Наверняка, многие сталкивались с тревожными мыслями о том, насколько быстро получится выполнить этюд на пленэре, и боязнью того, что этюд окажется незаконченным. Особенно, если в домашних условиях или в мастерской на создание какой либо работы уходит намного больше часов, чем то время, в которое необходимо уложиться под открытым небом. А я напомню, что задерживаться дольше 1-2х часов не имеет смысла, а если дело происходит на рассвете или закате, то время работы сокращается до 20-30мин.
Но, все не так страшно! На самом деле, этюд на пленэре и не должен быть закончен в полной мере. Смысл такой работы в том, что бы ухватить самое главное: необычное небо или холмистую поверхность земли, красивую реку или дерево, фрагмент здания или другой архитектурной формы и т.д. Не стремиться нарисовать все сразу, а сделать упор на чем-то одном.
Например, как в работе В.И. Сурикова. В селе где была написана эта акварель, очень красивая природа, но вместо панорамного вида, художник взял именно такой ракурс. В композиции почти полностью обрезано небо, что заставляет зрителя фокусировать внимание на камни, которые прописаны подробнее всего остального.
А на этом этюде маслом показан город. Городской пейзаж пугает многих необходимостью прорисовывать большое количество домов и окон, но этот этюд показывает, что большое нагромождение построек нужно изображать очень обобщенно, без деталей. Не стоит вычерчивать каждый домик отдельно, а слегка наметить их общую форму или сразу сформировать мазками нужного цвета. Думаю, заметно, что этюд выполнен быстро и условно, при этом мы погружаемся в атмосферу зимнего, немного пасмурного дня. И нет ощущения, что автор чего-то не успел.
Стоит обратить внимание, что в пейзаже В.И.Сурикова можно выявить передний план с крышами и трубами, средний план с домами повыше за которыми виден задний план с оранжевыми домами. И у всех этих планов прослеживается интересный силуэт.
Ключ к успеху лежит в создании удачной композиции. И находясь на пленэре важно выбрать не только интересный ракурс, но и правильно закомпановать его. Цель не в том, что бы достоверно скопировать какой-то вид, что-бы как на фото получилось, а смоделировать его, сделав еще лучше и интереснее чем в реальности. Для этого можно слегка менять пропорции, увеличивая какой-то значимый объект или уменьшая что-либо. Убирать из обзора неприглядные вещи. Сделать дерево пышнее и изогнутее, придвинуть дом ближе или отодвинуть дальше, сделать тропу извилистее и т.д.
Что касается города, то вид с идущими в ряд "коробками" одинаковой высоты - заведомо проигрышная идея. Я очень люблю рассматривать картины художника-графика В.Н. Сигорского. В его работах можно увидеть много интересных композиционных решений. В них город всегда в динамике, даже если это однообразные многоэтажки.
Также, можно вдохновиться работами Анны Остроумовой-Лебедевой. В книге "Основные способы акварельной живописи" А.К.Назарова описывается способ работы акварелью по сухой поверхности "от куска", которым пользовалась Анна Петровна. Этот способ подходит для краткосрочной работы и как вариант, может подойти и вам.
Также, для того что бы работа быстро продвигалась, лучше начинать с главных объектов, обозначив основные отношения тона и цвета. И работать от общего к частному.
Выбор места и времени.
В книге "Пленэр" Н.Я. Маслова можно найди список наиболее частых недостатков в пленэрных работах (стр.45), первый пункт там - это "случайность выбора мотива". Самый первый вариант, который приходит в голову о том, как минимизировать случайность - это заранее найти место для пленэра с хорошим видом. Часто, во время прогулок я записываю адреса домов и улиц, которые мне понравились и фотографирую их. Важно запомнить в какое время суток вам понравилось то или иное место, т.к. один и тот же вид может смотреться иначе при другом положении солнца. Бывало такое, что я приходила в уже знакомое место и понимала, что оно совсем мне не нравится, а все дело в том, что в прошлый раз его привлекательность заключалась в особом солнечном освещении, которого в данный момент нет.
Очень важно следить за тем, что бы солнечные лучи не падали на холст или бумагу во время работы. Солнечный свет на рабочей поверхности будет напрягать глаза и искажать восприятие цвета. Обычно, при таких условиях этюд получается темнее, чем надо. Так что, эти вещи надо учитывать при поиске места.
Хочется упомянуть и о том, что в ветреную погоду лучше на пленэр не выходить. Сильный ветер способен перевернуть вверх ногами все ваши принадлежности. У меня были такие случаи, когда падал этюдник, а тряпку для красок и кисти сдувало в сторону. Также, такой тип погоды как "облачно с прояснениями" может подпортить работу. В этом случае, лучше взять с собой два маленьких формата, для того что бы можно было писать как солнечный вид, так и пасмурный. Ведь обидно, когда посередине процесса солнце прячется за тучу.
В какое время суток выходить на пленэр - каждый решает сам, исходя из своих целей. Считается, что красивые цвета можно увидеть на рассвете и закате или ближе к этому времени, а самые скучные краски - в середине дня. Дневные часы самые стабильные, когда освещение меняется не так быстро, и отношение света и тени наиболее контрастное. Поэтому, середина дня очень подходит для ч/б графики.
Конечно, это все общие рекомендации и у каждого художника свой индивидуальный подход. Главное - часто практиковаться, что бы выработать свои любимые привычки и стиль!
Спасибо, что дочитали до конца! Это была третья статья о пленэре. Пройдите по ссылкам, если пропустили первую и вторую.