"Когда начинаешь разбираться в обстоятельствах того или иного дела, конкретного преступления, оказывается, что человек попал в Россию без особых проблем, прошёл все формальности, оформил трудовой патент, имея зачастую за спиной целый букет правонарушений, причём иногда и злостных. Потом он подаёт заявление на гражданство, даже не зная элементарно русского языка. Причём у наших соотечественников, у которых предки выросли в самых, что ни на есть центральных регионах нашей страны, они гражданство порой не могут получить годами", — заявил глава государства, отметив, что необходимо "глубоко, кардинально обновить подходы к миграционной политике".
Назвав подобную ситуацию "рецидивами незаконной эмиграции", Путин подчеркнул, что принцип, согласно которому "приехать жить и трудиться в России могут только те, кто уважает наши традиции, язык, культуру, историю", должен быть решающим и соблюдаться неукоснительно.
О том, насколько этот принцип расходится с российской действительностью, вывод может сделать каждый, прогулявшись до ближайшей стройки и попытавшись вступить в диалог на русском языке с любым из работающих там "гостей с Юга".
Отрадно, что в Кремле, наконец-то, обратили внимание на бардак с неконтролируемым притоком мигрантов в Россию. Бардак, судя по всему, умышленный и в нынешних обстоятельствах более похожий на откровенную диверсию. Горько, что поводом для прозрения стала массовая гибель наших сограждан в Красногорске.
Если раньше на всё это просто закрывали глаза (за взятки или по халатности — неважно), то теперь продолжать "жить как раньше" стало невозможно. В связи с этим примечательно, что власти не стали, как обычно, замыливать тот факт, что террористы — этнические таджики, хотя поначалу многие спикеры бросились отрабатывать любимую тему "Рафик не виноват".
Теперь президент требует принять меры и, возможно, они даже будут приняты. Но ещё более вероятно, что все эти меры уже запоздали.
Известный российский политолог и философ Алексей Чадаев в недавнем выступлении в программе "Большая Игра" на Первом канале обратил внимание на то, с какой лёгкостью украинскому ЦИПСО удаётся запудривать мозги нашим людям, превращая их в "биодроны" — эдакие "живые бомбы", несущие смерть себе и своим согражданам. Можно вспомнить любые последние случаи терактов, диверсий или попыток их осуществления.
Причём, как отметил эксперт, чаще всего в процессе психологической обработки, давление идёт не на страх — самое сильное из человеческих чувств — а на банальные проблемы с деньгами, когда потенциальному террористу обещают списать долги или простить кредиты.
Чрезвычайная закредитованность нашего общества (увы, мне эта проблема знакома не понаслышке) — это тема для отдельного разговора про риски, которые вместе с ней появляются. Сегодня лишь упомяну, что согласно данным опроса, проведённого финансовым маркетплейсом "Выберу.ру", 52% граждан РФ имеют долги перед финансовыми организациями, из них 44% выплачивают более одного кредита, а 27% испытывают сложности с выплатой задолженности.
Но сейчас о другом. Трудовой мигрант, кем бы он ни был — изначально едет в Россию с целью заработать. Грубо говоря, не от хорошей жизни. А тут внезапно ему предлагают быстрый и, вроде как, довольно простой способ это сделать: "пострелять любых людей", как заявил во время допроса один из террористов в "Крокусе".
При этом важно понимать, что на работу в Россию едут отнюдь не люди с высшим образованием. С учителями, врачами и инженерами у нас по-прежнему проблема, их не хватает. К нам едут разнорабочие — в большинстве своём малообразованные, ограниченные, зачастую, априори не уважающие наши культурные традиции, а временами и просто дикие, с довольно низким порогом понимания ценности человеческой жизни.
Что ни говори, но сочетание всех этих качеств представляет из себя благодатную почву для психологической обработки, пройдя которую многие из них будут готовы убивать ни в чём не повинных людей за 500 тысяч рублей.
Таким образом, можно констатировать, что во времени и пространстве сошлись два негативных фактора: у заказчика (Украина, Запад) появилась потребность в появлении тех самых "биодронов", а мы, со своей стороны, долгие годы осуществляли массовый завоз на территорию нашей страны необходимых для этого составляющих. Это максимально горючая смесь, которая грозит нам ещё многими бедами.
И тут простой настройкой миграционной системы уже не обойдёшься — вот, что я имел в виду, говоря, что любые коррекционные меры уже запоздали.
Приток миграции — легальной, нелегальной, какой угодно — необходимо срочно останавливать, полностью. А многих из уже прибывших — отправлять восвояси. Но решатся ли на это там, наверху? Вот как раз на этот счёт имеются большие сомнения.
По сути, мы имеем ситуацию, при которой экономические (чаще всего — частные) интересы вступили в жёсткий клинч с интересами безопасности, причём, не только отдельных граждан, но и государства в целом. Ибо неспособность власти такую безопасность обеспечить, наверняка рано или поздно спровоцирует социальный протест. Стоит отметить, что наши враги именно этого и добиваются.
И, на первый взгляд, выбор приоритетов, казалось бы, очевиден, но, тем не менее, предсказать решение нашего руководства я лично не возьмусь.