Мы живём в удивительное время. То, что казалось невозможным ещё несколько лет назад, сегодня объективная реальность, которая начинает восприниматься как что-то привычное.
Не так давно, в "нулевых" и в начале 10-х годов ФТС успешно соревновалась с ФНС за титул главного поставщика доходов федерального бюджета. Несколько лет подряд таможенники обходили налоговиков в этом "соревновании". Не сказать, что ФТС в те годы была молодцом, а ФНС не умела работать. Структура импорта и экспорта, экономики в целом, система налогообложения отдельных отраслей – всё это было другим.
Потом случился 2014 год и ФНС начала уверенно обходить таможню. У рывка налоговиков много причин, но, в первую очередь, это:
- Изменения в налогообложении. Для обычных налогоплательщиков кардинально ничего не поменялось, налоги остались примерно те же самые. Где-то немного подросли ставки, но, в целом, всё осталось таким же. А вот "нефтянка" получила налоговый манёвр, в результате которого тяжесть фискальных изъятий перешла от экспортных пошлин к НДПИ, т.е. от ФТС к ФНС.
- Изменение структуры экономики, экспорта и импорта. Когда в 2014 году курс рубля просел примерно в 2,5 раза, импорт резко подорожал и многие товары стало выгоднее производить внутри страны. Государство, где-то успешно, а где-то не очень, также поддерживало замещение импорта внутренним производством. Рост внутреннего производства косвенно давал дополнительные доходы ФТС, но основным бенефициаром здесь была ФНС.
- Трансформация ФНС. Российские налоговики провели цифровую и организационную трансформацию, опыт которой с интересом изучают налоговики других стран. В результате более качественное управление дало значительный прирост доходов бюджета, которые администрирует ФНС. ФТС тоже пыталась играться в такие штуки, но получалось не так хорошо.
В 2014 году ФТС ещё смогла удержать лидерство, но в 2015 году ФНС взяла титул главного поставщика доходов федерального бюджета и уже не отдавала его.
Таможня и "креатив"
Ожиданий бюджетного лидера от таможни больше не было, но рост поступлений в бюджет нужно было показывать. Поэтому ФТС решила подсмотреть у лидирующих ФНС рецепты успеха. Одним из таких рецептов были "креативные" подходы к трактовке самых обычных операций.
Так как с экспортными операциями простор для "креатива" был небольшой, кроме цены там было нечего оспаривать, то таможенники решили сфокусироваться на импорте. Тут под их "креативные" подходы и попали "дочки" иностранцев, которые присутствовали на российском рынке в большом количестве и занимались, в основном, ввозом и дистрибуцией товаров.
Как правило, "дочки" иностранцев производили различные выплаты связанным сторонам за пределы российской юрисдикции: проценты, дивиденды, роялти, бонусы. Вместе с оспариванием цены таможня хотела включить что-то из этих выплат в таможенную стоимость товаров. ФТС решила выбрать своей "жертвой" роялти.
Таможенники начали предъявлять импортёрам претензии с требованием включать роялти в таможенную стоимость товаров. С теми, кто не соглашался с подобным подходом, ФТС активно судилась. В большинстве случаев суды вставали на сторону таможенников, что привело к формированию по этому вопросу обширной судебной практики, которая была в значительной степени негативной для импортёров.
В результате включение роялти в таможенную стоимость стало рассматриваться большинством импортёров как что-то само собой разумеющееся. Конечно, попытки спорить с таможенниками по поводу роялти продолжались, но шансы на успех были небольшими.
Не будем разбирать правовое обоснование и трактовки ФТС в этом вопросе, так как судебная практика по роялти уже сформировалась. Но сейчас формируется практика по другим выплатам, в рамках которой таможня использует новый "креатив", и эту практику будет очень интересно рассмотреть.
Дивиденды
После успешного "взятия" роялти, ФТС стала искать другие платежи, которые можно было бы "креативно" включить в таможенную стоимость. Выбор таможни пал на дивиденды.
Первые неудачные попытки включить дивиденды в таможенную стоимость были ещё в 2019-2020 годах (дела А56-13721/2019 и А53-11278/2020). В 2021 году ФТС активизировалась, в разработке было уже 4 дела (А40-20125/2021, А09-1751/2021, А09-1129/2021, А08-3672/2021). В них ФТС требовала включить в таможенную стоимость роялти и дивиденды в различной комбинации.
Профессиональное сообщество смотрело на эти дела, в первую очередь, с точки зрения роялти. По дивидендной части в 2021 году решения по этим делам выносились в пользу импортёров. Суды отклоняли доводы таможенников, а импортёры воспринимали судебную активность ФТС по дивидендам как что-то обыденное, не несущее серьёзной угрозы. Все считали, что основная цель таможенников – это роялти, а претензии по дивидендам – это своеобразное использование подхода "хочешь получить миллион – проси миллиард", чтобы в итоге включить в таможенную стоимость роялти.
Потом наступил 2022 год, в котором произошли тектонические сдвиги в отношении государства к бизнесу из недружественных стран. Что довольно быстро нашло отражение в судебной практике.
В 2022 году Верховный Суд отправил 3 из 4 дел 2021 года на новое рассмотрение, а в 2023 году, уже в рамках новых рассмотрений, суды начали вставать на сторону ФТС по вопросу дивидендов. Импортёры стали оспаривать эти решения.
Первым до Верховного Суда в начале 2024 года дошло новое рассмотрение "дела Шанель". В решении по этому делу Верховный Суд подтвердил, что дивиденды, выплачиваемые иностранному учредителю, который также является единственным поставщиком, подлежат включению в таможенную стоимость товаров. Это решение окончательно утвердило вектор судебной практики по данному вопросу и развязало руки таможне.
Так как "дело Шанель" стало образцом для других подобных дел, на его примере можно разобрать новый "креатив" ФТС. А он прост и незамысловат.
Всё дело в трактовке подпункта 3 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса, который говорит примерно следующее:
При определении таможенной стоимости ввозимых товаров в нее также включается часть дохода, полученного в результате последующей продажи ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу
Т.е. в этом подпункте дивиденды прямо не поименованы.
У судов было 2 позиции по трактовке данной нормы:
1) До 2022 года
Дивиденды по своей экономической сути представляют собой доход от инвестиций, вложенных участником в создание или приобретение предприятия, и как таковые не связаны с импортом товаров. Соответственно, по общему правилу, перечисляемые покупателем продавцу дивиденды не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров.
Независимо от того, является ли учредитель единственным поставщиком или нет.
2) После "дела Шанель"
Дивиденды, выплачиваемые иностранному учредителю, который также является единственным поставщиком, фактически дивидендами не являются. А чем же они тогда являются? Они являются дивидендами лишь по форме, по своей сути данные платежи обеспечивают получение продавцом части причитающегося ему дохода от продажи ввезенных товаров.
В общем, всё просто. Дивиденды это не дивиденды, так как российская "дочка" занимается только продажей товаров от участника, который является единственным поставщиком.
Теперь подход таможни по дивидендам можно охарактеризовать как "если нельзя, но очень хочется, то можно". Подход, который ещё несколько лет назад назвали бы противоречащим здравому смыслу, сегодня вовсю применяется ФТС и судами.
***
После такой мощной поддержки со стороны судов таможенные органы начали массовую рассылку требований по "дочкам" иностранных компаний в России. Запрашиваемая информация порой ставит импортёров в тупик, так как они видят подобные экономические показатели впервые, например, сумму чистой прибыли в разрезе таможенных деклараций.
Скорее всего, таможня пройдет по "дочкам" иностранных компаний с попытками включить выплаты дивидендов в таможенную стоимость. Особенное внимание, вероятно, получат компании, у которых штаб-квартира находится в недружественной стране. Про влияние политической конъюнктуры со стороны контролирующих органов, естественно, никто прямо не говорит, но оно есть.
А потом будет новый "креатив" от таможенных органов. Уже говорят про бонусы при поставке товаров. Или будет что-то ещё. У таможни много идей.