкость.
Хотя этот тренд являлся мировым, платье с цветочным рисунком станет олицетворением в первую очередь советской моды 1930-х годов. Крепдешиновое платье в цветочек — это и платье-образ, и платье-эпоха. Это и символ советской женщины, и символ определенного исторического периода. Отрезные по талии, с расклешенной юбкой, легкие крепдешиновые платья сами напоминали распустившийся цветок. Цветочный принт был понятен и близок каждой женщине, он был органичен, в отличие от авангардистских рисунков 1920-х годов с серпами и молотами, тракторами и комбайнами, которые наносили на ткани и предлагали шить из них женскую одежду. От очередного «перекоса» молодая советская мода, которой по сути и не было, спасается цветочным узором, насчитывающим несколько столетий.
В основном актуальны платья в мелкий или средний цветочек, а в качестве фонового используют серый, черный, бордовый или синий цвет. Таким образом, блондинки и брюнетки, шатенки и рыжие — все могут подобрать расцветку, которая им идет. Может, и в этом тоже секрет популярности данного наряда? Все в платье с цветочным рисунком, но на каждой оно смотрится по-особому.
Немаловажна и ткань, которую использовали для таких нарядов. Самыми популярными в то время были креп-жоржет, крепдешин, файдешин, шелк, муслин, маркизет, меркаль. Чаще всего нарядные платья шили из крепдешина. Именно он вошел в историю моды как неизменный материал для платья с цветочным рисунком. Натуральный крепдешин с приятной, чуть шероховатой поверхностью не мнется, «дышит», он одновременно и плотный, и очень легкий — идеален для платья в цветочек.

Ко второй половине 1930-х годов цветочный принт в женской одежде по-прежнему популярен, но характер рисунка меняется: он становится более крупным, не так тщательно прорисованным, более динамичным. Цветы словно разлетаются и кружатся по ткани.
В последующие годы платья в цветочек не теряют своей актуальности, меняются лишь их фасоны и стилистическая подача. Стиль милитари не мог не наложить свой отпечаток на женскую моду, и на фото 1940-х годов мы видим пиджаки с подкладными плечами и такого же фасона пальто, которые надеты поверх цветастых платьев. Два десятилетия слились в одном образе, объединив несовместимое: женственность и мужественность, нежность и грубость.
Достать отрез ткани на платье в сложные послевоенные годы было непросто.
В магазинах выстраивались огромные очереди, часто возникала давка. Иногда
доходило до абсурда. Если продавалась только одна ткань, женщины ее раскупали и шили одинаковые платья по моде того времени. Так и ходили в одинаковых нарядах, но это никого не смущало. В любые времена женщине хочется быть красивой. А что как не платье делает ее такой?

-21

Новый всплеск цветочной моды пришелся на 1960-е годы прошлого века. На мини-платьях А-образного силуэта появились разноцветные флористические
узоры, но характер рисунка существенно отличался от того, что был ранее. Чаще всего цветочный принт напоминал детский рисунок гуашью — крупные и сред-
него размера «мультяшные» цветы, по технике близкие к наиву (naive art).

-22

70-е годы прошлого века внесли свой вклад в популяризацию флористической темы в женском платье. Началась мода хиппи, одним из главных идеологических посылов которой были близость к природе и свобода. Хиппи часто называли «дети цветов» из-за их девиза “Flower power” («власть цветов»). Девушки вплетали цветы в волосы, дарили их прохожим, вставляли в дула оружия полицейских и солдат, заявляя таким образом о своем пацифизме. Они носили длинные платья и юбки из натуральных тканей в мелкий цветок.

-23

Меняются времена, меняется мода, но платья с цветочным рисунком никогда не покинут женский гардероб. Устав быть сильными, мы достанем из шкафа или сошьем новые трогательные и милые «сарафаны и платья из ситца» с мелким или крупным цветочным рисунком и, возвратившись к своим природным истокам, сделаем мир вокруг себя ярче, светлее, красивее и романтичнее.

Из книги Ирины Кононовой "Женское платье. Модная история. Россия. Век ХХ"

#платьевгорошек #платьевклетку #платьевполоску #платьевцветочек #рисунокплатья