Камиль Коро (Жан-Батист-Камиль Коро, родился 16 июля 1796 года, Париж, Франция — умер 22 февраля 1875 года, Париж) - французский художник, известный прежде всего своими пейзажами, который вдохновил и в некоторой степени предвосхитил пейзажную живопись импрессионистов. Его этюды, замечательные своей технической свободой и четкостью цвета, стали цениться так же высоко, как и готовые картины, созданные на их основе.
Коро родился в семье зажиточных буржуа. Его мать, уроженка Швейцарии, владела модным магазином, которым помогал управлять отец Коро, торговец тканями по своей профессии. Камиль был плохим учеником, когда пытался следовать ремеслу своего отца. В возрасте 25 лет отец выделил ему небольшое пособие и позволил стать тем, кем он всегда мечтал стать - художником.
Как и любой молодой французский художник, Коро проводил много времени, изучая картины в Лувре, он брал частные уроки у Ахилла-Этны Мишаллона. Однако с самого начала Коро предпочитал сидеть на открытом воздухе, а не в студии, зарисовывая то, что видел, учась на собственном опыте.
Коро периодически совершал поездки с конца 1820-х годов в Фонтенбло, где он познакомился с представителями Барбизонской школы художников и подружился с ними. Эти художники пытались избавить французский пейзаж от его исторического и мифологического наследия, рисуя только то, что было на самом деле, в духе пристального внимания к природе. После своего первоначального знакомства с этой группой Коро начал создавать все более натуралистичные пейзажные картины с ярко выраженным эмоциональным подтекстом, которые предвосхитили многие последующие работы Милле, Курбе и других художников.
Осенью 1825 года Коро отправился в Рим, и три года, которые он провел там, были самыми важными в его жизни. Он рисовал город и сельскую местность вокруг Рима, совершил поездку в Неаполь и на остров Искья и вернулся в Париж через Венецию. Он был очень счастлив. В августе 1826 года он написал другу: “Все, что я действительно хочу делать в жизни - это рисовать пейзажи. Эта твердая решимость помешает мне завести какие-либо серьезные привязанности. То есть я не собираюсь жениться".
Он сдержал свое слово и так и не женился. Романтические отношения не играли никакой роли в его жизни, которая была полностью посвящена живописи.
Вернувшись во Францию, Коро погрузился в рутину, которой придерживался всю свою жизнь. Весенние и летние месяцы он всегда проводил, рисуя на природе, делая небольшие наброски маслом и зарисовки с натуры. Он овладел тональными соотношениями, которые легли в основу его творчества, поскольку баланс и градация светлых и темных тонов всегда были для него важнее выбора цвета. Зимой Коро удалялся в свою парижскую студию, чтобы поработать над несколькими гораздо более крупными картинами, которые ему нравилось готовить к выставке на ежегодном Парижском салоне, открывавшемся в мае.
Его первая важная работа "Мост в Нарни" была показана на Парижском салоне в 1827 году, когда он еще находился в Италии.
В 1833 году он выставил большой пейзаж с видом леса Фонтенбло, который был удостоен медали второй степени: это дало Коро право демонстрировать свои картины без представления на утверждение жюри.
С мая по октябрь 1834 года Коро совершил свой второй визит в Италию. Он писал виды Вольтерры, Флоренции, Пизы, Генуи, Венеции и итальянского озерного края. Он собрал достаточно материала в виде небольших эскизов, чтобы хватило ему на всю оставшуюся жизнь, хотя летом 1843 года он ненадолго вернулся в Италию, в последний раз. Став старше, Коро стал меньше двигаться. Его любимыми местами во Франции были леса Фонтенбло, Бретань, побережье Нормандии, семейное поместье в Виль-д'Авре под Парижем, а позже — Аррас и Дуэ на севере Франции, где жили близкие друзья.
На протяжении всей своей жизни Коро любил время от времени рисовать простые пейзажи, изображая такие здания, как собор в Шартре (1830) или колокольня в Дуэ (1871), именно такими, какими они ему представлялись. Его творчество делилось между эскизами — маленькими, непосредственными, спонтанными — и большими законченными картинами для Салона. В начале века эскиз считался неподходящим для публичной выставки, и лишь немногие коллекционеры-знатоки покупали такие картины. Предпочтение отдавалось законченным пейзажам. Они считались еще более достойными, если включали в себя несколько маленьких фигурок, которые можно было отождествить с героическими персонажами легенд, литературы или Библии. Так, Коро выставлял картины с такими названиями, как "Агарь в пустыне" (Салон 1835 года), "Диана, застигнутая врасплох Актеоном" (салон 1836 года), "Гомер и пастухи" (салон 1845 года) и "Христос в Масличном саду" (салон 1849 года).
Поскольку главным предметом его интереса был пейзаж, Коро использовал фигуры в своих работах как бы случайно.
В 1860—х годах Коро изобрел новый вид пейзажа — "Сувениры", в котором он создавал композиции из стандартных элементов - обычно это было озеро с прозрачными деревьями, окрашенными в серебристые тона, - чтобы вызвать настроение нежной меланхолии.
В конце своей жизни он также написал несколько портретов и этюдов, в частности, молодых женщин, которые позировали в его студии с цветами или музыкальными инструментами в руках или смотрели на пейзаж на мольберте. Эти более личные работы Коро почти никогда не выставлялись.
В 1830-х годах работы Коро регулярно выставлялись в Парижском салоне и имели некоторый успех у критиков. Однако он продал очень мало картин в этот период и был рад, что отец давал ему деньги. Затем, в 1840 году, государство приобрело одну из его работ, “Маленького пастуха”, а пять лет спустя поэт и искусствовед Шарль Бодлер мог написать в своей рецензии на Салон 1845 года, что "Коро стоит во главе современной пейзажной школы". В 1846 году он был удостоен звания художника-пейзажиста, кавалера ордена Почетного легиона, и когда в 1847 году умер его отец, Коро почувствовал, что оправдал поддержку семьи в его стремлении стать художником.
К 1850-м годам коллекционеры и дилеры стали жадно искать его картины, и с тех пор у Коро не было материальных забот. Он продолжал отправлять большие картины в салоны, где за них давали высокие цены.
На Всемирной выставке в Париже в 1855 году он был награжден медалью первой степени за живопись, а император Наполеон III купил у него картину. В 1867 году он был произведен в офицеры ордена Почетного легиона. Хотя он был плодовитым художником и написал более 3000 картин, спрос превысил предложение, у Коро было много подражателей и подделок.
Несмотря на то, что Коро был академическим художником, воспитанным в духе неоклассицизма, его пейзажи были восприняты как предвосхищение достижений импрессионизма. Они прославились своей мягкой цветовой палитрой, часто выполненной с таким низким уровнем тонального контраста, что создавали монохромный эффект. Получившееся в результате сказочное качество отражало его желание оставаться верным своему "первому впечатлению" от пейзажа.
При жизни Коро приобрел популярность в основном благодаря своим более поздним, застенчиво-поэтичным пейзажам, которые характеризовались чувствительными тональными эффектами и нежной гаммой серебристых тонов. Портреты и эскизы фигур, созданные за последние 20 лет жизни Коро, такие как "Студия" (несколько версий, около 1865) и "Жемчужина" (1868-70), свидетельствуют о врожденном классицизме Коро и его абсолютном мастерстве в тональной живописи.
Успех мало что изменил для Коро, который был человеком крайне консервативных привычек. Он всегда очень много работал, потому что любил свое искусство, но это оставляло ему мало времени на другие вещи. Он любил говорить о гармонии своей живописи. Он решительно избегал изображения современного мира на своих картинах: нигде нет и намека на обширную железнодорожную сеть, покрывавшую Францию при его жизни, или на промышленное и коммерческое развитие, преобразившее страну.
Коро наслаждался обществом коллег-художников и был близким другом барбизонской группы художников, особенно Жана-Франсуа Милле, Теодора Руссо и Шарля-Франсуа Добиньи. Он использовал свои деньги, чтобы ненавязчиво помогать менее преуспевающим друзьям, таким как карикатурист Оноре Домье. Не пытаясь поддерживать их публично, Коро симпатизировал молодым художникам. Он давал уроки поздним импрессионистам Камилю Писсарро и Берте Моризо, и у него было много учеников. В последние годы жизни “папа Коро” пользовался всеобщей любовью за свою неизменную доброту и щедрость.
Место Коро в истории живописи XIX века бесспорно. Когда он начинал рисовать, пейзажный набросок рассматривался в первую очередь как сырье для более продуманной работы и сам по себе не имел большого художественного значения. Коро был одним из первых, кто показал, что эскиз обладает такими качествами, как жизненность и спонтанность, - основополагающей истиной природы, которой не хватает более законченной картине. На момент его смерти эскиз восторжествовал, и к любой искусственности или надуманности в пейзажной живописи относились с подозрением. Коро помог подготовить почву для художников-пейзажистов-импрессионистов, которые многому у него научились и относились к нему с уважением и благоговением. Клод Моне в 1897 году заявил, что "здесь есть только один мастер - Коро. Мы ничто по сравнению с ним, ничто".
Коро следует признать одной из ключевых фигур в истории современного искусства, связующим звеном между традициями неоклассицизма и последующими направлениями в живописи.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.