Стела окуневской археологической культуры скотоводов бронзового века (конец III – начало II тыс. до н.э ) много веков стояла в степях Хакасии. Она привлекала внимание местных жителей и случайных путешественников, о ней знали, ей поклонялись, но специально не исследовали.
По форме это - «саблеобразная» стела 3,5 метра высотой, но кому принадлежит загадочная личина?
Ученые трактуют её как образ женщины-прародительницы и покровительниц рода или изображение солнечного божества. Возможно, она связана с культом духов-хозяев мест и шаманством. По одной из версий, это ось мироздания – воплощение Мировой горы, в структуре которой зашифрованы основные элементы космического устройства, где лик изображает Первосущество, давшее начало Миру. В XIX – начале ХХ века оно являлось объектом поклонения местного населения; хакасы называли его Апсах оба («Каменный старик»).
Существует легенда, что немецкий исследователь Даниэль Готлиб Мессершмидт прогневал идола и был наказан именно этим изваянием.
Мессершмидт впервые увидев изваяние летним днём 1722 года и сразу заявил, что уже вечереет, а он не хочет терять драгоценное время и останется с идолом на всю ночь, - переночует у подножия «Каменного старика» и окончит свой рисунок на рассвете. Компанию ему никто составить не решился.
А немецкий доктор хоть и не струсил, но, возможно, разгневал идола. И оттого стал на редкость неудачлив - новый двор в Петербурге отказался выдавать жалованье и издавать труды, он вернулся в родную Германию нищим ипохондриком, а коллекции его все погибли: какие утонули при кораблекрушении (сам ученый на удивление выжил), а какие — в пожаре, случившемся в Кунсткамере в 1747 году. Последнее правда, случилось через 12 лет после смерти Мессершмидта.
Рассмотреть лик и задобрить божество на «Бирской стеле» можно будет с 18 мая на выставке «Сны Сибири» во Владивостоке.