Вычеты из зарплаты в том или ином виде практикуют все торговые организации, из-за них реальная зарплата намного меньше заявленной. И хотя штрафы или вычеты запрещены Кодексом, но у ИПшников они процветают до сих пор - кто-то ж должен убытки покрывать:) По старой традиции у хозяина всегда работник виноват.
Я никогда раньше не работал в торговле, поэтому этот факт меня неприятно удивил. И так зарплата небольшая, а если еще и вычеты не поймешь за что, по крайней мере не за свои косяки, то энтузиазм добросовестно работать совсем пропадает.
Значит, кто-то накосячит по невнимательности или просто сворует, а платить должны все?!!! Круговая порука в торговле мне не нравилась.
История с Димой, которого сделали крайним при недостаче в конце дня, сильно меня напрягла. Но, как бы там ни было, из всего этого я сделал вывод: спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Наша директриса годами практиковала вычеты из зарплаты за недостачу, пересорты или просрочку. Она не собиралась разбираться в причинах и персоналиях, проводить внутреннее расследование и выявлять виновного.
У нее было глубокое убеждение, что продавцы нормального обращения не понимают. А как только накажешь рублем, так сразу начинают шевелиться и головой думать. Уверен, она не одинока в своих убеждениях.
Мне совсем не хотелось платить за чьи-то грешки, поэтому, засучив рукава, я стал досконально изучать вопрос - как же избежать всех этих несправедливых вычетов.
Отчего, например, образуется просрочка? Как правило, из-за того, что товар не был вовремя продан. Продавцы считают, что их вины в этом никакой нет. "Что мы можем сделать, если этот товар не востребован?"- рассуждают они.
Никто из продавцов у нас не мог ответить на вопросы о сроках годности товаров, даже не читали, что именно пишет производитель на упаковке. Если покупатель спросит - возьмут товар в руки и тогда "неожиданно" выясняется, что он уже того... просрочен! Оказалось, что в магазине не выработана система постоянного контроля за сроками годности, а это уже вопрос к руководству.
Стал копать в Интернете и обнаружил, что этой проблеме, как говорится, сто лет в обед. Продуктовые сети уже давно решают эту проблему списанием. А как же быть с промышленными товарами? И тут, как оказалось, нет проблем - тоже можно списать. И если грамотно все оформить, то даже есть возможность получить налоговый вычет или что-то в этом роде. Надо только грамотно все сделать, а не трепать нервы своим работникам.
Но многие ИПшники не хотят напрягаться и идут по самому простому пути - в форме принудительного выкупа просроченного товара работниками.
Я вначале попытался найти решение проблемы в своем отделе. По своей инициативе проводил проверки сроков перед каждым новым завозом товара. По результатам составил таблицу-напоминалку и повесил себе на видное место, чтоб всегда была перед глазами. Глядя на напоминалку, из множества банок краски, уже не буду хватать первую попавшуюся, а вначале продам те, сроки годности которых уже приближаются. Это ж элементарно, но почему-то никто этого не делал.
И надо же, увидев мою "шпаргалку" на стене, директриса заставила всех делать такие же проверки. Я никак не мог понять, как это хозяйке не пришла в голову такая же идея раньше?
Женщины были возмущены лишней работой, а за глаза стали считать меня "засланным казачком", который метит в старшие продавцы. Вот уж смешно, я новичок в торговле, пришел в магазин перекантоваться в трудные времена, потому что другой подходящей работы не нашел. Ни опыта, ни специального образования, какой из меня старший? Я боялся всего, не хотел вылететь с работы, вот и перестраховывался. Почему-то надеялся, что постоянный контроль и учет уберегут от многих неприятностей.
Да и занудство мое, желание во всем разобраться, покоя не давало, я перфекционист по натуре. Уж если работать, то так, чтоб не краснеть, стыдно мужику с седой головой "тычки" от женщин получать.
Видя, что другие продавцы на меня "косятся", я для облегчения процесса проверки разработал памятки по срокам годности для всех, а в зоне своей ответственности стал писать сроки прямо на мешках и на банках. Теперь одного взгляда было достаточно, чтобы за пару минут понять, какой товар залеживается и его надо продать в первую очередь.
Любой продавец, заменяющий меня в выходной, мог играючи справиться с этой проблемой, но я заметил, что как продавали по-старинке бессистемно, так и продолжают, ныть про проблему легче, чем ее решать.
Но постепенно увидели эффективность моей практики- просрочки становилось все меньше и меньше.
Недостачи
Это самый ужасный порок в торговле. И причин здесь множество: воровство и пофигизм продавцов, "нечистые на руку" покупатели, неправильный подсчет остатков и невнимательность при приемке товара, мухлеж руководства...
Но хозяйка не собиралась со всем этим разбираться, а просто вычитала у всех из зарплаты после очередной инвентаризации. Все смирились с этим и тупо терпели - во всех магазинах так.
Мне повезло столкнуться со всеми "прелестями" закулисной жизни нашего магазина в первые дни самостоятельной работы. В первую же инвентаризацию нашел просроченный и бракованный товар, припрятанный Димой подальше от хозяйских глаз. Кое-как отбился, сумел доказать, что это не мои косяки, а предшественника.
Первые месяцы работы я постоянно недополучал положенную сумму, хотя у меня был постоянный оклад, не зависящий от продаж (повременка). Даже хотел уйти, а потом решил переломить ситуацию, хотя говорят, систему не перешибешь.
Для того, чтобы хоть как-то оградить себя от штрафов-вычетов, я по собственной инициативе стал делать съёмку товаров в зоне своей ответственности не только перед каждым новым завозом, но даже уходя на выходные. Естественно, я не афишировал такие проверки перед коллегами, просто хотел разобраться, что происходит в отделе, когда меня нет: кто, как говорится, "ручку приложил", после истории с Димой не доверял никому.
Теперь, когда у меня были данные буквально недельной свежести, я мог легко вычислить, в смену какого продавца исчезал товар из моего отдела. Таким образом я вычислил одну женщину (N). Именно после ее смены у меня всегда появлялись проблемы.
Я всегда считал, что круговая порука поощряет воровство. Невиновные платят за тех, кто не чист на руку. А ему чего бояться, раз его "грешки" покрываются из чужого кармана? Все суммы недостач и пересортица раскидывались на всех, на каждого выходило не так чтоб и много, но я считал это несправедливым по сути: хорошо ж так жить - твори что хочешь безнаказанно, а ответят другие.
Считая такую практику несправедливой, я решил сам провести расследование, благо служба в полиции научила кое-каким навыкам.
Присмотревшись внимательнее, я понял, что она не ворует, а просто прос&рает товар. Причина оказалась банальной - дамочка злоупотребляла алкоголем. Даже на работу порой являлась навеселе и добавляла в перерыв. По графику я очень редко попадал с ней в смену, поэтому долго не знал об этой ее "особенности".
Была вечно в полусонном заторможенном состоянии, ей было совершенно наплевать на то, кто и что выносит из отдела на кассу и пробивала чек, вовсе не глядя на товар (у нас не весь товар пикался).
Амбре от нее такое стояло, что и без экспертизы все понятно было - вечер накануне был "веселенький".
Но почему все это терпели? Да потому что не в Америке живем, где сосед на соседа "стучит" и разоблачать-почетная миссия гражданина:))) У русских другой менталитет - пьяниц всегда жалеют, а преступника скорее укроют, чем полицейскому выдадут, а если страж закона гонится за воришкой-то еще и подножку ему подставят. Правда, постепенно правосознание граждан все-таки меняется.
Покупатели брезгливо морщились и старались поскорее уйти из магазина, но не жаловались директрисе. Постоянные наши покупатели, видя ее на кассе, просто уходили без покупок, предпочитая зайти в другой раз.
Другие женщины-продавцы посмеивались за спиной, когда N уже с утра приходила вся помятая после ночной гулянки. Она всем рассказывала, что пьет "с тоски" - муж бросил. Жалели они ее по-бабьи. Потом, правда, выяснилось, что они на пару с мужем давно поддавали, а когда муж бросил-то совсем тормоза сорвало. А легенда о безутешном горе, которое надо было заливать, срабатывала среди женщин безотказно - женская солидарность, однако:)
Она без конца меняла работы, но нигде долго не задерживалась. Только у нас ей все сходило с рук, потому что хозяйка редко появлялась в магазине.
Я не стал мучаться ложными понятиями, что "стучать" позорно и сообщил директрисе, что N приходит на работу пьяная, не пойми что бьет на кассе, а потом появляются проблемы при инвентаризации. А когда она заменяет меня в отделе, то после ее смены появляется много порченого товара, за который придется мне платить из своего кармана, ведь это зона моей ответственности. Как потом выяснилось, она просто уходила спать в кладовку, а покупатели сами бродили по отделу и творили что хотели.
Я был новенький, дружеских отношений еще не завел среди коллег-продавцов, меня не волновало, как расценят другие мое "разоблачение" N. Надо сказать, все даже обрадовались, что я эту проблему озвучил в лоб, сами они не решались. А я решился-почему все должны страдать из-за нее и покрывать? В конце концов, я мужик, сам непьющий, а какая-то алкашка меня подставляет, тут уж и самолюбие взыграло.
Хозяйка была удивлена такому факту, но никаких мер сразу не приняла. А решила перепроверить информацию-лично побеседовала с другими и даже несколько раз подсылала в ее смену своих знакомых, пока не убедилась, что N почти всегда в таком состоянии выходит на работу. Пьянчужку все-таки выгнали, когда она уже стала открыто деньги из кассы брать на опохмел.
Когда в очередной раз встал вопрос о вычетах из зарплаты, я опять молчать не стал - у меня было множество весомых контраргументов. Все доказательства по всем пунктам, как говорится: "А у нас все задокументировано:))
В тот месяц вычетов не было ни у кого. Женщины были обрадованы и одновременно удивлены моему влиянию на директрису. За глаза даже считали неким "серым кардиналом", имеющим влияние на директрису. Но я добился главного, каждый теперь нес персональную ответственность за свои косяки.
При внимательном подходе всегда можно найти концы, их в воду не спрячешь, т.к. магазин у нас небольшой и объемы продаж не гигантские, коллектив тоже небольшой- всего 4 продавца. При желании разобраться во всем можно, просто раньше такого желания почему-то ни у кого не было (а может мысли не было, что с вычетами можно бороться).
И вот нашелся "умник", который отказался платить за чужие косяки и предпочел во все вникнуть и поработать Шерлок Холмсом.
Я на кассе сам не стою, но знание 1С тоже помогает все отследить, правда, это требует дополнительных затрат времени и сил, внимательности, но пару моих расследований привели к тому что эта порочная практика круговой поруки была прекращена.
Были у нас и более изощрённые примеры воровства. Одна из продавщиц, работая за кассой, каким-то чутьем улавливала, кто из покупателей не потребует чек. Передав товар в руки и дав положенную сдачу, она как бы на мгновение замешкается, но краем глаза следит за покупателем - спешит он или нет. Тот уходит, а она так и не пробивает чек. В итоге: покупатель товар забрал, сдачу получил, а по базе данных товар остался на месте, а деньги же уплаченные за него идут в карман продавца.
А вот ещё один хитроумный способ поработать "себе на карман". Продавщица, вернувшись после двух дней выходных, "вдруг" обнаруживает недостачу товара. И, конечно, сразу же докладывает об этом. Тень падает на тех, кто работал до этого, пока она была на выходных. Не сразу мы заметили, что такой "внимательной" является только одна продавщица. А потом до нас дошло, что недостачу она находит вовсе неслучайно. Она знала, что искать, потому что накануне своих выходных сама же товар и умыкала.
И таких хитрых схем может быть множество. Я не собирался превращаться в ищейку, нет, просто я навел такой порядок в своем отделе, что такие схемы у меня в отделе не проходили. За мной прочно закрепилась репутация, что "этот бывший мент" докопается до правды обязательно, лучше уж с ним не связываться:)))
Так постепенно мы "подчистили" свои ряды, всех вороватых уволили (не без моей помощи) по-собственному, остались только честные и добросовестные продавщицы. В принципе, если хочешь навести порядок - всегда это можно сделать. Странно только, что не хозяйка магазина, а мы сами взялись его наводить, потому что надоело платить из своего кармана за чужие грешки.
Нельзя молчать, когда на тебя незаслуженно наезжает начальство
Став более опытным продавцом, я стал пристальнее присматриваться к работе директрисы (она же хозяйка магазина). Заметил, что она во всем пытается соответствовать тем шаблонам, которые ей внушили на бизнес-тренингах. Но все у нее получалось как-то поверхностно, напоказ. Как-будто она пыталась доказать всем, что хоть и без образования, но очень даже опытная бизнес-леди.
Раньше была простой торговой на рынке, потом муж занялся строительным бизнесом-поперло в нулевые, открыли маленький семейный магазинчик, где было всего два продавца-она и невестка, постепенно прикупила еще помещение, наняла продавцов, а сама стала именовать себя директором-так у нее на двери кабинета было написано.
Показушно увешанный разными дипломами кабинет с каких-то платных интернет-курсов, демонстративная строгость в общении с подчиненными- все должно было внушать нам "страх и трепет". Вечно укоряла нас в невнимательности, неумении работать с покупателями и неумении увеличивать продажи (а по сути, навязывать дорогостоящие товары).
Каждый раз при выдаче зарплаты она проводила нудную воспитательную работу. И были у нее любимые, отработанные годами фразы: "Я, дескать, стараюсь, создаю вам здесь все условия для работы, трачусь на товары, чтобы ВАМ?! было чем торговать, трачу своё время, ВОВРЕМЯ?! плачу вам зарплаты... а у вас сплошные пересорты и недостачи? Мне что, уволить вас всех и набрать новых?"
А продавцы, как провинившиеся дети, опускали глаза и не могли ничего сказать в ответ. Вдохновлённая беспомощным молчанием работников, она обретала все большую уверенность в своей правоте и вводила новые штрафы. Более того, все переворачивала с ног на голову, преподнося все таким образом, что мы все и всегда были виноваты перед ней. А она, как добренькая барыня, уж так и быть, все же выдаст нам зарплату.
Постоянные морали настолько осточертели, что у всех портилось настроение перед выдачей зарплаты! Меня это тоже бесило-я точно знал, что ни в чем не виноват, мог отчитаться за каждый свой шаг. Так почему же я обязан все это выслушивать и получать свое же заработанное, как великую милость, которую якобы не заслуживаю... И я стал собирать неоспоримые факты, чтобы доказать, что это не мои личные "косяки".
К своему удивлению, вникнув в деятельность директрисы, я довольно быстро насобирал целую кучу компромата и на нее. При очередной "промывке мозгов" ответил на все ее претензии по недостачах и пересортам, доступно разложив по полочкам факты.
Она явно этого не ожидала, попыталась было свалить вину на старшего продавца. Но я ей напомнил, что старшая была в это время в отпуске, и товар принимала лично хозяйка и сама вбивала в базу данных, накосячив там как первоклассник, поэтому все вопросы пусть себе задаст:)))
В другой раз она попыталась взыскать с товар, который вообще мы не получали. В приходной накладной стоит отметка, что данный товар не пришел, а он почему то был введен в базу данных. И опять именно ею.
Так, шаг за шагом, я не только отбивался от всех ее обвинений, но и наглядно показывал, что больше всего "косячит" в магазине именно она. Больше мне моралей уже не читали и не задавали никаких вопросов.
Женщины были поражены такому результату. Но мне то для этого пришлось проделать огромную аудиторскую работу. А дальше - больше. Я ввел себе за правило подробно записывать все "косяки" и ситуации, которые могут в дальнейшем обернуться разборками.
Да, это занудство и мелочность, но помогает же... Хотя обычно от неудобных работников избавляются, но меня оставили:))) И если при инвентаризации всплывают непонятные моменты, все бегут ко мне - у меня ж "все ходы записаны". Хозяйка сама иногда просит посмотреть в моем "заветном" блокнотике, чтобы разобраться (старшего продавца сократили и теперь ей самой приходилось во все вникать).