Найти тему
Журнал "Татарстан"

В ВИРТУАЛЬНЫХ ВЕЛОГОНКАХ СЧЁТ ИДЁТ НА ВАТТЫ

Девочку из татарской деревни под Тюменью когда‐то в секцию велоспорта привело желание иметь свой велосипед. В итоге она докрутила педали до сборной России, титулов чемпионки мира и Европы среди юниоров и, наконец, до Игр Будущего. Правда, для этого пришлось стать «испанкой».

Когда Инне Абайзуллиной позвонил её агент и предложил принять участие в Играх Будущего, она не сразу поняла, о чём речь. Рассказ о том, что это новый вид соревнований, объединяющих спорт в физическом и цифровом измерениях, тоже не вдохновил. На всякий случай задала уточняющий вопрос:

– А где эти игры будут проходить?
– В Казани.
После этого, уже не раздумывая, ответила:
– Я в команде!
Следует уточнить, что звонок был из Швейцарии, приняли его в Словакии, а разговор об участии в составе испанской команды шёл на русском языке. Таковы коллаборации в современном спорте. Эту миниатюрную черноволосую и кареглазую девушку очень легко представить в национальном костюме на сцене, но она выбрала велокомбинезон и велотрек. И не зря, раз является чемпионкой Европы и мира среди юниоров в олимпийских видах трековых велогонок.
Несоответствие образа роду занятий уступает место удивлению от знакомства с обширной «личной географией» Инны Абайзуллиной. В настоящее время член сборной России выступает за российскую профессиональную команду Marathon-Tula и португальскую Matos Mobility, а в Казани представляет испанскую Team Spain.

-2

ВМЕСТО ДЖОЙСТИКА - ПЕДАЛИ

В виртуальных велогонках оперируют не джойстиком, а крутят реальные педали на велостанке, картинка же трека или шоссе выводится на мониторы: один – индивидуальный, перед глазами спортсмена, другой – большой, для болельщиков. Кстати, в станках – личные гоночные велобайки спортсменов, только без заднего колеса.

Пообщаться с Инной удалось после первого из четырёх испытаний – индивидуальной километровой гонки на время.

– Ты довольно титулованная спортсменка. Наверняка, видишь себя в числе потенциальных победителей?

– Хотелось бы, конечно. Но здесь большинство профессионалов, со многими знакомы. Очень рада возможности пообщаться с подругами из Marathon-Tula Дианой Климовой и Гульназ Хатунцевой – она, к слову, призёр Олимпийских игр. Но титулы здесь не играют никакой роли. И никаких особых преимуществ перед теми же любителями у нас нет. Скорее, наоборот...

– И как такое возможно?

– Тут другая специфика и тактика, по сравнению с обычными гонками. Фиджитал-велосипедисты лучше приспособлены к тренажёрам, имеют соревновательный опыт в таких гонках, знакомы с их спецификой и тактикой. Ещё профессионалов постоянно на допинг проверяют, любителей – нет. Так что они нередко выигрывают виртуальные гонки.

-3

СКОРОСТЬ ИЗМЕРЯЮТ В ВАТТАХ

– А у вас был хоть какой‐то опыт в этом виде?

– Вообще никакого. Всё по ходу дела осваиваю. Вот первый блин комом и получился. Сейчас неправильно силы распределила. Первый круг из четырёх стартанула по полной, как спринтер, и поднаелась, потом очень трудно было поддерживать те же ватты до финиша.

– В виртуальном велоспорте скорость, что, в ваттах измеряют?

– Чем сильнее педали крутишь, тем больше мощность выдаёшь, соответственно, и скорость выше. Так что ватты – очень важный показатель. Сейчас вот Алина Лысенко, она рекордсмен России в спринте, на старте выдала 1100 ватт, так все парни-иностранцы обалдели. Мол, как так, она же девушка?!

– А твоя мощность на трассе?

– В среднем 250-300 ватт. На мощность ещё и масса тела влияет. Я вот 54 кг вешу, и мне сложнее ватты даются, чем тем, кто, скажем, под 60 кг. Как видите, много нюансов.

-4

БОЛЬШИЕ АКИЯРЫ - ПИТЕР - СЛОВАКИЯ

– Я родом из деревни Большие Акияры, это 30 километров от Тюмени. Про велоспорт до четвёртого класса вообще ничего не знала. Потом рассказали, что в соседнем селе есть спортивная секция, где ездят на велосипедах. У меня тогда своего не было, а хотелось. Вот и записалась, – с улыбкой вспоминает Инна.

Через два года велосипед ей родители купили, но дочь так раскрутила педали, что её было уже не остановить. В 14 лет Инна оказалась в Санкт-Петербурге в спортивном интернате самого Александра Кузнецова. «Самого» – потому что Александр Анатольевич в велоспорте – это как Мишин в фигурном катании или Тихонов в хоккее: тридцать лет возглавлял сборные команды СССР,

СНГ и России, подготовил множество олимпийских чемпионов и чемпионов мира. Вот и Инна выросла до чемпионки мира, пусть пока только и среди юниоров.
Хотя сейчас с берегов Невы девушка перебралась в Словакию.

В ДУШЕ ОНА ТАТАРОЧКА

Говорит, что давно хотела переехать в Европу, и не из каких‐то бытовых соображений, а потому что в России нет хороших условий для занятий шоссейным велоспортом, а хотелось развиваться именно в этом направлении, не только на треке.

– За границей и погодные условия лучше для этого, и там много команд мирового тура, где хорошо платят. Два года назад
в моей жизни появился молодой человек. Он словак, тоже велогонщик, и вот уже два года, как я живу в Словакии, выступаю за португальскую команду, но и на чемпионатах России стартую. К себе домой раз в полгода выбираюсь на недельку: по-общаться с родными, бабушкиных любимых перемячей и бешбармак отведать.

– Детство провела в Восточной Сибири, юность – в Питере, сейчас в Европе – два часа на автомобиле до Вены, а кем в душе себя ощущаешь?

– От всего, наверное, понемногу впитала. Но, конечно, и татарочкой себя ощущаю тоже. И не только по национальности, но и по культурной принадлежности. Я ведь выросла в татарской деревне, дома на татарском говорили, в школе язык и литературу изучали. А вот на исторической родине – в Казани – только сейчас, на Играх Будущего первый раз побывала, хотя давно мечтала. Впечатления самые замечательные: и от города, и от Кремля, и особенно от мечети «Кул Шариф». Жаль, времени было мало, чтобы всё осмотреть, но обязательно вернусь сюда для этого.

ПОЛОСА ЧЁРНАЯ И БЕЛАЯ

Инна – весёлый и жизнерадостный человек. За весь день, что мы общались, лишь однажды тень досады омрачила её лицо. Случилось это после второго этапа – гонки на выбывание, где она оказалась на десятой позиции.

– Я ставила передачу такую же, как у моих соперниц рядом, но они крутили педали довольно свободно, а я не могла раскрутить, как будто не по треку еду, а в гору, когда рельеф включают. Мне не понятно, как так?! Судьи сказали, что так не должно быть. Но ведь есть! – не скрывала эмоций Инна.
Протест подавать не имело смысла. Организаторы предупреждали, что отечественная программа виртуальных велогонок на Играх Будущего проходит испытание в тестовом режиме и какие‐то сбои возможны, но претензии по ним приниматься не будут. Впрочем, на этом чёрная полоса для Инны закончилась. На двух последних этапах: в скретче (10 км с одним финишем в горе), и в критериуме (30 км с промежуточными финишами через 2 км) – она стала второй. Но это уже не помогло команде попасть в число призёров, которые определялись по общему числу набранных очков на всех этапах.

– Мы с москвичом Евгением Тихониным и так вытянули команду с седьмого места на четвёртое, если бы испанцы ещё поднапряглись,
то точно бы в призёрах были, – с небольшим сожалением прокомментировала итоги Инна.

Если бы на Играх был личный зачёт, то наша героиня точно не осталась бы без наград, в её активе 175 баллов – это третий результат среди всех участников и второй – среди женщин. К слову, двое испанцев на двоих накрутили всего 51 балл.

-5

ВМЕСТО P.S

Все непростые перипетии розыгрыша первого комплекта наград Игр Будущего не смогли испортить общего впечатления об этом событии.

Мы созвонились через день, когда Инна уже добралась до Словакии. Голос девушки снова излучал оптимизм:
– Настроение хорошее. Организацией Игр все довольны: перелёты, проживание, страховка – всё за счёт принимающей стороны. Ну и призовые неплохие, мы, например, за четвёртое место по 3 тыс. долларов получили. Могло быть лучше, конечно. Но, значит, будет в следующий раз.