На днях я вам рассказывала о том, какие шедевры русского художественного серебра можно увидеть в Красной гостиной музея Фаберже (ссылку дам в конце этой статьи).
Но в Петербурге все музеи находятся в старинных особняках и дворцах, и их история тоже заслуживает внимания! Музей Фаберже находится во дворце Нарышкиных-Шуваловых, о нём и пойдет рассказ.
Шуваловский дворец ведет свою историю с 1820 года. Представили, сколько лет ему лет? Сколько сменилось поколений петербуржцев, петроградцев, ленинградцев и опять петербуржцев! Сколько событий "видели" дворцы Петербурга! Эх, если бы они умели "рассказывать"!
Нашла вот такое изображение Шуваловского дворца. Не знаю, заметите ли вы, как "просело" здание? Посмотрите на современное фото и на эту картину - окна первого этажа находятся намного выше. Интересно, почему?
Красная гостиная, о которой я хочу рассказать, раньше называлась Нарышкинской.
Почему в названии дворца звучат сразу две знаменитые российские фамилии?
Всё просто – это дела наследственные. Дочь Льва Александровича Нарышкина Софья вышла замуж за Петра Павловича Шувалова.
Его дочь Софья, по мужу Шувалова.
Их сын Павел Петрович и был последним владельцем дворца до национализации 1918 года, точнее, его жена, но обо всём по порядку.
История дворца в советское время мало чем отличается от судьб других дворцов города – сначала здесь сделали Музей быта, потом разместили различные организации и конторы.
Читала, что содержание дворцов - это очень затратное дело, и созданные в них в советское время музеи доходов не приносили. Как оказалось, недвижимость надо содержать, вкладывать в неё деньги и силы! И Музеи быта стали постепенно закрывать.
В 1925 году здесь разместили Дом печати, а произведения искусства из дворца передали различным музеям. Потом дворец стал домом для Союза писателей СССР, позже Домом инженерно-технических работников.
Во время Великой Отечественной дворец сильно пострадал.
В 1965 году, уже после реставрации, дворец сделали Домом Дружбы и мира.
В 2006 году Шуваловский дворец передали в аренду с условием не только платить арендную плату, но и привести его в порядок. Даже не знаю, что дороже? Платить аренду или провести реставрацию дворца?
Что же стало с последними владельцами дворца, я имею ввиду тех, до 1918 года?
Павел Петрович Шувалов скончался в 1902 году в возрасте 55 лет. Хозяйкой дворца стала его жена княжна Елизавета Владимировна Барятинская. Брак Шуваловых был бездетным.
Последний, самый запомнившийся бал сезона 1906—1907 года, давала Бетси Шувалова, урожденная княжна Барятинская, очаровательная женщина, неистощимая на выдумки.
Став вдовой, Елизавета Владимировна, которая обладала огромным состоянием, устраивала балы, которые обсуждались всем Петербургом! По её мнению:
Старость - это просто свинство, это шутка Бога, который позволил мне дожить до такого возраста. Страшно, когда тебе 80, а в душе восемнадцать, и ты восхищаешься стихами, музыкой, живописью, а тебе уже пора в землю. Ничего я не успела, а жизни скоро конец.
Но она не только веселиться любила, дама имела деловую хватку и отлично управляла своим состоянием до 1917 года.
После революции она эмигрировала во Францию, куда до этого вывела часть своего состояния, поэтому ни в чем не нуждалась до самой смерти, еще и была в состоянии помогать русским эмигрантам.
Кто бы стал наследником Елены Владимировны и соответственно, этого дворца?
Павел, муж Елены Владимировны был единственным сыном графа Петра Петровича Шувалова, но кроме него в семье были еще 5 дочерей, трое из которых дожили до 30-х годов 20 века в эмиграции:
- Ольга, старшая дочь Шуваловых - жена князя Александра Долгорукова, в 1919 году в возрасте 72 лет эмигрировала с внучкой на Мальту на английском крейсере «Мальборо»;
- Софья, жена графа Александра Бенкендорфа, после смерти мужа в 1916 году переехала в Англию, где скончалась в 1928 году;
- Елена – жена графа Андрея Бобринского, умерла во Франции в 1932 году.
Так что, последней хозяйкой Шуваловского дворца была графиня Елизавета Шувалова, что было бы после неё сегодня гадать уже ни к чему.
Возвращаюсь к Красной гостиной дворца.
Интерьер этого небольшого зала создали два архитектора – Бернар де Симон и Рудольф Богданович Бернгард.
Бернар де Симон швейцарский подданный работал в Петербурге до 1850 года. Известен он был как любимый архитектор знаменитых и богатых семей. Это он создал особняк Нарышкиной, дворец Шуваловых о котором я веду речь, а кроме того реконструировал и создал интерьеры Юсуповского дворца на Мойке.
На своде и в наши дни можно увидеть изображение герба рода Нарышкиных.
Отделка панелей и зеркальных рам сделана из темного орехового дерева.
При старых владельцах, до революции 1917 года, в это гостиной была представлена испанская живопись. С тех времен остались вставки «Христос и два апостола» и «Шесть тосканских поэтов», среди которых портрет Данте Алигьери.
Закончу фотографиями серебряной посуды, которую сегодня можно увидеть в Красной гостиной.
А это, та самая статья об этой уникальной серебряной посуде.