Найти тему

Собаки и дети

Подросток и собака
Подросток и собака

Ирландские терьеры прекрасно ладят с детьми любых возрастов…

Так говорят владельцы, заводчики, так говорю я. Но есть одно очень существенное НО! Речь идет о воспитанных взрослых собаках и воспитанных вменяемых детях.

Но бывают различные нюансы, которые я и хочу рассмотреть в статье.

Итак, ситуация, когда в семье со взрослой собакой рождается ребенок, наверное, самая простая. Тут задача родителей правильно построить отношения с учетом изменившейся ситуации. А именно, не ущемлять собаку, не отказывать ей в общении и прогулках (в идеале – не изменять режим собачьей жизни, насколько это возможно), аккуратно познакомить с новым членом семьи и не препятствовать желанию собаки участвовать в общении с младенцем. Конечно, всё взаимодействие собаки и малыша должно происходить под присмотром взрослых. Обычно, если собака адекватно воспитана до появления младенца, трудностей в таких семьях не возникает. Ирландский терьер становится прекрасной нянькой хозяйскому отпрыску.

А вот ситуации, когда к имеющимся детям берут щенка, заслуживает особого внимания. И её стоит разбить на несколько подситуаций.

1. Ребенок младше трёх лет.

Тут стоит очень хорошо подумать, а стоит ли вообще заводить щенка в такое время. Но если уход за ребенком человеческим и ребенком собачьим будет поделён между разными взрослыми, то вполне возможно, что щенок и ребенок будут расти вместе, и впоследствии станут лучшими друзьями. Только надо обеспечить хороший присмотр за обоими детьми, чтобы они не навредили друг другу. Потому что щенок вполне способен нанести ребенку существенные травмы своими когтями и острыми зубками. А вот ребенок вполне может щенка и убить, ударив игрушкой, уронив или задушив в объятиях. К сожалению, такие случаи бывают со щенками не только миниатюрных пород – двухлетний ребенок по сравнению с трёхмесячным щенком ирландца вполне себе гигант. Поэтому тут лучше всего разграничить жизненные пространства щенка и маленького ребенка, совмещая их на прогулке и кратком общении под контролем взрослого. И не пренебрегать воспитанием щенка! Собаки растут и взрослеют значительно быстрее людей, поэтому уже через год-полтора ваши усилия окупятся.

2. Ребенок в возрасте от трёх и до семи-восьми лет.

Дети в этом возрасте уже вполне понимают запреты взрослых и чувствуют боль и дискомфорт других. (Я говорю о нормальных детях, родители которых устанавливают рамки дозволенного.) Поэтому, с одной стороны их общение со щенком должно происходить под присмотром, но им уже можно объяснить, что щенка нельзя толкать, бить игрушками, сажать на диван или на стол. Что щенка нельзя беспокоить, когда он ест или отдыхает… Но при этом таких детей уже можно привлекать к нехитрым процедурам ухода за щенком: налить воды, подать поводок, дать лакомство за выполненную команду (сначала только проинструктируйте, пожалуйста, ребёнка, как именно это делается). И конечно можно и нужно вместе гулять и заниматься со щенком.

3. Ребенок с семи до тринадцати лет.

Это такой своеобразный переход от ребенка к подростку. В этом возрасте одни дети уже вполне собранные и целеустремленные, многие способны на самостоятельные занятия с собакой. Это они ходят в школу юных хендлеров, юных кинологов, бегают аджилити в младших группах… Конечно, для этого им нужно создать условия – лучше всего найти подходящую группу для занятий под руководством тренера. И они будут увлечённо работать со своим четвероногим другом. (Знаю, сама такая была.)

А есть те, кому собака не нужна в принципе. Они или так и продолжают воспринимать собак, как меховые игрушки, причиняя боль и дискомфорт, не считаясь с потребностями и возможностями собаки, особенно щенка. А некоторые, кому родители навязали питомца, могут даже проявлять осознанную жестокость.

Поэтому взрослым и тут нужно обращать самое пристальное внимание на взаимодействие между ребенком и щенком.

4. Ребенок старше тринадцати лет.

Это уже вполне осознанный человек, который способен сказать, нужно ли ему общение с собакой, или нет. Причинять вред специально он не будет. Да и случайно – тоже вряд ли. Самое ужасное, что будет делать такой ребенок, это игнорировать щенка, если тот не входит в круг его интересов.

Поэтому не стоит навязывать щенка подростку, не стоит брать щенка в надежде, что отпрыск «будет больше гулять и оторвётся от своего смартфона». Не будет и не оторвётся!

С другой стороны, такой ребенок уже вполне способен взять на себя полную ответственность за собаку. Конечно, за исключением финансовой стороны вопроса, и при поддержке родителей.

И особый пункт про отношение детей и ирландских терьеров. Ирландец – собака без тормозов! Если его зовут играть, он будет играть. Бегать, прыгать, лаять, беситься в компании детей – до упаду и даже больше. Но даже взрослой собаке требуется полноценный сон не менее 14 часов в сутки. А щенку и того больше! Щенки в возрасте до полугода должны спать (в тишине и покое, не вскакивая ежеминутно) 16-20 часов в сутки. Представляете? Это намного больше, чем требуется на сон человеку.

И если собака не спит положенное время, её психика страдает от перенапряжения. Активные подвижные и шумные игры только добавляют такого перенапряжения. И в результате собака начинает вести себя «неадекватно» - может начать кусаться, справлять нужду в неположенных местах, метить углы в доме, быть агрессивной или непослушной. В общем, весь тот набор, с которым чаще всего обращаются за коррекцией поведения.

А ведь очень часто никакой особенной коррекции не требуется – только налаженный полноценный отдых для собаки и снижение активных игр в течение дня.

Поэтому игры детей и собак, особенно собак молодых и щенков, стоит контролировать и останавливать при излишнем возбуждении собаки. Для успокоения собаке хорошо походить в спокойном темпе и нагрузить мозг (например, поиском спрятанного лакомства).

А вообще, я считаю, что при желании и усилиях со стороны взрослых, вполне возможно совместить выращивание и воспитание щенка с детьми любого возраста.

Ирландский терьер всегда готов к игре!
Ирландский терьер всегда готов к игре!

Больше статей на сайте .