Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Камиль Коро - одна из ключевых фигур в истории живописи XIX века

Камиль Коро (Жан-Батист-Камиль Коро, родился 16 июля 1796 года, Париж, Франция — умер 22 февраля 1875 года, Париж) - французский художник, известный прежде всего своими пейзажами, который вдохновил и в некоторой степени предвосхитил пейзажную живопись импрессионистов. Его этюды, замечательные своей технической свободой и четкостью цвета, стали цениться так же высоко, как и готовые картины, созданные на их основе.

Камиль Коро: фотография
Датируется примерно 1855-1860 годами
Камиль Коро: фотография Датируется примерно 1855-1860 годами

Коро родился в семье зажиточных буржуа. Его мать, уроженка Швейцарии, владела модным магазином, которым помогал управлять отец Коро, торговец тканями по своей профессии. Камиль был плохим учеником, когда пытался следовать ремеслу своего отца. В возрасте 25 лет отец выделил ему небольшое пособие и позволил стать тем, кем он всегда мечтал стать - художником.

Как и любой молодой французский художник, Коро проводил много времени, изучая картины в Лувре, он брал частные уроки у Ахилла-Этны Мишаллона. Однако с самого начала Коро предпочитал сидеть на открытом воздухе, а не в студии, зарисовывая то, что видел, учась на собственном опыте.

Пруд Виль-д'Авре, 1865, Камиль Коро
Пруд Виль-д'Авре, 1865, Камиль Коро

Виль-Д'Авре, 1835-1840 Камиль Коро (1796-1875) 
Виль-Д'Авре, 1835-1840 Камиль Коро (1796-1875) 

Молодые женщины Спарты, 1868 Камиль Коро (1796-1875)
Молодые женщины Спарты, 1868 Камиль Коро (1796-1875)

Коро периодически совершал поездки с конца 1820-х годов в Фонтенбло, где он познакомился с представителями Барбизонской школы художников и подружился с ними. Эти художники пытались избавить французский пейзаж от его исторического и мифологического наследия, рисуя только то, что было на самом деле, в духе пристального внимания к природе. После своего первоначального знакомства с этой группой Коро начал создавать все более натуралистичные пейзажные картины с ярко выраженным эмоциональным подтекстом, которые предвосхитили многие последующие работы Милле, Курбе и других художников.

Купание Дианы, 1855 Камиль Коро (1796-1875)
Купание Дианы, 1855 Камиль Коро (1796-1875)

Дама в голубом, 1874. Камиль Коро - Лувр
Дама в голубом, 1874. Камиль Коро - Лувр

Осенью 1825 года Коро отправился в Рим, и три года, которые он провел там, были самыми важными в его жизни. Он рисовал город и сельскую местность вокруг Рима, совершил поездку в Неаполь и на остров Искья и вернулся в Париж через Венецию. Он был очень счастлив. В августе 1826 года он написал другу: “Все, что я действительно хочу делать в жизни - это рисовать пейзажи. Эта твердая решимость помешает мне завести какие-либо серьезные привязанности. То есть я не собираюсь жениться".

Он сдержал свое слово и так и не женился. Романтические отношения не играли никакой роли в его жизни, которая была полностью посвящена живописи.

Сенокосцы, 1850. Камиль Коро
Сенокосцы, 1850. Камиль Коро

« Сауле-де-Сент-Катрин, недалеко от Арраса», картина маслом на холсте, выполненная между 1851 и 1860 годами художником Камилем Коро
« Сауле-де-Сент-Катрин, недалеко от Арраса», картина маслом на холсте, выполненная между 1851 и 1860 годами художником Камилем Коро

Закат в Шеврие, 1848 Камиль Коро (1796-1875) 
Закат в Шеврие, 1848 Камиль Коро (1796-1875) 

Вернувшись во Францию, Коро погрузился в рутину, которой придерживался всю свою жизнь. Весенние и летние месяцы он всегда проводил, рисуя на природе, делая небольшие наброски маслом и зарисовки с натуры. Он овладел тональными соотношениями, которые легли в основу его творчества, поскольку баланс и градация светлых и темных тонов всегда были для него важнее выбора цвета. Зимой Коро удалялся в свою парижскую студию, чтобы поработать над несколькими гораздо более крупными картинами, которые ему нравилось готовить к выставке на ежегодном Парижском салоне, открывавшемся в мае.

Его первая важная работа "Мост в Нарни" была показана на Парижском салоне в 1827 году, когда он еще находился в Италии.

Мост в Нарни, 1827, холст, масло Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875)                                                       Для любого европейского художника начала девятнадцатого века итальянский пейзаж обладал почти мистической притягательностью, поскольку был увековечен художниками-неоклассиками, такими как Николя Пуссен и Клод Лоррен. "Мост в Нарни" - прекрасный пример стиля Коро тех итальянских лет: используя традиционные академические композиционные приемы, Коро направляет взгляд зрителя внутрь полотна и за его пределы с помощью извилистой реки и тщательно продуманного использования света. Картина "Мост в Нарни", выставленная в Парижском салоне 1827 года, стала одним из первых достижений Коро, а техника натурной живописи стала отличительной чертой его творчества. Она также оказала большое влияние на последующее развитие импрессионизма. Такие художники, как Клод Моне и ученик Коро Камиль Писсарро, никогда не забудут урок, изложенный в подобных работах: картина, какой бы трудоемкой она ни была в исполнении, всегда должна "оставаться верной" первому впечатлению художника о предмете.
Мост в Нарни, 1827, холст, масло Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875)  Для любого европейского художника начала девятнадцатого века итальянский пейзаж обладал почти мистической притягательностью, поскольку был увековечен художниками-неоклассиками, такими как Николя Пуссен и Клод Лоррен. "Мост в Нарни" - прекрасный пример стиля Коро тех итальянских лет: используя традиционные академические композиционные приемы, Коро направляет взгляд зрителя внутрь полотна и за его пределы с помощью извилистой реки и тщательно продуманного использования света. Картина "Мост в Нарни", выставленная в Парижском салоне 1827 года, стала одним из первых достижений Коро, а техника натурной живописи стала отличительной чертой его творчества. Она также оказала большое влияние на последующее развитие импрессионизма. Такие художники, как Клод Моне и ученик Коро Камиль Писсарро, никогда не забудут урок, изложенный в подобных работах: картина, какой бы трудоемкой она ни была в исполнении, всегда должна "оставаться верной" первому впечатлению художника о предмете.

Мост в Нарни, 1826, этюд Камиль Коро (1796-1875).    Набросок маслом, который сейчас хранится в Лувре, и который Коро написал в 1826 году на пленэре в сельской местности Умбрии, потратив на это много времени и сил.
Мост в Нарни, 1826, этюд Камиль Коро (1796-1875). Набросок маслом, который сейчас хранится в Лувре, и который Коро написал в 1826 году на пленэре в сельской местности Умбрии, потратив на это много времени и сил.

В 1833 году он выставил большой пейзаж с видом леса Фонтенбло, который был удостоен медали второй степени: это дало Коро право демонстрировать свои картины без представления на утверждение жюри.

С мая по октябрь 1834 года Коро совершил свой второй визит в Италию. Он писал виды Вольтерры, Флоренции, Пизы, Генуи, Венеции и итальянского озерного края. Он собрал достаточно материала в виде небольших эскизов, чтобы хватило ему на всю оставшуюся жизнь, хотя летом 1843 года он ненадолго вернулся в Италию, в последний раз. Став старше, Коро стал меньше двигаться. Его любимыми местами во Франции были леса Фонтенбло, Бретань, побережье Нормандии, семейное поместье в Виль-д'Авре под Парижем, а позже — Аррас и Дуэ на севере Франции, где жили близкие друзья.

Дом и фабрика месье Генри, 1833 Камиль Коро (1796-1875) 
Дом и фабрика месье Генри, 1833 Камиль Коро (1796-1875) 

Собор в Шартре, 1830. Камиль Коро (1796-1875)
Собор в Шартре, 1830. Камиль Коро (1796-1875)

Камиль Коро. Колокольня в Дуэ, 1871, Лувр
Камиль Коро. Колокольня в Дуэ, 1871, Лувр

На протяжении всей своей жизни Коро любил время от времени рисовать простые пейзажи, изображая такие здания, как собор в Шартре (1830) или колокольня в Дуэ (1871), именно такими, какими они ему представлялись. Его творчество делилось между эскизами — маленькими, непосредственными, спонтанными — и большими законченными картинами для Салона. В начале века эскиз считался неподходящим для публичной выставки, и лишь немногие коллекционеры-знатоки покупали такие картины. Предпочтение отдавалось законченным пейзажам. Они считались еще более достойными, если включали в себя несколько маленьких фигурок, которые можно было отождествить с героическими персонажами легенд, литературы или Библии. Так, Коро выставлял картины с такими названиями, как "Агарь в пустыне" (Салон 1835 года), "Диана, застигнутая врасплох Актеоном" (салон 1836 года), "Гомер и пастухи" (салон 1845 года) и "Христос в Масличном саду" (салон 1849 года).

Поскольку главным предметом его интереса был пейзаж, Коро использовал фигуры в своих работах как бы случайно.

Агарь в пустыне, 1835, х.м. Музей искусств Метрополитен. Камиль Коро (1796-1875)            На этой картине Коро изображает сцену из книги Бытия в Ветхом Завете. Агарь была служанкой Авраама, жена которого Сарра не могла забеременеть. Желая иметь ребенка, Авраам родил сына от Агари только для того, чтобы Сарра родила ему своего собственного ребенка, Исаака. Ревнуя, Сарра изгоняет Агарь и ее сына Измаила в пустыню Вирсавия, где они чуть не умирают от жажды, но ангел спасает их у источника. Коро изображает момент окончательного срыва Агари; когда ангел приближается на расстоянии, она умоляет Бога сжалиться над ней. Картина "Агарь в пустыне" отчасти представляет собой упражнение в создании драматического тонального контраста, когда свет, проходящий через засушливый пейзаж, делит все полотно надвое. В то же время библейские темы и мотивы, а также стилизованные позы персонажей свидетельствуют о постоянном влиянии неоклассической пейзажной живописи. Академическое образование привило Коро неоклассическую любовь к религиозным и мифологическим пейзажам, а также понимание моралистической повествовательной функции живописи. Один из критиков так охарактеризовал предполагаемые цели картины, отметив, что она "удовлетворяет мой дух и дает пищу для размышлений". Однако история создания картины также отражает взаимодействие Коро с растущим реалистическим стилем французской живописи. Несмотря на то, что обстановка вымышленная, необъяснимо пышные деревья пустыни напоминают сделанные примерно в то же время зарисовки леса Фонтенбло, где Коро познакомился и подружился с художниками Барбизонской школы, связанной с движением от романтизма к реализму во французской пейзажной живописи. Представленная на Салоне 1835 года картина "Агарь в пустыне" получила высокую оценку за свою оригинальность и демонстрацию технического мастерства, мгновенно принеся Коро славу и богатство. Таким образом, она представляет собой момент в его карьере, когда он внезапно приобрел статус салонного художника, статус, который сохранился за ним даже тогда, когда его работы стали более натуралистичными и неакадемичными по тематике и композиции.
Агарь в пустыне, 1835, х.м. Музей искусств Метрополитен. Камиль Коро (1796-1875)  На этой картине Коро изображает сцену из книги Бытия в Ветхом Завете. Агарь была служанкой Авраама, жена которого Сарра не могла забеременеть. Желая иметь ребенка, Авраам родил сына от Агари только для того, чтобы Сарра родила ему своего собственного ребенка, Исаака. Ревнуя, Сарра изгоняет Агарь и ее сына Измаила в пустыню Вирсавия, где они чуть не умирают от жажды, но ангел спасает их у источника. Коро изображает момент окончательного срыва Агари; когда ангел приближается на расстоянии, она умоляет Бога сжалиться над ней. Картина "Агарь в пустыне" отчасти представляет собой упражнение в создании драматического тонального контраста, когда свет, проходящий через засушливый пейзаж, делит все полотно надвое. В то же время библейские темы и мотивы, а также стилизованные позы персонажей свидетельствуют о постоянном влиянии неоклассической пейзажной живописи. Академическое образование привило Коро неоклассическую любовь к религиозным и мифологическим пейзажам, а также понимание моралистической повествовательной функции живописи. Один из критиков так охарактеризовал предполагаемые цели картины, отметив, что она "удовлетворяет мой дух и дает пищу для размышлений". Однако история создания картины также отражает взаимодействие Коро с растущим реалистическим стилем французской живописи. Несмотря на то, что обстановка вымышленная, необъяснимо пышные деревья пустыни напоминают сделанные примерно в то же время зарисовки леса Фонтенбло, где Коро познакомился и подружился с художниками Барбизонской школы, связанной с движением от романтизма к реализму во французской пейзажной живописи. Представленная на Салоне 1835 года картина "Агарь в пустыне" получила высокую оценку за свою оригинальность и демонстрацию технического мастерства, мгновенно принеся Коро славу и богатство. Таким образом, она представляет собой момент в его карьере, когда он внезапно приобрел статус салонного художника, статус, который сохранился за ним даже тогда, когда его работы стали более натуралистичными и неакадемичными по тематике и композиции.

Диана и Актеон (Диана застигнута врасплох в своей ванне), 1836, х.м. Музей искусств МетрополитенКамиль Коро (1796-1875) 
Диана и Актеон (Диана застигнута врасплох в своей ванне), 1836, х.м. Музей искусств МетрополитенКамиль Коро (1796-1875) 

Гомер и пастухи, 1845, х.м. Музей искусства и истории Сен-Ло, Камиль Коро (1796-1875)
Гомер и пастухи, 1845, х.м. Музей искусства и истории Сен-Ло, Камиль Коро (1796-1875)

В 1860—х годах Коро изобрел новый вид пейзажа — "Сувениры", в котором он создавал композиции из стандартных элементов - обычно это было озеро с прозрачными деревьями, окрашенными в серебристые тона, - чтобы вызвать настроение нежной меланхолии.

Память (сувенир) о Мортефонтене, 1864,   Камиль Коро, Лувр. В этой лирической работе 1864 года пятнистый свет играет на ветвях высокого дерева, которое склоняется под тяжестью своих листьев, образуя своего рода дополнительную раму внутри полотна. Слева три фигуры собираются вокруг молодого деревца, протягивая руки к его подношениям: сбор урожая, традиционный сюжет французской пейзажной живописи, передан с фантастической интенсивностью, границы между человеческими телами и листвой теряются в мягкой цветовой дымке. Этот эффект наводит на мысль о симбиозе природы и человечества, в то время как спокойная вода озера, прекрасно отражающая деревья за его пределами, создает атмосферу спокойствия. Тщательно скомпонованная с целенаправленной асимметрией, эта картина отчасти демонстрирует неизменную близость Коро к композиционным приемам неоклассической пейзажной живописи, даже в последние десятилетия его карьеры. Но в нем нет аллегорического величия этого стиля, вместо этого он предлагает именно то, что обещает его название: воспоминания или творческие грезы, в данном случае возвращающие зрителя - и художника - в регион Мортефонтен на севере Франции, где Коро, возможно, путешествовал в юности. В период с 1855 по 1874 год он выставил около тридцати "сувенирных" картин, большинство из которых передавали ту же нежную атмосферу, что и это произведение. Некоторые искусствоведы связывают нечеткость этих работ с поздним интересом Коро к пейзажной фотографии, которая, учитывая доступные в то время технологии, редко позволяла получить четкое изображение. "Сувенир Мортефонтена", созданный на пике популярности художника, был с большим успехом показан на Салоне 1864 года и стал одной из первых работ Коро, приобретенных французским государством непосредственно у художника. Это прекрасный пример лирического стиля его поздних пейзажей, которые больше, чем какие-либо другие, предвещают развитие импрессионизма, поскольку он сочетал натуралистические и романтические элементы с общей цветовой гармонией, позже ассоциировавшейся с Моне. То, что Коро смог объединить эти эффекты с уроками предшественников-неоклассиков, таких как Клод Лоррен, указывает на его роль в истории французской живописи как связующего звена между академическим стилем начала 19-го века и достижениями авангарда 1870-х годов.
Память (сувенир) о Мортефонтене, 1864, Камиль Коро, Лувр. В этой лирической работе 1864 года пятнистый свет играет на ветвях высокого дерева, которое склоняется под тяжестью своих листьев, образуя своего рода дополнительную раму внутри полотна. Слева три фигуры собираются вокруг молодого деревца, протягивая руки к его подношениям: сбор урожая, традиционный сюжет французской пейзажной живописи, передан с фантастической интенсивностью, границы между человеческими телами и листвой теряются в мягкой цветовой дымке. Этот эффект наводит на мысль о симбиозе природы и человечества, в то время как спокойная вода озера, прекрасно отражающая деревья за его пределами, создает атмосферу спокойствия. Тщательно скомпонованная с целенаправленной асимметрией, эта картина отчасти демонстрирует неизменную близость Коро к композиционным приемам неоклассической пейзажной живописи, даже в последние десятилетия его карьеры. Но в нем нет аллегорического величия этого стиля, вместо этого он предлагает именно то, что обещает его название: воспоминания или творческие грезы, в данном случае возвращающие зрителя - и художника - в регион Мортефонтен на севере Франции, где Коро, возможно, путешествовал в юности. В период с 1855 по 1874 год он выставил около тридцати "сувенирных" картин, большинство из которых передавали ту же нежную атмосферу, что и это произведение. Некоторые искусствоведы связывают нечеткость этих работ с поздним интересом Коро к пейзажной фотографии, которая, учитывая доступные в то время технологии, редко позволяла получить четкое изображение. "Сувенир Мортефонтена", созданный на пике популярности художника, был с большим успехом показан на Салоне 1864 года и стал одной из первых работ Коро, приобретенных французским государством непосредственно у художника. Это прекрасный пример лирического стиля его поздних пейзажей, которые больше, чем какие-либо другие, предвещают развитие импрессионизма, поскольку он сочетал натуралистические и романтические элементы с общей цветовой гармонией, позже ассоциировавшейся с Моне. То, что Коро смог объединить эти эффекты с уроками предшественников-неоклассиков, таких как Клод Лоррен, указывает на его роль в истории французской живописи как связующего звена между академическим стилем начала 19-го века и достижениями авангарда 1870-х годов.

Крестьянская девушка пасет корову в лесу, 1865, Камиль Коро (1796-1875), Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Крестьянская девушка пасет корову в лесу, 1865, Камиль Коро (1796-1875), Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вечер, между 1860 и 1870 годами, Камиль Коро, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Вечер, между 1860 и 1870 годами, Камиль Коро, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Портрет Мариэтты Гамбей (“Песня Мариэтты”), 1869, Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875) Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Портрет Мариэтты Гамбей (“Песня Мариэтты”), 1869, Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875) Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Туссен Леместр (1807/8–1888) Художник Камиль Коро (1796-1875) 
Туссен Леместр (1807/8–1888) Художник Камиль Коро (1796-1875) 

В конце своей жизни он также написал несколько портретов и этюдов, в частности, молодых женщин, которые позировали в его студии с цветами или музыкальными инструментами в руках или смотрели на пейзаж на мольберте. Эти более личные работы Коро почти никогда не выставлялись.

Прерванное чтение, 1870-е, Камиль Коро (1796-1875) 
Прерванное чтение, 1870-е, Камиль Коро (1796-1875) 

Агостина, 1866, Камиль Коро (1796-1875) 
Агостина, 1866, Камиль Коро (1796-1875) 

ПОРТРЕТ АНДРЕ ОСМОНДА кисти Камиля Коро
ПОРТРЕТ АНДРЕ ОСМОНДА кисти Камиля Коро

В 1830-х годах работы Коро регулярно выставлялись в Парижском салоне и имели некоторый успех у критиков. Однако он продал очень мало картин в этот период и был рад, что отец давал ему деньги. Затем, в 1840 году, государство приобрело одну из его работ, “Маленького пастуха”, а пять лет спустя поэт и искусствовед Шарль Бодлер мог написать в своей рецензии на Салон 1845 года, что "Коро стоит во главе современной пейзажной школы". В 1846 году он был удостоен звания художника-пейзажиста, кавалера ордена Почетного легиона, и когда в 1847 году умер его отец, Коро почувствовал, что оправдал поддержку семьи в его стремлении стать художником.

Лес Фонтенбло, 1846, Камиль Коро (1796-1875)  На этой спокойной пейзажной картине изображен лес Фонтенбло в центральной Франции, с коровами и пастухом, ведущим их к водопою. Картина выглядит как созданная на натуре, но тщательное сочетание горизонталей и вертикалей выдает тщательное планирование, заложенное в это произведение. Тем не менее, это важная картина, указывающая, как по тематике, так и по стилю, на связь Коро со школой живописи, которая в то время ассоциировалась с Фонтенбло.            К 1840-м годам этот район стал синонимом нового направления в пейзажной живописи - Барбизонской школы, названной в честь деревни на окраине леса. Оказавшись между романтизмом и реализмом, такие художники, как Теодор Руссо, Нарцисс Диас де ла Пенья и Жан-Франсуа Милле, пытались лишить ландшафт его исторических и мифологических ассоциаций, создавая стиль искусства, который прославлял бы мир природы на его собственных условиях. Хотя барбизонских художников часто относят к ностальгическому, ретроградному движению по отношению к современным импрессионистам, отказ от академических и неоклассических традиций был революционным в свое время, как и их приверженность работе на пленэре. Поездки Коро в Фонтенбло на протяжении всей его жизни свидетельствуют о глубине его связи с группой художников, которые, как и он сам, стремились возвысить пейзажную живопись в иерархии жанров, пропагандируемых академией, способствуя репутации девятнадцатого века как "века пейзажа". Возможно, это принесло свои плоды, поскольку "Лес Фонтенбло" был принят на Салоне 1846 года, несмотря на его немифологическую тематику и отказ от неоклассических традиций. Картина заслужила похвалу поэта-символиста Шарля Бодлера, который поставил Коро в авангард современных достижений пейзажной живописи, а также многих других критиков.
Лес Фонтенбло, 1846, Камиль Коро (1796-1875)  На этой спокойной пейзажной картине изображен лес Фонтенбло в центральной Франции, с коровами и пастухом, ведущим их к водопою. Картина выглядит как созданная на натуре, но тщательное сочетание горизонталей и вертикалей выдает тщательное планирование, заложенное в это произведение. Тем не менее, это важная картина, указывающая, как по тематике, так и по стилю, на связь Коро со школой живописи, которая в то время ассоциировалась с Фонтенбло. К 1840-м годам этот район стал синонимом нового направления в пейзажной живописи - Барбизонской школы, названной в честь деревни на окраине леса. Оказавшись между романтизмом и реализмом, такие художники, как Теодор Руссо, Нарцисс Диас де ла Пенья и Жан-Франсуа Милле, пытались лишить ландшафт его исторических и мифологических ассоциаций, создавая стиль искусства, который прославлял бы мир природы на его собственных условиях. Хотя барбизонских художников часто относят к ностальгическому, ретроградному движению по отношению к современным импрессионистам, отказ от академических и неоклассических традиций был революционным в свое время, как и их приверженность работе на пленэре. Поездки Коро в Фонтенбло на протяжении всей его жизни свидетельствуют о глубине его связи с группой художников, которые, как и он сам, стремились возвысить пейзажную живопись в иерархии жанров, пропагандируемых академией, способствуя репутации девятнадцатого века как "века пейзажа". Возможно, это принесло свои плоды, поскольку "Лес Фонтенбло" был принят на Салоне 1846 года, несмотря на его немифологическую тематику и отказ от неоклассических традиций. Картина заслужила похвалу поэта-символиста Шарля Бодлера, который поставил Коро в авангард современных достижений пейзажной живописи, а также многих других критиков.

К 1850-м годам коллекционеры и дилеры стали жадно искать его картины, и с тех пор у Коро не было материальных забот. Он продолжал отправлять большие картины в салоны, где за них давали высокие цены.

Утро. Танец нимф, 1850, музей д'Орсе 
Камиль Коро (1796-1875).                                   Лесная роща, залитая ранним утренним светом, является декорацией для этой театральной композиции 1850 года. Сцену, заполненную танцующими фигурами в классических костюмах, закрывают занавесы из листвы. Слева какой-то гуляка поднимает бокал в тосте, намекая на возможную тему: Вакханалия, праздник в честь римского бога Бахуса, покровителя вина, экстаза и безудержного наслаждения; подзаголовок картины "Танец нимф" намекает на сверхъестественный и потенциальный сексуальный подтекст изображения. Тонкие штрихи пигмента используются для выделения листьев деревьев, которые, кажется, мягко колышутся на ветру, олицетворяя фирменный мягкий стиль Коро. Пейзаж, выполненный в туманных тонах, приобретает сказочное качество, находясь где-то между фантазией и реальностью. Это сказочное впечатление, возможно, отчасти объясняется тем фактом, что на создание картины его вдохновили две совершенно разные сцены: Вилла Фарнезе в Риме, где Коро делал ранние этюды, похожие на это произведение, и типичная мизансцена Парижской оперы, где Коро часто посещал балеты и концерты. В композиционном плане работа сохраняет очевидные следы неоклассической подготовки Коро, особенно в мифологической тематике, но является авантюрной, избегая точных отсылок к какому-либо конкретному событию, истории или личности, вместо этого передавая общее настроение или атмосферу классического мифа. Картина "Утро" считается ключевым поворотным моментом в карьере Коро и стала его первым широко успешным пейзажем, в котором он отвлекся от исторических и мифологических сюжетов. Это также свидетельствует о важном переходе пейзажной живописи девятнадцатого века в целом от аллегорических сюжетных сцен к натуралистическим работам импрессионистов.
Утро. Танец нимф, 1850, музей д'Орсе Камиль Коро (1796-1875). Лесная роща, залитая ранним утренним светом, является декорацией для этой театральной композиции 1850 года. Сцену, заполненную танцующими фигурами в классических костюмах, закрывают занавесы из листвы. Слева какой-то гуляка поднимает бокал в тосте, намекая на возможную тему: Вакханалия, праздник в честь римского бога Бахуса, покровителя вина, экстаза и безудержного наслаждения; подзаголовок картины "Танец нимф" намекает на сверхъестественный и потенциальный сексуальный подтекст изображения. Тонкие штрихи пигмента используются для выделения листьев деревьев, которые, кажется, мягко колышутся на ветру, олицетворяя фирменный мягкий стиль Коро. Пейзаж, выполненный в туманных тонах, приобретает сказочное качество, находясь где-то между фантазией и реальностью. Это сказочное впечатление, возможно, отчасти объясняется тем фактом, что на создание картины его вдохновили две совершенно разные сцены: Вилла Фарнезе в Риме, где Коро делал ранние этюды, похожие на это произведение, и типичная мизансцена Парижской оперы, где Коро часто посещал балеты и концерты. В композиционном плане работа сохраняет очевидные следы неоклассической подготовки Коро, особенно в мифологической тематике, но является авантюрной, избегая точных отсылок к какому-либо конкретному событию, истории или личности, вместо этого передавая общее настроение или атмосферу классического мифа. Картина "Утро" считается ключевым поворотным моментом в карьере Коро и стала его первым широко успешным пейзажем, в котором он отвлекся от исторических и мифологических сюжетов. Это также свидетельствует о важном переходе пейзажной живописи девятнадцатого века в целом от аллегорических сюжетных сцен к натуралистическим работам импрессионистов.

На Всемирной выставке в Париже в 1855 году он был награжден медалью первой степени за живопись, а император Наполеон III купил у него картину. В 1867 году он был произведен в офицеры ордена Почетного легиона. Хотя он был плодовитым художником и написал более 3000 картин, спрос превысил предложение, у Коро было много подражателей и подделок.

Пасторальный концерт, 1857, Камиль Коро (1796-1875) 
Пасторальный концерт, 1857, Камиль Коро (1796-1875) 

Долина, 1855, Камиль Коро (1796-1875) 
Долина, 1855, Камиль Коро (1796-1875) 

Несмотря на то, что Коро был академическим художником, воспитанным в духе неоклассицизма, его пейзажи были восприняты как предвосхищение достижений импрессионизма. Они прославились своей мягкой цветовой палитрой, часто выполненной с таким низким уровнем тонального контраста, что создавали монохромный эффект. Получившееся в результате сказочное качество отражало его желание оставаться верным своему "первому впечатлению" от пейзажа.

Орфей выводит Эвридику из подземного мира, 1861 Камиль Коро (1796-1875) 
Орфей выводит Эвридику из подземного мира, 1861 Камиль Коро (1796-1875) 

Цыганка с мандолиной.Художник Камиль Коро (1796-1875) 
Цыганка с мандолиной.Художник Камиль Коро (1796-1875) 

При жизни Коро приобрел популярность в основном благодаря своим более поздним, застенчиво-поэтичным пейзажам, которые характеризовались чувствительными тональными эффектами и нежной гаммой серебристых тонов. Портреты и эскизы фигур, созданные за последние 20 лет жизни Коро, такие как "Студия" (несколько версий, около 1865) и "Жемчужина" (1868-70), свидетельствуют о врожденном классицизме Коро и его абсолютном мастерстве в тональной живописи.

Студия Коро, 1865-1873, Лувр Камиль Коро (1796-1875) 
Студия Коро, 1865-1873, Лувр Камиль Коро (1796-1875) 

Женщина с жемчужиной. Камиль Коро (1796-1875) 
Женщина с жемчужиной. Камиль Коро (1796-1875) 

Успех мало что изменил для Коро, который был человеком крайне консервативных привычек. Он всегда очень много работал, потому что любил свое искусство, но это оставляло ему мало времени на другие вещи. Он любил говорить о гармонии своей живописи. Он решительно избегал изображения современного мира на своих картинах: нигде нет и намека на обширную железнодорожную сеть, покрывавшую Францию при его жизни, или на промышленное и коммерческое развитие, преобразившее страну.

Сибилла, 1870 Камиль Коро. Холст, масло, 81,9 см × 64,8 см. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк.                                                                        Хотя Коро чаще всего ассоциируется с пейзажной живописью, он также создавал прекрасные рисунки и портреты, особенно ближе к концу своей жизни. Несмотря на незаконченность "Сибилла" входит в число его самых совершенных работ в этом жанре, что, в частности, демонстрирует его знакомство со стилем Рафаэля. Поза, использованная для создания картины, очень напоминает портрет Биндо Альтовити Рафаэля (1515), который во времена Коро считался автопортретом. Как и для многих портретов Коро, для этого произведения также характерны смелые цветовые контрасты, что заметно отличает его от более поздних пейзажей с их мягкой тональной палитрой. Настроение, переданное этим произведением, является образцом портретной живописи Коро: оно не аллегорично и не направлено на то, чтобы возвысить статус натурщицы, но, тем не менее, передает искреннее сопереживание и эмоциональность, возможно, обусловленные его романтическими наклонностями, в то время как яркие цвета и четкие очертания придают взгляду девушки поразительную напряженность. При жизни Коро "Сибилла" никогда не выставлялась на всеобщее обозрение, но ее высоко оценили более поздние авторы, а один критик описал его модель как "задумчивую итальянскую красавицу, созданную для воплощения в жизнь всех романов, которые вы только пожелаете, [которая] прижимает к груди маленький букетик простейшей символики"." Тот же критик добавил, что "Коро пережил, запомнил и понял - я бы даже сказал, сравнялся с Рафаэлем - бесконечно больше, чем Энгр". Описание Коро не только как равного Рафаэлю, но и как более совершенного портретиста, чем самый известный художник-портретист девятнадцатого века Жан-Огюст-Доминик Энгр, действительно является высокой оценкой и отражает уважение и привязанность, которые критики и публика испытывали к Коро к концу его жизни.
Сибилла, 1870 Камиль Коро. Холст, масло, 81,9 см × 64,8 см. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк. Хотя Коро чаще всего ассоциируется с пейзажной живописью, он также создавал прекрасные рисунки и портреты, особенно ближе к концу своей жизни. Несмотря на незаконченность "Сибилла" входит в число его самых совершенных работ в этом жанре, что, в частности, демонстрирует его знакомство со стилем Рафаэля. Поза, использованная для создания картины, очень напоминает портрет Биндо Альтовити Рафаэля (1515), который во времена Коро считался автопортретом. Как и для многих портретов Коро, для этого произведения также характерны смелые цветовые контрасты, что заметно отличает его от более поздних пейзажей с их мягкой тональной палитрой. Настроение, переданное этим произведением, является образцом портретной живописи Коро: оно не аллегорично и не направлено на то, чтобы возвысить статус натурщицы, но, тем не менее, передает искреннее сопереживание и эмоциональность, возможно, обусловленные его романтическими наклонностями, в то время как яркие цвета и четкие очертания придают взгляду девушки поразительную напряженность. При жизни Коро "Сибилла" никогда не выставлялась на всеобщее обозрение, но ее высоко оценили более поздние авторы, а один критик описал его модель как "задумчивую итальянскую красавицу, созданную для воплощения в жизнь всех романов, которые вы только пожелаете, [которая] прижимает к груди маленький букетик простейшей символики"." Тот же критик добавил, что "Коро пережил, запомнил и понял - я бы даже сказал, сравнялся с Рафаэлем - бесконечно больше, чем Энгр". Описание Коро не только как равного Рафаэлю, но и как более совершенного портретиста, чем самый известный художник-портретист девятнадцатого века Жан-Огюст-Доминик Энгр, действительно является высокой оценкой и отражает уважение и привязанность, которые критики и публика испытывали к Коро к концу его жизни.

Коро наслаждался обществом коллег-художников и был близким другом барбизонской группы художников, особенно Жана-Франсуа Милле, Теодора Руссо и Шарля-Франсуа Добиньи. Он использовал свои деньги, чтобы ненавязчиво помогать менее преуспевающим друзьям, таким как карикатурист Оноре Домье. Не пытаясь поддерживать их публично, Коро симпатизировал молодым художникам. Он давал уроки поздним импрессионистам Камилю Писсарро и Берте Моризо, и у него было много учеников. В последние годы жизни “папа Коро” пользовался всеобщей любовью за свою неизменную доброту и щедрость.

Купание Дианы, 1873Камиль Коро (1796-1875). Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Купание Дианы, 1873Камиль Коро (1796-1875). Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Купающаяся Диана (Фонтан), 1870Художник Камиль Коро (1796-1875)
Купающаяся Диана (Фонтан), 1870Художник Камиль Коро (1796-1875)

Купание Венеры, 1873Художник Камиль Коро (1796-1875) 
Купание Венеры, 1873Художник Камиль Коро (1796-1875) 

Место Коро в истории живописи XIX века бесспорно. Когда он начинал рисовать, пейзажный набросок рассматривался в первую очередь как сырье для более продуманной работы и сам по себе не имел большого художественного значения. Коро был одним из первых, кто показал, что эскиз обладает такими качествами, как жизненность и спонтанность, - основополагающей истиной природы, которой не хватает более законченной картине. На момент его смерти эскиз восторжествовал, и к любой искусственности или надуманности в пейзажной живописи относились с подозрением. Коро помог подготовить почву для художников-пейзажистов-импрессионистов, которые многому у него научились и относились к нему с уважением и благоговением. Клод Моне в 1897 году заявил, что "здесь есть только один мастер - Коро. Мы ничто по сравнению с ним, ничто".

Розы в бокале работы Жан-Батиста-Камиля Коро, 1874
Розы в бокале работы Жан-Батиста-Камиля Коро, 1874

Коро следует признать одной из ключевых фигур в истории современного искусства, связующим звеном между традициями неоклассицизма и последующими направлениями в живописи.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.