(фрагмент книги)
Человечество нуждается в объяснении бытия. Мы не можем жить в темноте непонимания. Людям обязательно нужны ответы: как появился этот мир, для чего он существует, каково его устройство и внутренний смысл. Это помогает ответить на вопрос о смысле существования человека. И, видимо, так образуется твердый фундамент, отталкиваясь от которого уже можно создавать сложные общественные системы: города, государства, империи, цивилизации. Стройная и всеобъемлющая мировоззренческая концепция определяла вопросы добра и зла, что хорошо и что плохо, а значит, люди понимали, как человек должен жить, а как поступать не стоит, за что можно человека поощрять, а за что следует наказывать, и так далее. Теистические МК давали людям приемлемые ответы.
По мере взросления человеческой цивилизации люди постепенно все лучше узнавали свой мир: путешественники и торговцы на своих кораблях отправлялись к неведомым берегам, караваны торговцев и армии завоевателей продвигались к дальним странам. Возникли карты, которые с веками становились все точнее и точнее. Постепенно люди узнали о точном положении континентов, морей и проливов. Философы, выдвигавшие различные смелые гипотезы устройства мира, закладывали основания науки. Появилась математика, геометрия, физика, астрономия. Со временем мыслителей, занимающихся изучением окружающего мира, стали называть учеными, а сфера их деятельности получила название науки.
И если когда-то мир народам объясняли их собственные теистические мировоззренческие концепции, дававшие ответы на множество важных вопросов, то со временем стал оформляться новый авторитетный (для определенной части населения) центр, начавший давать свои ответы на некоторые важные вопросы. Этим новым авторитетным центром стала наука и ученые.
Конечно, это очень грубая схема, призванная обрисовать лишь контуры и общую модель происходивших изменений. Образ возникновения нового авторитетного центра, способного, как думали (и сейчас думают многие), дать ответы на некоторые вопросы из тех, на которые раньше отвечали теистические МК, безусловно, является метафорой. На Земле не существовало единого наукограда, где бы собрались самые достойные представители человеческого племени для того, чтобы заниматься изучением тайн Вселенной. Что, в общем, было бы возможно и неплохо.
Постепенно наука — в самом широком смысле этого слова — становится новым «оракулом», к которому обращаются все чаще за ответами. И это, в общем, оправдано в определенных случаях. Например, если вам нужно узнать точное расстояние от Москвы до Лондона, разумно обратиться к тем, кто занимался такими вычислениями. Или если вы собрались строить дом, то разумно обратиться к инженерам, способным вычислить количество необходимых материалов и создать проект, который выдержит предполагаемые нагрузки. Нужны вычисления. Так ведь? Или же, когда вы заболели, то вы пойдете к врачу, имеющему опыт излечения подобных заболеваний, а также необходимые медицинские препараты, или же понимание — где такие можно достать. Такими аргументами нередко современные атеисты пытаются обосновать необходимость отказа от теизма, хотя это является манипуляцией, не имеющей отношения к теистической или атеистической МК. О чем мы поговорим отдельно.
Оставив пока в стороне достоинства и недостатки теистических концепций, а также достоинства и слабые места науки как нового «оракула», отметим важнейший цивилизационно-исторический аспект: человечество развивается, постигает мир, приобретая и накапливая знания. И это не могло не привести к возникновению новой мировоззренческой концепции, опирающейся на научные знания, концепции, исключающей Бога, то есть атеистической. Но термин «атеизм» является отрицающим, где «а» — частица отрицания, «теос» — Бог. И данный термин не совсем подходит для новой МК, поскольку ставит ее как бы в подчиненное положение к теизму, хоть бы и в отрицательном смысле. Если же использовать утверждающий, а не отрицающий термин, ведь возникла действительно новая концепция, то правильнее будет назвать ее гуманизмом. Ведь отныне человек поставлен на первое/высшее место, то место, которое в теистических МК занимал Бог.
Молодая и амбициозная гуманистическая мировоззренческая концепция возникла и начала вытеснять прочие теистические МК. Но, в отличие от прежних МК, основывавшихся на догмах, новая МК в силу свойств её «оракула» (науки) постоянно изменяется, ведь у науки нет ответов на все вопросы, и это понятно, пазл объективной реальности открывается постепенно, и неизвестно, сколько частей пазла уже открыто, а сколько еще ждет своего открытия. Другими словами, мы не знаем, насколько гуманистическая МК соответствует объективной реальности.
В чем заключается суть гуманистической МК на сегодняшний момент?
1. Мир возник в результате Большого взрыва (расширения пространства-времени-материи из одной точки - сингулярности).
2. Мир расширяется, и когда-то этот процесс перейдет в сжатие и вернется снова к сингулярности.
3. Жизнь появилась случайно, и под воздействием эволюции появляется всё многообразие всех видов жизни.
4. Добро и зло – понятия относительные. Есть лишь борьба за выживание, в которой главное – победа. Правда звериного закона.
5. Человек – высшее существо. Он сам определяет себе нравственные и моральные ориентиры.
Очевидно, это лишь малая часть важных констант, на которых выстраивается каркас МК. Пока остановимся на данных вводных. Для примера и сравнения давайте посмотрим на важные константы христианской МК, выбрав те же направления.
- Мир создан Творцом, имеющим определенный замысел. И даже если этот замысел нам не дано постичь, в существовании мира есть высший смысл.
- Человек – любимое творение Бога. И каждый человек важен.
- Жизнь человека не заканчивается со смертью тела. По смерти наши бессмертные личности продолжают существовать.
- Бог дал нам моральные и нравственные ориентиры, соблюдение или нарушение которых оказывает влияние как на жизнь человека здесь, так и на его посмертную участь.
Сравнивая эти две мировоззренческие концепции, мы можем понять, что вторая придаст больше устойчивости созданному на его основе обществу. Ведь если имеется высший авторитет, дающий человечеству ориентиры, следящий за соблюдением правил «этой игры», то, вероятно, люди будут этим правилам следовать. Если же никакого авторитета нет, то нет и универсальных правил, а значит, каждый может сам себе устанавливать правила, каждый может выбирать авторитет по своему усмотрению или вообще обойтись без него. Значит, система будет обладать большей изменчивостью. Что мы и наблюдаем в последнее столетие. Запрет на одни действия сменяется толерантностью, и в норму вводится то, что десятилетие назад запрещалось законом. Это касается устройства семьи, половых отношений, прав и свобод, гендерной идентичности и проч.
03 04 24
А.Смирнов. Рабочий фрагмент книги по устройству идеального общества.
для контактов https://t.me/mefodiyplus