- Петергоф, Санкт-Петербург
Знаменитый дворцово-парковый ансамбль, в буквальном переводе «двор Петра», отстоит от Санкт-Петербурга на 29 км. Когда Петр I возводил Кронштадт, по дороге на остров Котлин ему часто доводилось останавливаться в «попутной светлице» на берегу Финского залива. Спустя несколько лет он решил устроить на приглянувшемся месте загородную резиденцию. Первым появился компактный дворец Монплезир: великий реформатор не любил больших помещений. Убранство Монплезира тоже соответствовало вкусу Петра — изящное, при этом функциональное и простое, конечно, по королевским меркам. Главное летнее развлечение в Петергофе — с визгом брызгаться в фонтанах-шутихах, два из которых — белые скамьи — сооружены в 1723 году по рисункам самого Петра. В Большой дворец наоборот лучше идти зимой, чтобы не стоять часами в очередях.
2. Красная площадь, Москва
Про главную площадь страны, место великих событий, знают все, и либо уже побывали на ней, либо очень хотят. Свое нынешнее название площадь получила в 17 веке, и красная она не за цвет кремлевских стен, а потому что красивая. Шедевр русской архитектуры храм Василия Блаженного, Лобное место, с которого оглашали царские указы, здание ГУМа со стеклянной крышей работы Шухова, памятник Минину и Пожарскому — на Красной площади любая постройка заслуживает отдельного разговора, а все вместе находится под охраной ЮНЕСКО. Прогулка по Красной площади хороша в любое время года. Зимой можно кататься на коньках и искать подарки друзьям на рождественской ярмарке. Летом — гулять до упаду, дожидаясь глубокой ночи, когда редеют толпы, а сияющая огнями площадь выглядит по-настоящему празднично.
3. Камчатка
На Камчатке природа победила человека. Редкие города и поселки робко теснятся в тени дикой, неосвоенной красоты. Камчатка выглядит так, будто она и не на Земле вовсе: неспроста в 1969 году здесь испытывали первый советский луноход. В ландшафте доминируют вулканы, которых местные жители не боятся — привыкли. Приезжим наоборот все в диковинку: и огнедышащие горы, и гейзеры, и медведи, и сохранившиеся традиции кочевых народов. От Камчатки не стоит ждать пятизвездочного сервиса и развитой инфраструктуры. Но если вы мечтаете пешком подняться на вулкан или заглянуть в кальдеру с вертолета, выловить 10-килограммовую чавычу, отведать ухи в гостях у коряков, увидеть бурых медведей с расстояния в несколько метров — вам сюда, на землю Санникова. Даже если соберетесь на Камчатку в холодное время года (а более-менее тепло здесь в июне-августе), все равно не забудьте купальник: будете снимать городскую усталость в термальных источниках.
4. Суздаль, Золотое кольцо
Всего-то 10 тысяч человек живет в Суздале — самом маленьком городе Золотого кольца. По столичным меркам — провинция, но со славной историей. Город попал в летопись на сто с лишним лет раньше Москвы, побывал столицей Северо-Восточной Руси, был одним из важных духовных центров. Со временем Суздаль отошел в тень, а когда в 19 веке его обошла стороной железная дорога из Москвы в Нижний Новгород, он и вовсе законсервировался. В этом и состоит очарование Суздаля — идешь вдоль реки Каменки, смотришь на деревянные домики с резными наличниками, да на блестящие купола древних церквей и кажется, что попал в прошлое. Аж за душу берет. Чтобы затронуть все органы чувств, не забудьте отведать соленых огурцов, на которых специализируются местные бабушки, и фирменной суздальской медовухи.
5. Плёс, Поволжье
С высокого берега смотрят трогательные церквушки, прячутся среди листвы аккуратные домики, в речной глади отражаются березы — вроде бы типичный город на Волге. Но Плёс — место исключительное. Путешественники говорят про теплую, уютную атмосферу. Художники — про особенный свет и холмистый, объемный ландшафт на обоих берегах. Творческие люди потянулись сюда вслед за Левитаном, который за три лета в Плёсе создал около двухсот картин. В доме, где он останавливался, сейчас музей, но главная экспозиция — снаружи: это почти не изменившиеся с левитановских времен виды. Бросаешь первый взгляд на трехсотлетний Успенский собор и тут же вспоминаешь «Тихую обитель», которая сейчас висит в Третьяковке. И все же главное, за чем стоит ехать в Плёс, — это спокойствие и гармония милых волжских пейзажей.
6.Ленские столбы, Якутия
Трудно представить, что бы случилось с Левитаном, попади он вместо Плёса к Ленским столбам. В двухстах километрах от Якутска вдоль берега Лены стеной встает частокол кембрийских известняковых скал. Более чем почтенный возраст и некую нереальность, фантастичность скал ощущают все, кто на них смотрит: по Ленским столбам можно изучать эволюцию жизни на Земле за последние 500 миллионов лет. В 2012 году статус природного парка прокачался до следующего уровня: он вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и это еще один повод не откладывать поездку. К Ленским столбам ходит туристический теплоход из Якутска, но можно подойти и на своей лодке или байдарке. Начать сплав можно на реке Синей, по берегам которой тоже встают причудливые каменные стражи. На самих Ленских столбах поднимитесь на смотровую площадку: вид с высоты стоит любых усилий.
7. Казань, Татарстан
Недалеко от Казани сливаются Волга и Кама, Европа и Азия, что решает чуть ли не всю судьбу древнего города. Когда-то Казань была под властью Золотой Орды и через нее проходили крупные торговые пути. Потом вошла в Российскую империю (помните «Казань брал»?) и стала еще более многоликой. В Казани мирно соседствуют мечети и православные храмы, празднуют татарский Сабантуй (в июне) и Масленицу, едят чак-чак и пирожки. К тысячелетнему юбилею в 2005 году Казань стала еще более нарядной и обзавелась несколькими новыми достопримечательностями, включая зрелищный мост Миллениум и мечеть Кул Шариф. Начинать прогулку лучше со старого доброго Казанского Кремля — важнейшей, по мнению ЮНЕСКО, достопримечательности города. Заодно проверите, действительно ли «падает» башня Сююмбике.
8. Остров Ольхон, Байкал
Буряты-шаманисты верят, что у каждого места есть свой дух. Особый суеверный трепет они с древности испытывали перед островом Ольхон в центре Байкала: считалось, что на нем обитают грозные байкальские духи. Остров до сих пор остается главным святилищем шаманов со всей Северной Азии. В последнее время на Ольхон стали ездить туристы — не только на поиски энергетических вибраций, но и просто отдохнуть. Накупаться в синей воде Байкала. Сходить к горе Шаманка, в которой будто бы живет дух Ольхона. Пустить коня рысью по степным просторам. Попробовать омуля, приготовленного на костре. Взять напрокат велосипед (и такое на Ольхоне бывает!) и исколесить всю округу. Остановиться можно в частном доме или мини-отеле — и тех, и других достаточно.
9. Плато Укок, Алтай
петляющих речках и широких озерах отражается фотогеничное ярко-синее небо. Взгляд свободно скользит по необъятным просторам и лишь на горизонте натыкается на горные вершины. Плато Укок всем своим видом напоминает Тибет, но находится в России, в Алтайских горах. Место суровое, но невероятно красивое и какое-то неземное: высота 2 200 — 2 500 метров (и это долина, а не хребет), людей почти нет, и сильный ветер лишь подчеркивает абсолютную тишину. Отправиться на Укок можно с туром: гид расскажет вам про курганы, принцессу Укока и другие археологические находки на плато и, главное, не даст заблудиться. Авантюристы едут сами на полноприводных автомобилях и горных велосипедах. Снаряжение и еду нужно брать с собой.
10. Домбай
Кавказ — это высокие горы, прозрачный воздух и грохочущие реки. А также прошедшие через века традиции и необыкновенное гостеприимство, которое пробивает даже прожженных москвичей. Столетие назад у российских альпинистов начался роман с Домбаем — живописным местом в Карачаево-Черкессии. В 60-е, когда в моду вошли горные лыжи, Домбай превратился в популярный горный курорт — им и остается до сих пор. Сервис не блестящий, но все искупается отличным катанием, в том числе вне трасс, и невообразимой природной красотой: Домбайская поляна — словно чаша со стенами из безмолвных гор. Горнолыжный сезон длится с декабря по апрель, а летом можно открывать Домбай с другой стороны: совершать вылазки по окрестностям, купаться в озерах, осваивать навыки верховой езды, подниматься на гору Мусса-Ачитара и есть хычины, и уж точно — не скучать.