Найти в Дзене
Штрихи и Мазки

«Автопортрет в соломенной шляпке» Элизабет Виже-Лебрен – элегантная дама и профессиональная художница

Автопортрет – особый жанр изобразительного искусства, поскольку в большинстве случаев только благодаря ему мы знаем, как выглядел тот или иной художник. Порой автопортрет является простым карандашным наброском (Леонардо да Винчи), иногда спрятанным на картине отражением (Клара Петерс) или зеркалом духовной сущности автора (Альбрехт Дюрер). А бывает и так, что он отражает характер своего создателя, во всей его сложности и многогранности, как в случае «Автопортрета в соломенной шляпке» Элизабет Виже-Лебрен. Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (1755 – 1842) – французская художница, прославившаяся портретами светских персон. Ее мать, Жанна Мезен, была парикмахером, а отец, Луи Виже – художником-портретистом. Младшему брату художницы, Этьену, также достался незаурядный талант, но в сфере литературы и драматургии. Детство Элизабет прошло в Париже. Девочка отличалась повышенной чувствительностью к звуку, запаху и цвету – природные задатки будущего музыканта, парфюмера или… художника. Элизабет, в

Автопортрет – особый жанр изобразительного искусства, поскольку в большинстве случаев только благодаря ему мы знаем, как выглядел тот или иной художник. Порой автопортрет является простым карандашным наброском (Леонардо да Винчи), иногда спрятанным на картине отражением (Клара Петерс) или зеркалом духовной сущности автора (Альбрехт Дюрер). А бывает и так, что он отражает характер своего создателя, во всей его сложности и многогранности, как в случае «Автопортрета в соломенной шляпке» Элизабет Виже-Лебрен.

«Автопортрет в соломенной шляпке» Элизабет Виже-Лебрен (1782 г.) / Источник: Wikimedia Commons (National Gallery, London; Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Self-portrait_in_a_Straw_Hat_by_Elisabeth-Louise_Vig%C3%A9e-Lebrun.jpg
«Автопортрет в соломенной шляпке» Элизабет Виже-Лебрен (1782 г.) / Источник: Wikimedia Commons (National Gallery, London; Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Self-portrait_in_a_Straw_Hat_by_Elisabeth-Louise_Vig%C3%A9e-Lebrun.jpg

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (1755 – 1842) – французская художница, прославившаяся портретами светских персон. Ее мать, Жанна Мезен, была парикмахером, а отец, Луи Виже – художником-портретистом. Младшему брату художницы, Этьену, также достался незаурядный талант, но в сфере литературы и драматургии. Детство Элизабет прошло в Париже. Девочка отличалась повышенной чувствительностью к звуку, запаху и цвету – природные задатки будущего музыканта, парфюмера или… художника. Элизабет, в самом деле, с детства проявляла художественные наклонности. Увидев первые рисунки дочери, Луи Виже пришел в восторг и решил лично обучать ее живописи. Впоследствии она развивала творческие навыки учась у других профессиональных художников.

Портрет брата художницы, Этьена Виже – французского драматурга и литератора (Элизабет Виже-Лебрен, 1773 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Saint Louis Art Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Portrait_Of_The_Artists_Brother_by_%C3%89lisabeth_Vig%C3%A9e-Lebrun.jpg
Портрет брата художницы, Этьена Виже – французского драматурга и литератора (Элизабет Виже-Лебрен, 1773 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Saint Louis Art Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Portrait_Of_The_Artists_Brother_by_%C3%89lisabeth_Vig%C3%A9e-Lebrun.jpg

Еще подростком девушка открыла собственную мастерскую, впоследствии закрытую властями из-за отсутствия у нее патента. В 15 лет юная художница уже не знала недостатка в заказах. Особенно ей досаждали многочисленные поклонники, искавшие встречи с ней под предлогом заказа портрета. Довольно быстро Виже приобрела влиятельных и богатых покровительниц. На пике своей карьеры она была приближена к королевскому двору, став подругой и любимой художницей королевы Франции Марии-Антуанетты Австрийской. Став придворной портретисткой, Элизабет написала более 30 портретов Марии-Антуанетты и ее семьи!

С портретами королевы связана одна пикантная история. Однажды художница изобразила Марию-Антуанетту в простой хлопковой сорочке. Картина была выставлена на Парижском салоне и глубоко шокировала посетителей выставки, посчитавших ее неприличной. Элизабет Виже-Лебрен пришлось за несколько дней сделать копию скандального портрета, изобразив на этот раз королеву в классическом шелковом платье.

В 20 лет Элизабет вышла замуж за французского художника, коллекционера и торговца картинами Жан-Батиста-Пьера Лебрена, с которым познакомилась изучая картины его личной коллекции. У них родилась дочь Жюли, также ставшая художницей. Несмотря на приятный характер, ее муж оказался повесой и игроком, что и привело в конечном итоге к разводу.

Автопортрет Элизабет Виже-Лебрен с дочерью Жанной-Жюли-Луизой / Источник: Wikimedia Commons (Louvre Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Madame_Vigee-Lebrun_and_her_daughter,_Jeanne_Lucia_(Julie).jpg
Автопортрет Элизабет Виже-Лебрен с дочерью Жанной-Жюли-Луизой / Источник: Wikimedia Commons (Louvre Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Madame_Vigee-Lebrun_and_her_daughter,_Jeanne_Lucia_(Julie).jpg

После начала Великой французской революции (1789 – 1799), Элизабет из-за своих роялистских взглядов и связей с королевой оказалась в опасности. Поэтому художница с дочерью и гувернанткой бежали из Парижа, а затем и из страны. Покинув Францию, Виже-Лебрен отправилась в большое путешествие по Европе. В начале своего вынужденного турне она посетила Италию, где смогла насладиться видом знаменитой «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Особое неудобство во время поездок ей причиняла обостренная чувствительность к звукам – художница часто переезжала в поисках тихого места жительства. Она даже писала, что «в Риме сложнее всего найти место для жизни».

Элизабет Виже-Лебрен обладала поразительной работоспособностью. По ее собственным словам за всю жизнь она написала 662 портрета и около 200 пейзажей!

Затем Элизабет посетила Австрию, Россию и Пруссию, где написала множество портретов знаменитых и высокопоставленных особ. Среди ее заказчиков числились даже представители королевских семей. Например, ее кисти принадлежат портреты великих княжон, внучек императрицы Екатерины II, и ее фаворита графа Григория Орлова. Переждав революцию, Виже-Лебрен вернулась во Францию. Затем еще были поездки в Англию и Швейцарию, работа над новыми картинами и мемуарами (опубликованы в 3-х томах, на девятом десятке жизни художницы). Скончалась Элизабет Виже-Лебрен в Париже, в возрасте 86 лет…

Лицо Элизабет Виже-Лебрен крупным планом / Источник: The National Gallery (фрагмент фото) https://www.nationalgallery.org.uk/paintings/elisabeth-louise-vigee-le-brun-self-portrait-in-a-straw-hat
Лицо Элизабет Виже-Лебрен крупным планом / Источник: The National Gallery (фрагмент фото) https://www.nationalgallery.org.uk/paintings/elisabeth-louise-vigee-le-brun-self-portrait-in-a-straw-hat

Особое место среди работ Виже-Лебрен занимают ее автопортреты, в которых, пожалуй, наиболее ярко проявился ее живой и сияющий стиль письма. Один из самых интересных написан в 1782 году и известен под названием «Автопортрет в соломенной шляпке». Это поясной портрет, изображающий 27-летнюю художницу. С него на нас смотрит молодая женщина, стоящая на фоне синего облачного неба. Изображенное анфас лицо, с легким румянцем на щеках и серьгами-каплями в ушах, полускрыто тенью от шляпки. Зеленые глаза обращены прямо к зрителю. Русые вьющиеся локоны прикрывает соломенная шляпка, украшенная гирляндой из полевых цветов и роскошным страусиным пером. На ней легкое струящееся платье «ан голль» (en gaulle) из блестящего розового муслина – дорогой хлопковой ткани, популярной в то время при дворе. Рукава и вырез платья отделаны белоснежными оборками. Довершают наряд золотистый пояс, обхватывающий платье под грудью, и небрежно накинутая на сгибы локтей черная ажурная шаль. В левой руке художница держит атрибуты своего ремесла: набор кистей и палитру с красками.

Кисти и палитра – атрибуты живописи / Источник: The National Gallery (фрагмент фото) https://www.nationalgallery.org.uk/paintings/elisabeth-louise-vigee-le-brun-self-portrait-in-a-straw-hat
Кисти и палитра – атрибуты живописи / Источник: The National Gallery (фрагмент фото) https://www.nationalgallery.org.uk/paintings/elisabeth-louise-vigee-le-brun-self-portrait-in-a-straw-hat

Автопортрет Элизабет Виже-Лебрен дышит покоем и бесхитростностью. Без парика и декоративного фона, в простом (но не дешевом) платье, она предстает в элегантном и естественном образе. Умело работая со светотенью, художница добивается эффекта объема и реализма. Рассеянный дневной свет и прямые солнечные лучи создают четкий контраст. Белоснежная кожа и блестящая ткань платья сияют, все детали выписаны с умелой тщательностью. На этой картине Элизабет предстает перед нами в двойственном амплуа: она одновременно натурщица и мастер, светская дама и профессиональный художник.

Обратите внимание, насколько умело передана текстура и фактура различных тканей: складки, блеск и тени, кружевные элементы! / Источник: The National Gallery (фрагмент фото) https://www.nationalgallery.org.uk/paintings/elisabeth-louise-vigee-le-brun-self-portrait-in-a-straw-hat
Обратите внимание, насколько умело передана текстура и фактура различных тканей: складки, блеск и тени, кружевные элементы! / Источник: The National Gallery (фрагмент фото) https://www.nationalgallery.org.uk/paintings/elisabeth-louise-vigee-le-brun-self-portrait-in-a-straw-hat

Идея этого автопортрета пришла к Элизабет Виже-Лебрен в 1781 году, во время поездки во Фландрию и Нидерланды. Копируя картины великого Рубенса, она увидела портрет Сюзанны Лунден («Соломенная шляпка») и захотела создать его «свободную имитацию». Позже художница писала про эту картину, что ее «великий эффект заключается в двух разных источниках освещения: обычном дневном свете и сиянии солнца», и что она «вдохновила на создание автопортрета в Брюсселе… в поисках того же эффекта». Интересно, что в это же время она написала похожий портрет герцогини де Полиньяк. И еще малоизвестный факт – автопортрет, на который мы сейчас смотрим, на самом деле копия сделанная художницей в 1782 году или позже! Оригинал же, отличающийся деталями (другое выражение лица, сиреневый цвет платья), находится в коллекции банкира и филантропа, барона Эдмона де Ротшильда.

Автопортрет Элизабет Виже-Лебрен в раме / Источник: Wikimedia Commons (Photo by Szilas in the National Gallery, London, 2010; Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Elisabeth-Louise_Vig%C3%A9e-Lebrun_-_Self_Portrait_in_a_Straw_Hat.jpg
Автопортрет Элизабет Виже-Лебрен в раме / Источник: Wikimedia Commons (Photo by Szilas in the National Gallery, London, 2010; Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Elisabeth-Louise_Vig%C3%A9e-Lebrun_-_Self_Portrait_in_a_Straw_Hat.jpg

Портреты Элизабет Виже-Лебрен, по цветовой палитре можно отнести к рококо, хотя их стиль ближе к неоклассицизму. Сэр Джошуа Рейнольдс, английский живописец и искусствовед, считал ее одной из величайших портретисток эпохи, сравнимой с мастерами Золотого века Голландии. Ее талант высоко ценили при жизни, ей заказывали портреты представители высшей знати и королевских семей, она была избрана в художественные академии десятка городов. В наши дни картины художницы находятся в коллекциях Лувра, Эрмитажа, Лондонской национальной галереи и других ведущих музеев мира.

|Справка| Полное название картины – «Автопортрет в соломенной шляпке» (Autoportrait au chapeau de paille / Self Portrait in a Straw Hat). Автор – Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен (Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun). Жанр – портрет, автопортрет. Стиль – рококо, неоклассицизм. Дата создания – 1782 г. Материалы: масло, холст. Размеры: 98 x 71 см.

Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!